РЕГИОНАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ МЕЖКУЛЬТУРНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Современный мир сталкивается с множеством вызовов, несущих в себе реальную угрозудальнейшему существованию человечества. В условиях глобализации даже самоемогущественное государство не может эффективно отстаивать свои интересы, опираясь только на собственные силы. Одной из важнейших проблем, содержащих в себе значительныйконфликтогенный потенциал, является дефицит пресной воды.
РЕГИОНАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ МЕЖКУЛЬТУРНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ    В ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ

Нечаева ЕЛ.,

и.о. зав. кафедрой политологии ЕНУ им. Л.Н. Гумилева,

кандидат политических наук (Казахстан)

РЕГИОНАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ МЕЖКУЛЬТУРНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

В ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ

Современный мир сталкивается с множеством вызовов, несущих в себе реальную угрозу дальнейшему существованию человечества. В условиях глобализации даже самое могущественное государство не может эффективно отстаивать свои интересы, опираясь только на собственные силы. Одной из важнейших проблем, содержащих в себе значительный конфликтогенный потенциал, является дефицит пресной воды.

Нет сомнений в том, что проблема дефицита пресной воды становится сегодня весьма существенным фактором мировой политики. Обеспечение международной и региональной безопасности требует самого серьезного отношения к ней, а открывающиеся для носителей передовых технологий экономические перспективы, подогреваемые сопутствующими политическими возможностями, обусловят интерес к ней структур бизнеса. Проблемы пресной воды уже в скором будущем станут сюжетом глобальных политических и экономических игр.

Наиболее сложными и трудноразрешимыми при этом представляются политические проблемы, обусловленные принадлежностью многих водных объектов одновременно разным странам.

Достаточно высокие гидрологические показатели водообеспеченности на душу населения на самом деле не всегда отражают реальную экономическую картину, так как освоение, казалось бы, доступных ресурсов может оказаться экономически нецелесообразным в силу неэффективности или даже практически невозможным в силу каких-либо политических, социальных, экологических и иных причин. Особая ситуация возникает с так называемыми международными водами, когда в бассейне одной и той же реки расположено несколько государств или река протекает по границе между двумя государствами. Страны, расположенные ниже по течению, могут столкнуться с нехваткой воды или даже лишиться ее из-за регулирования стока в верхнем течении. Примеров таких рек много. Среди крупных рек мира это, в частности, Нил и Конго в Африке, Колорадо и Ла-Плата в Америке, Ганг и Амур - в Азии, Дунай и Рейн - в Европе. Водосборные бассейны трансграничных и пограничных рек занимают 45,3% территории суши (без Антарктиды).

Трансграничные и пограничные реки в мире насчитывают не менее 261 речных водосборов, занимающих 45,3% суши (без Антарктиды) - 71 подобная река находится в Европе, 53 - в Азии, 39 - в Северной и Центральной Америке, 38 - в Южной Америке и 60 - в Африке. 155 из них разделены между двумя странами, а остальные - между тремя и более странами. Примерно 50 стран имеют не менее 75% своей территории в пределах международных речных бассейнов. На водосборах международных рек проживает более 40% населения мира [1].

Ситуацию с международными водами или трансграничным стоком в мире характеризует то обстоятельство, что если такие реки служат основными водными ресурсами для стран, расположенных в их бассейне, то экономические противоречия и политические конфликты практически неизбежны. За последние 50 лет зафиксировано 507 споров из-за воды, из них 37 привели к острым конфликтам, в том числе 21 сопровождался военными акциями [2]. Такие конфликты имеют длительную историю, так как вода всегда служила инструментом давления при разрешении не только обусловленных водными проблемами, но и иных коллизий. Доступ к воде был источником споров и разногласий как при попытках гидротехнического строительства, так и при загрязнении вод.

Конфликты при распределении международных вод возникли в истории человечества очень давно. Еще 4500 лет назад в Месопотамии велась война за водоисточники между государствами-городами Лагаш и Умма. Похожая напряженная обстановка в этом регионе отмечается и сейчас: в январе 1990 г. Турция, где находятся верховья рек Тигр и Евфрат и зона формирования стока этих рек, на месяц остановила сток реки Евфрат в Сирию и Ирак для заполнения водохранилища Ататюрк. Кроме этой плотины, в Турции имеется проект строительства еще 22 плотин для орошения и получения энергии общей стоимостью 32 млрд. долларов, что может снизить сток в Сирию в средний по водности год на 35%, а в маловодный - намного больше. В настоящее время Турция и Сирия имеют только временное соглашение о распределении воды реки Евфрат, а с Ираком серьезных переговоров не проводилось [3].

В более выгодном положении оказываются страны, расположенные выше по течению рек, так как у них имеются возможности диктовать свои условия в вопросах использования воды тем, кто расположен ниже и, таким образом, оказывается в зависимости от соседа. Например, Израиль получает значительную часть воды с сопредельных территорий (0,5 куб. км в год),Узбекистан - более 65%, в Бангладеш почти вся вода поступает с территории Индии, а в Египет - из стран выше по течению реки Нил. Хорошо известны конфликты за воду, например, на Ближнем Востоке, между Индией и Бангладеш, а сейчас и странами Нильского бассейна. Возможность вооруженных конфликтов за водные ресурсы в недалеком будущем представляется достаточно вероятной.

При этом, отмечают специалисты: «практически при каждом новом конфликте мировое сообщество оказывается к нему не подготовленным, а это, как следствие, не позволяет прекратить его на ранних стадиях развития, избежав больших человеческих и материальных потерь.

Во-первых, как правило, плохо предсказуемы районы и острота возникновения региональных конфликтов. Во-вторых, практически каждый раз идет поиск и создаются новые механизмы и средства урегулирования непосредственно в ходе конфликта, что создает предпосылки для его неконтролируемого развития.

В-третьих, нет регулярных международных источников получения современной и объективной информации о ходе развития конфликтов.

В-четвертых, до конца не отрегулирован механизм принятия политических, и особенно военных, решений по нейтрализации конфликтов. Более того, имеющаяся практика порождает напряженность в отношениях государств, которые должны "гасить" конфликт» [4].

Проблема обеспечения водой государств Центрально-азиатского региона - одна из важнейших и актуальнейших проблем современности. Она подразделяется на ряд составляющих, главными из которых являются: обеспеченность водой населения для бытовых нужд, обеспечение экономического развития региона, как промышленности, так и сельского хозяйства; решение экологических проблем, возникших в результате масштабного антропогенного воздействия.

Центрально-Азиатские государства расположены в аридной зоне, в которой без орошения возделывать сельскохозяйственные культуры и получать устойчивые урожаи невозможно. Ухудшение параметров состояния водных ресурсов в значительной мере воздействует на социально-экономическую сферу, вызывая снижение продуктивности сельского хозяйства, деградацию плодородных земель, безработицу, региональные различия в уровне жизни,усиление миграционных процессов из экологически неблагополучных регионов, что в перспективе может привести к возникновению конфликтов между группами населения, дестабилизации экологической, социально-экономической и геополитической ситуации.

Возможные угрозы и риски в сфере трансграничных водных ресурсов связаны со сложившимся уровнем экономического сотрудничества государств, ограниченностью водных ресурсов, усилением демографического прироста населения и, соответственно, обострением межгосударственной конкуренции в использовании природных ресурсов. Существующие межгосударственные соглашения стран ЦАР в области совместного использования водных ресурсов недостаточно эффективны из-за различных подходов к пониманию сложившейся ситуации и несогласованности нормативно-правовой базы. В силу этого, водные ресурсы в регионе и возможности контролировать их распределение, выступают в качестве рычага экономического и политического давления со стороны некоторых государств ЦАР.

Одним из наиболее существенных факторов усугубления регионального соперничества в водной сфере становится значительное ускорение темпов прироста населения. Центральная Азия всего имеет примерно 170-180 куб. километров водных ресурсов, из которых на сегодня используется более чем 90%. Демографические тенденции свидетельствуют об усилении антропогенной нагрузки на экологическую среду, что может повлечь за собой безвозвратное истощение земельных и водных ресурсов и экологический кризис. По оценкам специалистов, ежегодный водозабор поверхностных и подземных вод в Узбекистане и Туркменистане уже сейчас доходит до 80-90% и можно прогнозировать дальнейший дефицит водных ресурсов (с учетом роста численности населения): в ближайшие 10 лет потребности могут увеличиться еще на 20% [5].

Водные конфликты в ЦАР, по мнению специалистов, приобретают все большую ожесточенность и межэтнический характер - как, например, конфликты вокруг раздела земли и воды в Таджикистане и Киргизии. Водно-территориальные проблемы все больше политизируются и выступают в качестве программных лозунгов определенных политических сил - «Этнические противостояния в Ферганской долине связаны, прежде всего, с проблемой водных ресурсов. Поводом для серьезнейших разногласий между двумя соседними республиками стал конфликт 1998 года между таджиками Исфаринского района Худжанской области Таджикистана и кыргызами Баткенского района Ошской области Кыргызстана» [6]. Именно вода, отмечают аналитики, была в числе причин многолетней гражданской войны в Таджикистане, где социальное недовольство водной политикой было «умело использовано в ситуации обострения политической борьбы между региональными кланами» [7].

Водные ресурсы между государствами региона разделены неравномерно, не подписано международное соглашение по разделению водных ресурсов, и в тоже время все государства объявили собственность на воду и водные объекты, формирующиеся или расположенные на своей территории. Введение частной собственности на землю, нерешенность пограничных вопросов могут еще более ухудшить ситуацию по воде, сделать водные конфликты неуправляемыми и трудноразрешимыми.

Основой преодоления дестабилизирующих факторов являются главным образом политические факторы, включающие в первую очередь:

- Готовность на правительственном уровне стран Центральной Азии к интеграции, координации действий на основе общности интересов и установлению режима наибольшего экономического благоприятствования.

- Достижение консенсуса между странами региона, открытый диалог внутри региона и с международным сообществом вне региона, между донорами и реципиентами.

- Совершенствование межгосударственной системы сотрудничества в сфере комплексного использования и охраны трансграничных водных ресурсов. Хотя на сегодня мнения относительно форм и методов сотрудничества порой радикально расходятся, тезис о поддержании и развитии сотрудничества ни у кого не вызывает сомнений.

- Развитие и совершенствование правовой основы межгосударственных отношений по использованию и охране трансграничных водных ресурсов.

При существующих различиях в подходах стран региона к решению водной проблемы, единственный путь выхода из этой сложной ситуации, по мнению специалистов,- это межгосударственный и межкультурньш диалог стран Центрально-азиатского региона, на основе которого возможно разрешение существующих противоречий в водной сфере. Механизм создания такого диалога включает в себя проведение следующих мероприятий на межгосударственном региональном уровне:

1. Разработку и международно-правовое оформление политических и экономических превентивных мер, направленных на недопущение трансграничных водных конфликтов

2. Создание финансового потенциала, необходимого для реализации принятых решений

3. Создание единой региональной системы мониторинга и анализа оперативной и объективной информации в водной сфере

4. Исключение силовых методов в решении существующих межгосударственных водных противоречий

5. Подготовка и подписание межгосударственного соглашения по распределению и использованию трансграничных водных ресурсов на равноправной и справедливой основе.

Основными аспектами необходимого потенциала для политического решения задачи достижения эффективного регионального сотрудничества в водной сфере являются следующие стратегические меры:

- Эффективное политико-правовое регулирование водной сферы;

- Совершенствование институционального управления водными ресурсами;

- Сближение национальных водных законодательств с нормами международного права;

- Инициирование совместных экономических проектов;

- Консолидация усилий всех заинтересованных сторон.

Водные ресурсы региона должны служить для удовлетворения существующих видов пользования и будущих потребностей стран Центральной Азии. Они должны осваиваться на основе принципов разумного и справедливого использования и участия с целью достижения оптимального и устойчивого получения экономических выгод при надлежащей защите водотоков.

Для решения водных проблем региона необходимы прочный мир, региональная стабильность, стремление к сотрудничеству, отказ от конфронтации, от давления и прямого или косвенного вмешательства во внутренние дела других государств. Необходимо дальнейшее совершенствование механизма и методов межгосударственного переговорного процесса по вопросу использования водных ресурсов в регионе Центральной Азии.

Факторами, способствующими достижению этой цели, являются исторический опыт разрешения спорных вопросов, применение международно-правовых норм, обеспечивающих устойчивое и рациональное водопользование и создающих равные права для всех государств водотока, создание в регионе развитой системы межгосударственных соглашений, продвижение совместных масштабных экономических проектов с привлечением иностранных инвестиций и создание благоприятных политических условий для их реализации.

Литература

1ТНе ТУогШЕпу&оптеЫ, 1972-1992. ЬопЛоп: СИартеп апс1На11, 1992. 884р.

2ЫеЬзскег Н.-Ь. Соп/Ис( оуег ц>а(ег - сап Иуаго1о%у соШпЪгЛе апу-Шщ (омага 1 (кегг аоЫИоп? 1А8Н РиЫ. № 286. 2004. Р. 238-245.

3ОШск Р.Н. <31оЪа1 ревЫсйег гезоигсез: зо#-ра1к зо1иНопз/ог (Не 21-1к сепШгу //Зыепсе, 2003. 302, №5650. Р. 1524-1527.

4Михайлов Н. ОсобенностиXXIвека//Независимая газета. -1999. -12 октября.

5Сидоров О. Водные ресурсы Центральной Азии как источник региональных конфликтов // Центральная Азия и Кавказ. - 2003. - №5 (29). -С. 183-190.

6 Олимов М., Камолиддинов А. Региональное сотрудничество по использованию водных и энергетических ресурсов Центральной Азии//Центральная Азия и Кавказ. -1999. -№2 (3). - С. 12

7 Интеграция в Центральной Азии, кпр:/ /уюу. апаИИ ка. ог %

Поделиться: