Россия, Москва

info@ia-centr.ru

«СТРАНЫ, КОТОРЫЕ НЕ ЗНАЮТ ДРУГ ДРУГА, ТЕРЯЮТ В ТЕМПАХ РАЗВИТИЯ»

29.12.2009

Автор:

Теги:

 

 

            Навопросы Вестника отвечает академик и исполнительный вице-президент Евразийскойакадемии телевидения и радио (ЕАТР) ВалерийРузин

 

            - Валерий Давыдович, сегодня мы говорим оШОС в контексте интеграции евразийского пространства. В чём-то, возможно,опережая реальное развитие событий, мы называем ШОС интеграционным проектомконтинентального значения, который должен обозначить качественно новые подходык сотрудничеству. Однако решение стоящих перед ШОС глобальных задач невозможнобез информационного обеспечения, без учёта гуманитарной составляющей сближениястран и народов. Каково, на Ваш взгляд, информационно-интелектуальноесодержание инициативы ШОС?

            -Единственный – на сегодняшний день – успешный крупный интеграционный проект вмире – это Европейский союз. Если внимательно изучить историю, становится ясно,что он смог состояться во многом именно благодаря информационной поддержке,благодаря сформулированной при участии СМИ цели, которая стала восприниматьсякак объединяющая всех ценность. Свидетели и участники событий рассказывали мне,что пятьдесят лет назад, в период подписания Римского договора (1948 год),сомнения у политиков относительно «евробудущего» были просто безмерны.Колебались очень и очень многие государственные деятели. Но в прессе быласоздана такая атмосфера доброжелательности в отношении предлагавшихся кподписанию интеграционных документов, что все препятствия и неувязки в итогеоказались преодолены.

            Имы должны сказать прямо, что Евросоюз уделяет значительное вниманиеинформационному обеспечению своей деятельности. Существует должностьспециального комиссара по информационной политике. Издана особая «белая книга»по коммуникационной политике Евросоюза (она включает и информационнуюсоставляющую). Продвижение интеграционных идей и конкретных проектов винформационное пространство Европы – а значит, и в сознание европейцев – носитсистемный характер. Каждый год проводится мониторинг этой работы,рассматриваются её успехи и недостатки. Сознание общности культурного кода иединства сегодняшних интересов всех европейцев взращивалось и продолжаетвзращиваться – на это ориентирована вся гуманитарная стратегия ЕС.

            Когдамы говорим о ШОС, нужно чётко отдавать себе отчёт в том, что и здесь рольгуманитарной составляющей, роль СМИ, особенно электронных, являетсяопределяющей для успеха интеграции. Но как фактически обстоит дело? В рамках Шестогоевразийского телефорума проходил Деловой клуб стран СНГ. На этой площадкевыступал наш известный экономист Михаил Делягин. Он сказал тогда фразу,которая, к сожалению, продолжает оставаться актуальной и сегодня: недостаточное информационное обеспечениеинтеграционных проектов в рамках СНГ и ЕврАзЭС препятствует их продвижению,реализации, развитию. Всё это с полным правом можно отнести и к ШОС… Нанедавнем Круглом столе в РИА «Новости» в Москве с видеовключением почти всехстолиц стран ШОС, посвященном информационной безопасности, отмечалось, что однаиз угроз организации – это то, что ШОС мало знают.  Мир таков, каковаинформация о нем. Отсутствие достаточной информации о ШОС снижает потенциалорганизации в целом.

            Возьмёмв качестве примера совместные инициативы с Китаем. Наша Академия (ЕАТР) провелауже три российско-китайских форума сотрудничества в области телевидения. Напоследнем из них, состоявшемся в прошлом году в Шанхае, у нас были оченьинтересные встречи с Шанхайской медиа-группой. Нам рассказывали, как в Китаеотражают российскую действительность в новостях. Коллеги с гордостью говорили,как много времени они уделяют, например, визиту Ху Цзиньтао в Москву. Но,позвольте, - говорю я, - наши страны – стратегические партнёры. Совершенноестественно, что освещаются государственные контакты на высшем уровне. Давайтеговорить о другом – где же следующий шаг? Где наши совместные проектытелевизионных журналов о культуре России и Китая? Где документальные фильмысовместного производства, рассказывающие о том, что нас объединяет? Гдеознакомительные передачи? Где предложения по совместным игровым сериалам? Вот,скажем, с США Китай делает 40-50 крупных телевизионных проектов ежегодно… А сРоссией? – Сейчас, благодаря усилиям нашей Академии, завершается первыйподобный проект – снят первый китайско-российский игровой сериал (24 серии). Снашей стороны продюсером выступает Игорь Прокопенко (РЕН-ТВ), с китайской – ЮСяоган. В Китае базой для съёмок стала крупнейшая частная киностудия –Пекинский Чжунбейский Телевизионный Художественный Центр, съёмки велись также вМоскве и Париже. Сейчас идёт монтаж, китайская премьера проекта намечена наноябрь месяц, российская состоится чуть позже – из-за трудностей созвучиванием. Таким образом, подвижки к лучшему есть, но совместные инициативыразвиваются пока что всё же очень медленно…

            Любаяофициальная хроника мало что добавляет к информационному потенциалу простыхлюдей. Нужно внести в массовое сознание сигнал о полезности и необходимостиинтеграции. Лишь когда идеи и дела евразийской интеграции будут в мыслях исердцах миллионов людей – тогда политикам будет легко и просто реализоватьпозитивные человеческие интенции своих граждан и подписать соответствующиесоглашения… Без этого – дело будет буксовать. Без опережающего развитияинтеграционной тематики в СМИ, прежде всего электронных, любые самые радужныепроекты сотрудничества остаются всего лишь разговорами. В условиях сложностейсегодняшней экономики объединение производственных усилий, финансов и креативак тому же является мощным катализатором выхода из кризиса. В этой связи встаетзадача по формированию крупных региональных культурных проектов,ориентированных на взаимодействие стран ШОС. Необходимо устранение перекоса вкультурной политике в сторону США и Европы. Здесь важно создание точек опоры –фестивалей стран ШОС. Вполне возможно, что один из существующих фестивалей (кпримеру, кинофестивали в Казахстане: «Евразия» или дебютный «Звезды Шакена»)мог бы стать первым фестивалем стран ШОС.

            СтраныШОС вместе являются крупнейшим игроком на арене геополитики. В период осознанияэтого факта медиа являются главным инструментом, через который наши страныосознают себя как новое явление глобального масштаба и значения. В этом смыслевыстраивание медиакультурного пространства является базовым, поскольку оновыстраивает отношения и ценности, характеризующие страны региона в целом ,объединяющие их  и формирующая отношениястран и народов друг к другу. Смыслы и ценности, заложенные и раскрывающиесяв  художественной ткани фильмов, программ, сериалов – это важнейшая информация, создание которой – задача не толькоисключительной важности, но и исключительной сложности. И мы находимся лишь вначале пути. Современная история неоднократно доказала, что в сегодняшнем миреобщие ценности важнее общих границ. Успешные интеграционные проекты построенына базисе общих ценностей.

            - Что удаётся сделать вашей Академии длясодействия евразийской интеграции? Какова идейная основа деятельности ЕАТР?

            -Для нас евразийство – это не политика. Это именно концепция интеграции стран инародов. Академия создана для поддержки взаимодействия в нашей профессиональнойсфере деятельности, в области электронных СМИ. Чем мы практически занимаемся?Хорошо известно, что в творческой среде ничего не рождается без знакомства, безвстреч и обмена идеями. Мы видим одну из важнейших своих задач в создании такихплощадок творческого общения. Скажем, 24-29 ноября 2009 года в Москве будетпроходить XII Евразийский телефорум. В таких встречах принимают участиепорядка двадцати стран. Академия активно сотрудничает с международнымифестивалями – не только азиатскими (таким, как, например, фестиваль в Сычуани,в Чэнду – «Золотая панда»), но и с европейскими («Злата Прага», фестивали вМонте-Карло, в Пловдиве и т.д.). Уже пять лет подряд в мае месяце мы проводимединственный в мире телерадиофестиваль, посвящённый победе в ВеликойОтечественной войне в Севастополе.

            Оченьтесное сотрудничество сложилось у нас с Республикой Казахстан. Несколько менееактивно продвигается работа с Узбекистаном, Таджикистаном, Киргизией. Хорошее,крепкое партнёрство установилось с Китаем. Три года назад мы наши такую формуработы, как российско-китайские форумы сотрудничества (прошли встречи в Пекине,Москве и Шанхае). Здесь у нас состоялась очень продуктивная встреча спрезидентом  Ассоциации творческихдеятелей телевидения (СТАА) и Центрального телевидения (ССТВ) КНР господином Чжаном Хуа Юанем, в ходе которой нашей Академиейи была выдвинута идея проведения Форума сотрудничества телевидения стран ШОС. Ивот, в конце августа 2009 года в Пекине проводится первый Форум сотрудничествапрофессионалов телевидения стран-участниц ШОС. Этот Форум является нашим общим вкладом в утверждение и развитие«Шанхайского духа» - широко известных принципов, на которых строится системавзаимоотношений между странами ШОС.

            Нашевзаимодействие с Китаем может стать полем прорастания для очень многихплодотворных, конструктивных идей. На одной встрече я попробовал порассуждатьследующим образом: любой дом начинает расти от фундамента; фундаментом в нашемделе должна стать драматургия. Итак, давайте сделаем конкурс сценариев на темынашего сотрудничества, общезначимых моментов истории и т.п. Есть и другие идеи– о создании кинотелевизионных тематических альманахов, обмене документальнымициклами. РЕН-ТВ удалось с помощью и при поддержке Академии продать 120документальных фильмов на телевидение провинции Хэлунцзян. Эти фильмы,составляющие цикл «Легендарная Россия», шли весь 2008 год с очень высокими –удивительными для самих китайцев – рейтингами. Сейчас мы имеем большой пакетпредложений от региональных телевизионных компаний Китая… Вообще, надо сказать,у китайцев многому стоит поучиться – в частности тому, как они продвигают себяна мировом теле- и кинорынке, как они умеют налаживать связи в областиэлектронных СМИ.   

            - Часто задаётся вопрос: а что, собственно,даёт России укрепление культурных связей с её соседями в Азии? Некоторыепризывают мыслить сугубо прагматическими категориями и не слишком задумыватьсяо « каких-то» духовных факторах...  

            -Не буду здесь повторять известных формулировок об отношениях стратегическогопартнёрства, которые связывают, в частности, нашу страну с такой крупнейшейдержавой континента, как Казахстан. Нам необходимо осознать, чтоконкурентоспособность России в мире в немалой степени связано с её статусомвеликой культурной державы – или, лучше сказать, державы великой культуры. Да,в экономической сфере мы по ряду направлений пока не набрали необходимыхоборотов. Но по своему культурному потенциалу Россия может сравниться с любойвеликой цивилизацией. Мы должны не забывать это – и стараться продвигатьроссийскую культуру на планете. А что такое любая форма сотрудничества – врамках ШОС, СНГ? Что такое, например, наши телевизионные форумы, конференции,фестивали? Это – всегда! – продвижение русского языка, освоение зарубежногорынка, продвижение наших моральных и культурных ценностей. Конечно, здесьприсутствует  ещё и познание иного. Вслучае с Китаем – иной цивилизации, в чём-то созвучной нашей; в случае состранами СНГ – наших близких соседей, с которыми у нас во многом общаяисторическая память.  

            Далее.Невозможно выстроить прагматическую линию внешней политики, если ты не знаешьпартнёра, не понимаешь его мотиваций. А у нас ведь, если не случиться, неприведи Бог, какого-нибудь стихийного бедствия или катастрофы, месяцами ничегоне сообщают о происходящем в той или иной стране, которая, может даже, граничитс Россией! Без запуска сильного гуманитарного проекта, который знакомил быевразийские народы друг с другом, не приходится говорить о взаимовыгоднойинтеграции, в том числе и экономической. Задачи, поставленные политическимируководителями стран ШОС по переходу организации от этапа сотрудничества кэтапу интеграции в экономической сфере, увеличивают значение электронных СМИ,придают им роль решающей идеологической силы, без активной работы которойрешение  задач по экономическойинтеграции практически невыполнимо. Интересы экономического развития требуютрезкого расширения информационно-культурного сотрудничества. Страны, которые незнают друг друга, объективно теряют в темпах экономического развития.

            Дляэффективного преодоления существующего информационно-культурного вакуума  необходима разработка целенаправленнойкоммуникационной политики ШОС – стратегии действий по утверждениюпервостепенной роли культурных ценностей и культурных ресурсов человеческойистории, по развитию общественного диалога и формированию общегокультурно-информационного пространства стран ШОС. Сегодня требуется разработкановой понятийной базы пространства системной коммуникации стран ШОС. Необходиматакже и постановка задачи поэтапного выстраивания медиа-культурногопространства как основы для формирования ценностей, объединяющих страны ШОС всистемную коммуникационную целостность, детерминирующую переход от парадигмыконфликтности культур к парадигме дополнительности культур – общей ментальностистран ШОС.

            Взаключение добавлю, что вопросы информационно-культурного сотрудничества моглибы стать предметом рассмотрения Форума ШОС. Наряду с этим целесообразнорассмотреть вопрос о создании (возможно, при Секретариате ШОС) совещательногооргана – Совета по коммуникационной политике ШОС, который мог бы объединить икоординировать наши усилия по сотрудничеству в медиасфере.

            


Теги: 

Текст сообщения*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Отправить Отменить
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение