Россия, Москва

info@ia-centr.ru

Украинская повестка России.

23.03.2009

Автор:

Теги:

Украинская повестка России.

 

Наша позиция базируется на следующих ключевых положениях. Мыисходим из предопределенности, в ближайшие десять-пятнадцать лет, болееглубокого разграничения пространства между Россией и Европой. В какой форме онопроизойдет не известно. Наиболее мягкий вариант может быть похож на сегодняшнийнабор барьеров: визы, таможенные тарифы, средней жесткости границы зонгеостратегической безопасности, при этом почти свободное перемещение капиталов,туристов, а также, по соответствующим ужесточенным правилам, трудовых ресурсов.

 

Очевидно, что межа пройдет по всей тойпроблематике, которая составляет повестку отношений России-Украины, а такжешире, составляя вопросы геополитики в треугольнике Россия-Украина-Запад. В какойформе удастся сохранить Украину союзником, дружеским к России государством,будет зависеть от активности и эффективности российской политики на украинскомнаправлении. Задача неординарная, учитывая необратимость дрейфа Украины в ЕС.

 

Говоря о текущей ситуации, мы исходим из трех фактов. Первый– экономика Украины находится в худшем за последние годы положении, и всравнении с тяжестью российских проблем терпит крушение. Второе – это неизбежноотразится на социально-политической ситуации в стране, однако обострившиесякризисы не вызовут «краха» государства и не приведут к гражданской войне. Третье– Европа пересматривает свою политику не только в отношении нынешних украинскихвластей, но и в целом по отношению к Украине. Появляется временное «окно», когдаРоссия может предложить западным партнерам рамочные параметры для долгосрочной практикивзаимодействия в Украине. Это может не сработать в полной мере, но предложениедолжно прозвучать. Четвертое - Украина не должна «засидеться» в антироссийскойпозе. Действия России должны быть направлены на то, что бы доказать украинскомуполитикуму необходимость проведения конституционных реформ федеративногохарактера (по примеру Германии), расширяющих самостоятельность областей, атакже реформ, подымающих статус русского языка, на государственном уровнефиксируя двуязычие (по примеру Канады).

 

1 шаг.

Определение местаУкраины в российской политике.

 

Проблема в том, что Украина до сих пор отсутствует каксамостоятельное направление внешней политики РФ. Украинская тематика лишьвключена как конфликтный элемент в «газовую политику» РФ, как отдельный элементв вопросы безопасности (базирования ЧФ РФ). Также нельзя назватьгосударственной политикой РФ в отношении Украины дипломатию отдельных лидеров(от Лужкова до Затулина). Они выполняют функцию зондирования общественногомнения, провоцирования элит на диалог и прочее. Хотя отдельно надо признать ихзначительное влияние на общественное мнение Крыма (опять же это другая,отдельная история, не должная довлеть на украинскую политику РФ). Изменить данныйфакт необходимо, но сейчас не представляется возможным.

 

Поэтому, если мы попытаемся заново определить политикуРоссии в отношении данного субъекта, то должны найти более широкую привязку. Нанаш взгляд новое формулирование украинского вектора внешней политики РФ должнопроисходить в контексте европейской политики России. Необходимо показать,что Россия формирует свой украинский вектор под зонтиком российской европейскойпарадигмы, при этом мы активно наращиваем российско-украинские связи,притягивая к себе все пространство Украины без ограничения на запад и восток. Будетразумно, если свою политику поддержки и помощи Украине мы свяжем с нашейдолгосрочной политикой международной интеграции.

Весьма вероятно, что нас продолжат преследовать неудачи,если мы будем по-прежнему рассматривать Украину как страну рискованных икраткосрочных авантюр (даже если они имеют краткосрочный успех). Также мыобманываем себя, если сосредоточимся на необходимости получить себе в Киеве«ставленника» или управляемого лидера. 

 

Необходимо продемонстрировать, что Украина для нас являетсячастью политики России в отношении Европы. На данном направлении мы имеемзначительное число проблем, не достигаем полного удовлетворения, но ведем себя весьмапоследовательно и достигаем промежуточных результатов (как в отношении НАТО таки в отношении Евросоюза). Видна последовательность и преемственность. Евросоюзуже склоняется действовать с РФ не путем отдельных атак и локальных договоров,а к выработке приоритетов на этом направлении. Во многом для них этот приоритетРоссия. Вспомним 1990 –е, тогда при всех неопределенностях они признавали, чтосначала есть РФ – страна с ядерным оружием, и только во вторую очередь СНГ. Нарубеже 2000-х началась другая полоса – раздражающая нас своим игнорированиемроссийских интересов. Сейчас они публично заявляют об отказе делить СНГ насферы влияния, но, по сути, на Западе понимают, что договариваться по основнымвопросам, лежащим в геополитике придется именно с Россией. И только потом вписыватьв эти договоренности страны СНГ.

 

Отсюда вытекает частный случай Украины. В украинскомпубличном пространстве, уже сейчас до выборов, должна укрепиться мысль, что «кнашей украинской выгоде мы должны действовать в согласии с РФ, а в некоторыхслучаях при участии РФ». С нашей российской стороны, Москве необходимосформулировать в форме меморандума или другого документа, общие рамки отношенийс Украиной, основная мысль которого бы заключалась в а) -- долгосрочностиотношений, нацеленности на стабильность Большой Украины, при фиксацииполитических и культурных прав русского и русскоязычного населения; б) --отсутствия раздражения от политики Украины в отношении Европы, ее нацеленностина евроинтеграцию, но при четко сформулированных условиях геополитическойбезопасности России от Запада (постулируется свобода европейского выбораУкраины, при известных ограничениях в отношении расширения НАТО).

 

2 комплексный шаг:формирование и реализация практических методов.

 

А). Поддержкарусского языка и русскоязычного пространства.

 

В Украине заметно падение не только школьного уровнярусского языка, наблюдается катастрофическое сокращение специалистов в областирусской филологии (базовой специальности для многих профессий медийной сферы).Необходим набор публичных и менее публичных мер в поддержку российскогообразовательно-медийного пространства в Украине. Начиная со следующего бюджетаРФ необходимо заложить специальные статьи для министерства образования РФ иАкадемии наук РФ в пользу обеспечения программ изучения и распространенияязыка, силами российских и украинских специалистов. Отдельно продумать иобеспечить набор мероприятий связанных с темой голода в Украине: совместные международныеконференции и научные семинары историков.

Должна быть составлена карта грантовой поддержки (списоквузов и иных учебных заведений с их реальными ресурсами, проблемами, а такжетеми специалистами, которые имеют желание и амбиции расширить собственныевозможности в преподавании русского язык). Таким образом, финансирование должноносить точечный характер.

 

В целях снижения политических конфронтаций, а также,учитывая низкое качество преподавания в украинских вузах украинского языка,разумно рассмотреть возможность поддержки в вузах двуязычных специальностей«русский и украинский языки», для расширения базы специалистов-переводчиков.

 

Б). Работа собщественными силами.

 

России необходимо поощрять общественные российскиеорганизации (НПО) к поиску контактов и налаживанию сотрудничества с украинскимипартнерами. Крупные российские общественные движенияорганизации должнывыстраивать или как минимум искать собственные связи в Украине. Необходимо наращиватьвсю гамму межпартийных связей. Не только по линии «Единой России», но всероссийские конструктивные партии от «Справедливости» до «Правого дела» должныпроводить собственные проекты и искать контакты в Украине, причем, совершенноне важно какова внутрироссийская парламентская судьба вышеуказанных и иныхроссийских политических организаций. Нужно обрастать любыми связями.

 

Стимулировать российские партии на работу с региональнымипарламентами. В качестве позитивного можно привести пример голосованияВерховного Совета Крыма, «о необходимости активизации сотрудничества с Россиейи другими республиками бывшего СССР». Крымские депутаты намерены содействоватьвступлению Украины в ЕврАзЭС и ОДКБ. "За" принятие данного документапроголосовали 75 депутатов, 11 - против.

 

В). Повышениестатусности украинской политики России. Необходимость создания авторитетной российско-украинскойКомиссии по сотрудничеству и взаимодействию.

 

Необходимость создания данного органа вызвана особенностямибюрократического регулирования в России и Украине: отсутствием консенсуса вотношении политики друг друга внутри элит двух стран, отсутствием самойплощадки для обсуждения острых тем из двусторонней повестки.

Комиссия должна отчитываться перед парламентами двух государстви на правительственных заседаниях. Комиссия обсуждает конкретные вопросы,совмещающие политическую, экономическую и иную проблематику. Персонально, отнас это должны быть политики и чиновники, выражающие либеральную миссию: АнатолийЧубайс, академик Ясин, депутат-бизнесмен Александр Лебедев и другие подобногорода. В полномочия Комиссии должны быть отнесены формирование межправительственныхсоглашений по регулированию вопросов взаимодействия.

 

Подводя итог, еще раз обратим внимание, каким бы не был«ответ» России на украинский «вызов», он должен исходить из необходимостивыработки целостной стратегии отношений. Москва должна иметь долгосрочный плансвоей политики и понятные для Киева правила двусторонних отношений с четкойсистемой критериев позитивного развития, выход за пределы которых подразумевает плохиепоследствия для согласия и мира в Украине.

 

ИАЦ МГУ. Караваев,Власов.

 


Теги: 

Текст сообщения*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Отправить Отменить
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение