Россия, Москва

info@ia-centr.ru

Межгосударственные границы и проблемы безопасности в Центральной Азии

23.02.2009

Автор:

Теги:
 

Мирзохид Рахимов,

К.и.н. Зав. Отделом «Современной истории и международных отношений»

 Института Истории АН РУз.

 

 

Межгосударственные границы и проблемы безопасности в Центральной Азии

 

Образование и распад Советского Союза был одним из важных исторических событий 20 века,  вызвавшим глу­бокие геополитические изменения не только в бывшей территории СССР, но и мировом масштабе. Вместе с тем развал Cоюза вывел наружу комплекс важнейших проблем связанных, в том числе с определением границ между бывшими советскими рес­пуб­ли­ка­ми. Как известно центральноазиатские советские республики - Казахстан, Кыргызстан, Тад­жи­кистан, Туркменистан и Узбекистан были созданы советской властью в 20-30 гг. XX-го века в результате национально-территориального государственного размежевания и границы между ними носили условный характер и не учи­ты­ва­ли особенности исторически-культурного расположений. С по­лу­чением республиками политической независимости начался процесс создания нового государственного устройства, фор­ми­ро­вания политической системы, ста­нов­ле­нии новых межгосударственных отношений, которая охватывала также процесс определения госу­дарственных гра­ниц между странами. Однако, этот процесс оказался не простым и одной из глав­ных причин яв­ляется искусственное создание советских и их формальных границ  в на­чаль­ные годы советской власти и продолжавшаяся в последующие годы. 

К истории вопроса

Как известно история национально-территориального государственного размеже­вания Центральной Азии и образования советских республик имеет глубокие корни. Ещё в 1913 году В.И. Ленин говорил о делении России по воз­мож­ности по национальному составу населения[1]. В январе 1916 года им была выдвинута теория о "самоопределении трудящихся". Через год в марте 1919 года на УШ съезде РКП (б) В. И. Ленин видоизменил формулировку, выд­винув лозунг «о праве наций на самоопределение», но при условии, что данное право может быть распространено только лишь на «эксплуатируемые массы».[2]

В период 1920-1924 гг., на месте Туркестанской, Бу­хар­ской и Хорезмской советских республик, бы­ли образованы Узбек­ская ССР, Туркменская ССР, Таджикская АССР, в составе  Узбекскую ССР,  Кара-Киргизская (Киргизская) Авто­ном­ная область, входя­щая в РСФСР, и Кара-Калпакская Автономная область, входящая в Ка­зах­скую АССР.

Образование Советских Республик Средней Азии были предметом многочисленных работ советского[3] и постсоветского[4] времени, а также зарубежных исследований[5]. Процесс создания советских республик был весьма сложным и противоречивым процессом. Однако хотелось всего лишь остановиться на нескольких аспектах. Известно, что при Средазбюро ЦК РКП(б) была создана Центральная тер­рито­риальная комиссия по нацио­нальному размежеванию Средней Азии. Стенографические от­че­ты заседаний Центральной территориальной комиссии позволяют се­год­ня оценить сложность и многообразие вопросов, с которыми столкнулись исполнители нацио­наль­но-территориального разме­же­вания. Для разрешения возникающих спорных вопросов при Сре­да­збю­ро были обра­зо­ва­­ны так называемые технические комиссии, которые должны были в оперативном, срочном по­ряд­ке проработать запутанные, спорные моменты об отнесении тех или иных территорий Сред­ней Азии к новым национально-государственным республикам. В своей работе технические ко­мис­сии при рассмотрении территориальных вопросов, должны были для принятия реше­ния опираться на следующие непреложные принципы: 1. Национальный состав большин­ства населения, рассматриваемой территории; 2. Единство территорий новых государственных обра­зований, чтобы они не были черезполосными.[6] Многие документқ технических коммисий в период суўествования СССР были засекречены и не доступны исследователям. Однако, изучение данных архивных мате­риа­лов показывает что  два основных положения часто не вы­дер­жи­ва­лись, фактически нарушались они по особым указаниям вышестоящих директивных органов центра в угоду политическим амбициям. Однако нельзя также игнорировать политическую борьбу в самих создаваемых советских республиках Средней Азии.   

Проведению размеже­ва­ния по национальным признакам препятствовало черезполосное расселение народов Средней Азии, когда земли пригодные для земледелия перемежаются со степными и полупустынными учас­тками, пригодными только для скотоводства.[7] В результате большевистского размежевания сложилась ситуация, когда за пределами своего ти­тульного государства оказывались значительные количества лиц той или иной нацио­наль­нос­ти. Так, например, за пределами Узбекистана оказалось 433 тысячи узбеков. Из них на терри­то­рии нынешнего Киргизстана - 120 тысяч; Таджикистана - 98 тысяч; Казахстана - 78 тысяч; Кара­­калпакстана - 73 тысячи; Туркменистана - 64 тысячи.[8] В составе Узбекистана осталось око­ло 82% всех узбеков, проживавших в тот момент на территории бывшего СССР, в составе Тад­­жикистана - 75,2% всех таджиков[9] и такая ситуация сложилась и в других республиках Средней Азии.

Следует особо отметить, что в процессе национально-территориального размежевания и определения формальных границ ключевую определяющую роль играла НКВД, о чём свидетельствует жалобы в ЦИК в Москве представителей центральноазиатских республик.        

В 1924 году национально-территориальное размежевание не закончилось, так  в мае 1929 г. Таджикская Авто­ном­ная ССР была преобразована в Таджикская ССР. В 1926 го­ду Киргизская Автономная область была преоб­разована в Киргизскую АССР, а в 1936 году она преоб­разовалась в Союзную рес­пуб­лику и непос­редственно вошла в состав СССР. В 1936 году, сог­лас­но новой Конституции (была при­ня­та в 1936г.) СССР, Казахская АССР и Киргизская АССР бы­­ли преобразованы в независимые Со­вет­ские Социалистические республики и непос­ред­ствен­­но вошли в СССР. Что же касается Кара-Калпакской Автономной области, то по перво­началь­но­му делению 1924 года, она находилась в составе Казахской АССР, которая сама вхо­дила в РСФСР. Затем в 1930 году Кара-Калпакскую Автономную область ввели не­пос­ред­ствен­но в Российскую Феде­ра­цию, а в 1932 году она была преобразована в Авто­ном­ную республику и с конца 1936 года до сего времени находится в составе Узбекистана.[10] В период последующих десятилетий советской власти продолжались практика передачи зе­мель между союзными республиками региона.

В целом можно отметить, что национально-территориальном государственном раз­меже­ва­нии и создании новых государственных образований были сложным и противоречивым процессом и имевшее негативное последствие для каждой среднеазиатской республики, в особенности в вопросах границ.    

 Новые геополитические реалии, факторы границ и проблемы безопасности в Центральной Азии.

C развалом СССР, номинальные государственные границы бывших советским республик Цен­траль­ной Азии стали важнейшими атри­бу­том государственного суверенитета. Фор­миро­вание новой государственности все более на­с­­тоя­­­тель­но требовало от новых независимых государств СНГ офор­мления тер­рито­риаль­ных рамок действия суверенитета и создания условий, обеспечивающего достаточный уровень безопасности тер­рито­рии страны. Однако национально-территориальные разграничения в 20-30гг XX-го века оставила комплекс сложных территориальных проблем в отношениях между республиками Центральной Азии.

          Процесс оборудования границ между постсоветскими среднеазиатскими республиками реально на­чался,  лишь в конце 1990-х гг., хотя национальные пограничные службы были соз­­даны еще в 1993-94 гг.[11] Серьезным стимулом в процессе делимитизации новых цен­траль­ноа­зиатских границ стали новые вызовы безопасности. В част­ности, выход тали­бов к южным рубежам СНГ в 1997 г. и произошедшая в 1999-2000 гг. резкая активизация дея­тельности Исламского Движения Узбекистан совершивших вылазки на территории Кыр­гыз­ста­на и Узбекистана, а также активизации религиозных экстремистских организаций и нарко­тра­фи­ка из Афганистана через территорию региона. Стало очевидным, что новые вызовы безопасности, в условиях проз­рачности границ и выхода тер­риторий четырех из пяти государств Центральной Азии к Афганистану создают угрозу быстрого распространения вооруженных конфликтов на весь регион.

С момента распада СССР до 2001 года имелись большое количество нерешенных участков на ка­зах­ско-узбекской, таджикско-киргизской, узбекско-туркменской и других границах. Хотя к на­стоящему времени многие из них были решены, однако имеются также все ещё не решенные участки. В 2000 году начали процесс межгосударственного оформления гра­ниц между самими республиками Центральный Азии.

Узбекистан - Казах­ста­н.  Делимитация линии государственной границы между Казах­ста­ном и Узбекистаном была осу­­ществлена в два этапа. На первом этапе была осуществлена дели­­митация 96% протя­жен­нос­ти границы. Соответствующий договор был под­пи­сан прези­ден­та­­ми двух государств 16 ноября 2001 года в Астане. Од­­­нако оставались остальные 4 % нерешенных участков. Но в результате дальнейших кон­так­­тов в 20­02 году были завершены межгосударственные переговоры о прохождении границы на оставшихся трех участках: населенные пункты Багыс и Туркестанец, Арнасайская плотина и др. В сентябре 2002 года в Астане президенты Казах­стана и Узбекистана подписали договор "Об отдельных участках казахстанско-узбекской гра­ницы"[12]. По мнению Президента Казахстана благодарю усердной работе двух представителей стран процесс делимитации был завершен успешно[13]. По утверждению МИД Узбекистана делимитация госграницы между Казахстаном и Узбе­­кис­та­ном была "осуществлена на основе административно-территориальной границы меж­ду Казах­ской и Узбекской ССР с учетом нормативных актов, регулирующих ее прохождение, а также обо­юдно согласованных картографических материалов".

Однако соглашение о делимитации от 2002 года не регламентировало судьбу всех пограничных населенных пунктов, а лишь решило вопрос о принадлежности некоторых спор­ных земель. В на­чале 2003 года правительства Узбекистана и Казахстана по обоюдному соглашению произ­ве­­ли передел границ. К Узбекистану отошел участок земель вокруг селений Багыс и Туркестан к северо-востоку от Ташкента. А Казахстану были переданы земли перешейка между Чар­дар­ин­ским водохранилищем и озером Арнасай. Казахстанский «анклав» получил непосредственную транс­портную связь с остальной страной. 19 мая 2004 г. в 17 километрах от Ташкента между таможенными пунктами Гишткуприк и Жибек-жолы были торжественно установлены два символических пограничных стол­ба: один с гербом Узбекистана, другой - с гербом Казахстана. В перспективе на всей всем протя­же­нии 2351 километровой узбекско-казахской границе будет осуществлена полная демаркации.

 Кыргызстан- Узбекистан. 26 февраля 2001 между Кыргызстаном и Узбекистаном был принят киргизско-узбекский Мемо­ран­дум по урегулированию правовых основ делимитации совместной госграницы. Следует отме­тить, что киргизско-узбекская граница - одна из самых противоречивых на всем пост­совет­ском прост­ран­стве. Основная граница между странами проходит по Ферганской долине, которая, как известно, разделена между Кыргызстаном, Таджикистаном и Узбекистаном, характеризуется наличием ряда анклавов,  такие как тад­жик­ский анклав Ворух в Кир­гизии и узбекский анклавы Сох и Шахимардан в Кыргызстаном. В мировой практике не осталась примеров с наличием анклавов, однако, это проблема сохраняется в Ферганской долине, и по сей день, хотя были предложения со стороны Узбекистана к Кыр­гыз­ста­ну о паритетном обмене территорий с целью связать, непосредственно анклавы с основной тер­риторией.   

В 2003 году после долгих переговоров меж­пра­витель­ствен­ных комиссий Узбе­кистана и Кыр­гыз­ста­на было объявлено о договоренности о делимитации 654 из 1270 км сов­­мест­ной госграницы.  

В 2000 году Узбекистан из-за угрозы прохождения террористических групп заминировал свою сторону границы с Кыргызстаном. Мины были установлены на некоторых участках демар­кацион­ной линии, в частности на границе с анклавами Сох и Шахимардан в Баткенской области Кир­гизии. Однако, по данным  ряда СМИ к сожалению имелись факты подрыва людей и скота в зами­­нирован­ных участках[14].

В июне 2004 года представитель Узбекистана на специальном засе­да­нии Пос­тоянного Совета ОБСЕ в Вене, заявила о готовности рассмотреть вопрос раз­мини­рования участков госу­дар­с­твен­ной границы.

В июле - августе 2004 состоялись ряд встреч представителей Погра­нич­ных служб Узбекистана и Кыргызстана в Хайдаркане, Баткене (Кыргызстан), а также Сохе, Ку­ва­­сае (Узбекистан). После переговоров узбекские сто­ро­на приступила к разминированию своей тер­ри­то­рии между анклавами Сох и Шахимардан[15]. Хотя Узбекистану были предложена помощь со стороны международных организаций, в частности ОБСЕ, однако республики осуществила процесс разминирования указанных участков собственными усилиями.

Следует отметить, что вопросы границ между Узбекистаном и Кыргызстаном как и других республик Центральной Азии, являются предметом как обсуждения, так и спекуляций различных СМИ. Конечно, нельзя исключать проблемы и разногласия на границах и приграничных районах в вопросах пользования воды и земли, однако имеются очень интересные моменты приграничного сосу­щес­тво­вания. Так, в 2006 году во время посещения узбек­ского анклава Сох я был удивлен что, на гра­ни­це анклава и кыргызской территории име­ется крупный естественный источник питьевой воды, которым пользуются обе стороны, запрещается купаться и территория источника дер­жать­ся в чистоте киргизами и узбеками совместно без привлечения административных органов. Думаю данные и многие другие при­ме­ры должны быть примеры изучения исследователей локальных особенностей водо пользования и сосуществования.    

В постсоветское время сложным был процесс оформления границ также между Таджикистаном и Узбе­кис­та­ном и настоящему времени не решенными остаются только примерно 15% из 1500-километровой границы между странами. Данные участки проходят по сложным горным рельефам.

В настоящее время в процессе завершения находится процесс делимитации и демаркации межгосударственных границ между Туркменистаном и Узбекистаном.  

Центральная Азия - Китай. Центральноазиатские республики Казахстан, Кыргызстан и Тад­жи­кис­тан получили в наследство также спорные участки на внешних границах, в частности на границе с Китаем. До развала СССР, на границах с Китаем имелись 25 спорных участков, и опре­де­лен­ная её часть приходило на территорию среднеазиатских стран.[16] В советское время ввелись опре­делен­ные переговоры, но проблемы спорных участков сохранялись.[17] Но с 1992 Казах­стан, Кыр­гыз­­стан и Таджикистан вели переговоры с Китаем, как независимые страны. В результате меж­ду Китаем и среднеазиатскими республиками были подписаны договоры о дели­ми­та­ции границ. В частности, Кыргызстан и Китай в 1997 году и 1999 году подписал соот­веет­ствую­щие доку­мен­ты о делимитации кыргызско-китайской границы. По этим сог­ла­ше­ниям около 70% спорных тер­риторий остались за Кыргызстаном и 30% за Китаем. Также были под­писаны соглашение о дели­митации границы Китая с Казахстаном и Таджикистаном, в резуль­та­те которых спорные учас­тки были переделаны по ровну (50 на 50). Следует также отметить, что также ввелись мно­го­сторонне переговоры между Россией, Казахстаном, Кыргызстаном, Таджикистаном и Китаем по вопросам делимитации границ и на базе этих пяти сторонних переговоров и возникла в 1996 г. известная "Шанхайская пятерка", которая с присое­ди­не­нием Узбекистана в 2001 году преобразовалось в Шанхайскую организацию сотрудничества (ШОС).

В заключение хотелось отметить, что история создания национальных совет­ских среднеазиатских республик в 20-30 гг. прошлого века, оставила новым независимым рес­публикам региона боль­шое количество проблем, включая также проблему межго­сударс­твен­ных границ. Однако, не смотря на это, республикам региона удалось, хотя частично решить проб­ле­му делимитации гра­ниц. Вместе с тем, новым независимым рес­пуб­ли­кам Центральной Азии необ­ходимо завершить данный процесс, однако следует быть более осторожным в процессе ака­де­мических обсуждений, не под­да­вать­ся эмоциям и решать практически проблемы меж­госу­дарственного разграничения границ, прежде всего на двух­сто­рон­нем ком­про­миссе с учетом мирового опыта решения вопросов межгосударственных границ.       

 


 

[1] См.: работу В.И. Ленин. Критические заметки по национальному вопросу. - С.-П., 1913 г.

[2] См. подробнее: Туркестан в начале ХХ века: к истории истоков национальной независимости. Под ред. Д.А.Алимовой - Ташкент.-2000.- С.380-381.

[3] А.Агзамходжаев. Образование и развитие Узбекской ССР.- Ташкент, 1971; Э.Воскобойников, А.Зевелёв. Турккомиссия ВЦИКа и СНК РСФСР и Туркбюро ЦК РКП(б) в борьбе за укрепление советской власти в Туркестане.- Ташкент, 1951; А.А.Гордиенко. Создание советской национальной государственности в Средней Азии.- М.,1959. А.И.Зевелев. Из истории гражданской войны в Узбекистане.- Ташкент, 1959;. Инятов. Борьба против внутренней контрреволюции и внешней интервенции в Туркестане. Ташкент 1976; В.Масов. История исторической науки и историография социалистического строительства в Тажикистане.Душанбе. 1988; Х.Т.Турсунов. Образование Узбекской Советской Социалистической Республики.- Ташкент.- 1957 и другие.

[4] Туркестан в начале ХХ века: к истории истоков национальной независимости. Ред. Д.Алимова Ташкент.-2000; О.Ата-Мирзаев, В.Л.Гентшке, Р.Муртазаева, Узбекистан многонациональный: историко-демографический аспект.- Ташкент,1998; Р.Масов. История топорного разделения. Душанбе. 1991; он же. Тажики: история с грифом «Совершенно секретно». Душанбе 1995; Rahimov Mirzohid, Urazaeva Galina, Central Asia Nations and Border issues // Conflict Studies Research Center, Central Asia Series. UK. 05/10. March 2005. http://www.da.mod.uk/csrc.и другие

работы.

[5] Allworth, Edward The Modern Uzbeks: from the fourteenth Century to the present. (Stanford: Hooven Institution Press, 1990.) Adrienne L.Edgar, "Identities, Communities, and Nations in Central Asia: A Historical Respective" http://socrates.berkeley.edu/%60iseees/.; Bremer I and Talas R (eds) New States, New Politics: building the Post-Soviet Nations (Cambridge: Cambridge University Press, 1997; Giinsburg, George ‘Recent History of the Territorial Question in Central Asia' Central Asia Monitor 3/21 (1992); Lubin, Nancy "Islam and Ethnic Identity in Central Asia: A view from below', in Y.Roi (ed) Muslim Eurasia: Conflicting Legasies (London: Frank cass, 1995); Beatrice Manz, ed. Central Asia in historical Perspective. Boulder. Westview Press, 1994). Olcott, Martha Brill, ‘Ethnic Violence in Central Asia: Perception and Misperception' in R.Sagdeev and E.Eisenhower (eds) Central Asia: Conflict, Resolution and Changes (Chevi Chase: center for Post-Soviet Studies, 1995; Jorn Schoeberlein-Engel, The prospects for Uzbek national identity. Central Asia Monitor, No.2, 1996. pp. 13-21 and many others.

[6] Rahimov Mirzohid, Urazaeva Galina, Central Asia Nations and Border issues // Conflict Studies Research Center, Central Asia Series. UK. 05/10. March 2005. http://www.da.mod.uk/csrc  p.9.

 

[7] Там же. Стр. 10.

[8]  ЦГА РУз, ф.86, оп.1, д.2538, л.

[9]  Журнал «Революционный Восток». - 1936. - № 6.- С.116-125.

[10]  О.Ата-Мирзаев, В.Л.Гентшке, Р.Муртазаева. Узбекистан многонациональный: историко-демографический аспект.- Ташкент,1998.- С.55.

[11] Сергей Голунов. Фактор границ как проблема безопасности постсоветских стран Средней Азии. Россия -Средняя Азия. Барнаул.  2002. Стр. 33.

 

[12] http.www.ferghana.ru.

[13] Выступление Назарбаева Н. Во время пресс - конференции. 9 Сентября 2002.

[14] Новые известия, Алексей Дмитриев, 19.02.2004

[15] http.www.vb.kg. Oybek Hamidov. Minouborka.

[16] По Советско-Китайской приграничной теме, смотрите, Tai-Sung An, The Sino- Soviet Territorial Dispute (Philadelphia: Westminster Press, 1973); John Gettings, Survey of the Sino-Soviet Disputer: A Commentary an Extracts from the recent Polemics (London: Oxford University Press, 1968); Dennis J.Doolin, Teritorial Claims in the Sino-Soviet Conflict: Documents and Analysis (Stanford: Hoover Institution on War, Revolution and Peace, 1965).   

[17] Chen Kun Fu, Geopolitika Kazakhstana 292 (Almati:Zheti Zhargy, 1999). Laumulin M. Kazakstan v sovremennih mejdunarodnih ontosheniyah: bezopasnost`, geopolitika. Politologiya. Almati. 2000.

 


Теги: 

Текст сообщения*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Отправить Отменить
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение