Эдуард Ковель. Девятый внеочередной.

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Стабильность и высокие темпы развития были благом для Казахстана, но, в то же время, породили системное зло - чиновника-кормленщика, который ни по образовательному уровню, ни по своим нравственным качествам тому уровню стратегических задач, которые ставит президент Казахстана и лидер партии Нур Отан. Трезво взглянуть на эту колоссальную для казахстанского общества проблему в рамках съезда, скорее всего, не хватит ни времени, ни желания.
Эдуард Ковель. Девятый внеочередной.

Эдуард Ковель. Девятый внеочередной.

Да, да. Мы не ошиблись. Поразительно, но факт. Девять из двенадцати съездов партии Нур Отан за последние десять лет были внеочередными. Это обстоятельство заставляет задуматься о том, какие же непредвиденные и чрезвычайные причины побуждали руководство партии власти постоянно выходить за рамки строго отмеренных временных промежутков от съезда к съезду, созывая внеочередные партийные форумы. И это в стране, которая на протяжение всего десятилетнего срока существования НДП «функционировала» в режиме относительной стабильности и "поступательности развития".

Каким было место Нур Отан в системе органов казахстанской власти?

С одной стороны, это инструмент для сбора голосов в рамках ключевых электоральных циклов, а с другой - трибуна, на которой, по мере необходимости, президент РК мог озвучивать новые программные установки. Кстати, в качестве другого рупора, как правило, использовалась Ассамблея народа Казахстана.

Замечу, что по степени интенсивности высших партсобраний Ак Орда переплюнула даже большевистскую партию, которая в промежутке между 1917 и 1925 годом проводила съезды каждый год. Ноу хау по-казахстански - даешь два форума за год. И это, я думаю, не предел.

Что нового мы можем услышать с трибуны партсъезда в выступлении лидера партии Нурсултана Назарбаева и его ближайших сподвижников?

Есть ощущение, что нагнетавшаяся в течение последнего месяца кадровая интрига, которая должна была быть разрешена до съезда или же на самом съезде, останется неразрешенной и президент РК сохранит основные аппаратные конфигурации в неизменном виде. Скорее всего, до середины лета.

Будет окончательно «утверждена» новая идейная платформа Нур Отан, которая будет носить "социальный и консервативный характер".

Будет окончательно признана роль Нур Отан как главного коммуникатора между властью и обществом. Еще раз подчеркнута особая роль партии власти в осуществлении контроля за реализацией антикризисной программы, борьбой с коррупцией и т.д. и т.п. Вобщем, для тех, кто более или менее внимательно следил за выступлениями партийных боссов накануне съезда особых сюрпризов не ожидается.

Для тех, кто ничего не понял из полемики, развернутой в партийной печати, рекомендую цитату из Дархана Калетаева: «Если либерализм в политике Нур Отан стимулировал развитие среднего класса, национальной буржуазии и государственной бюрократии, то ее консерватизм учитывал интересы рабочих, сельских жителей, учителей и домохозяек». Если и теперь у кого-то остались вопросы, то предлагаю напрячь воображение, и представить Нур Отан в виде двуликого Януса, который разными лицами обращен практически ко всем жителям Казахстана, кроме бомжей и олигархов. А, поскольку в последнее время о казахстанских нуворишах слышно подозрительно мало, видимо, по своим доходам они уже сравнялись со средним классом, то, значит, не надо пугаться - Нур Отан вовсе не сокращает свою социальную базу поддержки, а, напротив, приводит ее в необходимое равновесие с помощью политики социальной и консервативной, ибо очень скоро все казахстанцы будут жить, как один большой средний класс.

Как известно, в каждой шутке есть доля шутки. Очевидно, что вопрос о стратегии развития партии на ближайшие годы серьезно дискутировался на предсъездовских посиделках. Почему идеологи партии остановились на странноватом симбиозе социального и консервативного - тоже в общем-то не секрет.

Напомню, что самый мощный think tank Единой России так и называется - Центр Социально-консервативной политики. Так что новому менеджменту Нур Отан можно поаплодировать за творческое преломление опыта евразийского партнера. Равно должен заметить, что и в России не до конца понимают, что делать с либеральной, социальной, консервативной, суверенной демократией, и уже постепенно отходят от дискуссий на терминологические сюжеты, понимая, что никакими словами невозможно остановить сокращение базы социальной поддержки нынешней власти. В условиях кризиса это неизбежно. Казахстанские социологические центры единодушно утверждают, что в Казахстане обратная картина полного доверия власти, партии власти и представителям власти. Но, все равно, как-то тревожно...

Полагаю, что тема партийной реформы, которая была столь актуальна еще пару месяцев назад, сейчас уже не выглядит столь привлекательно для серьезного анализа. Обстоятельства меняются значительно быстрее, нежели на них успевает реагировать партийный аппарат.

Поэтому, на мой взгляд, единственно важным сюжетом для обсуждения на партийном съезде была бы тема кадрового обеспечения всех уровней партийной работы. А шире - состояние кадров во всех сферах государственного управления РК. Если в ближайшие несколько лет не произойдет каких-либо кардинальных изменений в этой сфере, то можно будет с уверенностью сказать, что процесс дальнейшей политической и экономической модернизации Казахстана будет фактически приостановлен. Чиновничье-бюрократические схемы окончательно превратились в главное препятствие для поступательного развития страны.

Если даже предположить, что в ближайшее время НДП Нур Отан инициирует 2-3 масштабных коррупционных скандала, заработав дополнительные очки, все равно это будет капля в море.

Стабильность и высокие темпы развития были благом для Казахстана, но, в то же время, породили системное зло - чиновника-кормленщика, который ни по образовательному уровню, ни по своим нравственным качествам не соответствуют уровню стратегических задач, который опредеделяет президент Казахстана и лидер партии Нур Отан. Трезво взглянуть на эту колоссальную для казахстанского общества проблему в рамках съезда, скорее всего, не хватит ни времени, ни желания.

Как справедливо заметил Нурлан Еримбетов:даже "Министры и банкиры оправдываются и говорят о народных проблемах(!), а не пространно рассуждают об индикативных планах и прорывных проектах, в ваших офисах".

Изобретая новые термины, конструируя новую идеологию партийного строительства, нельзя загонять внутрь реальные проблемы. В противном случае. за горами тот день, когда единственным способом остановить нарастающие трудности будет полный переход в режим ручного управления. От съезда к съезду...
Теги: Казахстан

Поделиться: