«Мазепин день» в Полтаве

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Сделать, разумеется, хотелось очень и очень много, но вышло скромно, а местами убого. «Торжества» проводились в нескольких вариациях: научно-теоретической, культурно-массовой и агитационно-пафосной.«Научно-теоретические» торжества выражались в проведении «круглого стола» на базе Полтавского педагогического университета. Заседание назвали с претензией «Гетман Мазепа: оправдание историей». Причем никаких инакомыслящих представителей, организаторы научного шоу не приглашали, дабы не нарушать идиллию и единство мнений.
«Мазепин день» в Полтаве

Как доказательство окончательного и бесповоротного совокупления полтавских властей с идеей предательства, а также выполняя волю президента, в Полтаве 19 - 20 марта впервые провели торжественные мероприятия, посвященные так называемому «дню рождения гетмана Ивана Мазепы».

Сделать, разумеется, хотелось очень и очень много, но вышло скромно, а местами убого. «Торжества» проводились в нескольких вариациях: научно-теоретической, культурно-массовой и агитационно-пафосной.

«Научно-теоретические» торжества выражались в проведении «круглого стола» на базе Полтавского педагогического университета. Заседание назвали с претензией «Гетман Мазепа: оправдание историей». Причем никаких инакомыслящих представителей, организаторы научного шоу не приглашали, дабы не нарушать идиллию и единство мнений.

Коллектив собрался замечательный - активисты ВО «Свобода», «Трызуба», УНП, «Просвиты», «Союза украинок». Тон задавали зампредседателя областного совета функционер КУНа П.Ворона, главный натофил области О.Пустовгар и управляющий деятельностью местной ячейки «упц-кп» «епископ Федир». Научность изображали преподаватели университета, а большую часть собравшихся составляли местные студенты, которые были не в силах бороться с зевотой, и тихо исчезали из зала. Уже в середине заседания в аудитории (а мероприятие дабы не было заметна его малочисленность, провели в небольшом помещении) оставалось человек 30.

Первым «научные открытия» делал религиозный деятель, сообщивший с ходу, что «Петр люто ненавидел Украину», а Мазепа имеет «бесконечные заслуги перед церковью». Потом присутствующим было квалифицированно заявлено, что «анафема Мазепе есть действие незаконное и неканоническое». По причине отсутствия в зале представителей УПЦ-МП, возразить никто не мог. И тогда «епископ» усилил впечатление заявлением, что «РПЦ уже сняло анафему с гетмана еще в 1918 г.» Сидевшие в зале мазепианцы одобрительно зацокали и закивали и почему-то вспомнили, «что русские анафеме многих достойных людей предавали, например Льва Толстого»...

После церкви пришло время «классической науки». Заведующая кафедры истории Украины И.Дитман печально поведала о неизбежности мазепинских попыток «вырваться из лап России», чему доказательство «вся жизнь и деятельность гетмана» и чему помешала «полтавская катастрофа».

Выступающая заметила, что «к сожалению (!), татары, готовые совершить набег и помочь Мазепе и Гордиенко получили указание стоять на месте». Так сегодня сожалеют о несбывшемся татарском набеге на Украину. Ученая дама также убеждала присутствующих, что несомненным плюсом мазепинского выступления было то, что его поддержало больше людей, чем Выговского, а это «свидетельствует о более высоком уровне национальной самосознательности».

Преподаватель института историк В.Ревегук сообщил, что подобные заседания «на тему признавать или не признавать Мазепу бессмысленны, ибо государство уже давно признало его». В качестве доказательства он достал из кармана замусоленные десять гривен.

В его выступлении досталось Петру I и русской армии, которая, оказывается, «висела на шее украинского народа», а Мазепа начал «первый этап освободительного движения Украины, второй возглавил Петлюра, а третий Бандера». «Для нас очевидно, что под Полтавой случилась катастрофа для Украины», - печально, словно мантры повторяя, бормотал Ревегук.

Потом пришло время откровений и открытий, так как микрофон достался одному из ведущих «исторических фантастов» преподавателю аграрной академии Н.Безотосному. Этот не стал оспаривать «катастрофическую» оценку событий Полтавской битвы и перешел к своим «открытиям».

Как оказалось, «когда в Полтаву вошли русские войска, то полтавчане подняли белый флаг, то есть сдались русским, и Карл шел освобождать Полтаву», «в Полтаве у Мазепы жило огромное количество родственников», «Мазепа постоянно просил Петра не убивать Костю Гордиенко, потому что знал, что тот хотел независимости Украины».

Заканчивал Безотосный призывом «перебороть свое рабство перед Россией» и сетовал, что Мазепа и Гордиенко объединились. А Тимошенко и Ющенко не могут».

Подобных эмоциональных выступлений было много и все ораторы скорбели о трагедии «1709 года» и признавались в своей любви к Мазепе.

Конечно, не обошлось без предложений и обращений. В планах мазепофилов было создание в школах «отрядов и куреней им. Мазепы» (это предлагают те, кто облил пионерию несмывающимися помоями), проведение велопробега в честь украинско-шведского договора, телемарафон для сбора средств на памятник Мазепе в Полтаве. И, наконец, представитель Украинской Народной Партии И.Бойко предложил на памятнике Петру I разместить стенд «Кат Украины!», а Мазепу канонизировать и причислить к лику святых...

Доброе настроение заседателей нарушило выступление Николая Кучерова - есаула «Верного Казачества», которого организаторы ошибочно приняли за своего. «Как вы можете рассуждать об анафеме, когда сами находитесь под анафемой?», - спросил Николай «епископа УРЦ-КП». После этого зал взорвался негодованием: «Чому вин размовляе мовою оккупантов!» - истерично вопрошала психолог по специальности и националистка по убеждениям Олэся Обровко; «Хот його сюды запросил?», - любопытствовали вслух национал-радикалы; «Все що вин каже, - говорили представители «украинского казачества» со следами пенсии на лицах и значками брежневских времен на мунидирах, - «то брехня, вин не козак, це не думки козакив!»

Кстати после выступления, эти пенсионеры вслух и публично пообещали Николаю «множество проблем».

Таким маленьким скандальчиком и закончился «круглый стол». А народ ждало культурно-массовое действо в виде «элемента фестиваля Мазепа-фест» - выступление Тараса Компанийченко в музыкальном училище.

Второй день «торжеств» - 20 марта - носил агитационный характер, причем каждый из любителей Мазепы агитировал по-свойски. Первыми к «Памятнику загиблым казакам» известным своим крестом, украшенным масонскими символами, подтянулись сторонники Олега Тягнибока. Около 20 человек с флагами ВО «Свобода» потоптались возле памятника, выслушали трех ораторов, поскандировали: «Слава Мазепе! Слава Украине! Героям Слава!» и разошлись по домам.

Потом сюда же подтянулся официоз из облгосадминистрации, для которого сделали импровизированную трибуну и подогнали студентов с флагами, отчего вспомнились первомайские демонстрации 80-х годов и опаздывающие на митинг секретари обкомов.

Завершились мазепинские мероприятия факельным шествием бандеровцев по центральным улицам Полтавы, с криками «национал-патриотического» содержания. «Праздник удался»...

Оксана Лемешко

Информцентр Объединения «Русское содружество»

Поделиться: