Информационно - идеологический аспект безопасности Центральной Азии

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Сегодня многие эксперты приходят к тому, что религиозные факторы относятся к числу особенностей, определяющих или даже моделирующих облик государственности, а следовательно - геополитическую карту мира. Исторические свидетельства заставляют обратить внимание на то, что религиозные факторы всегда играли существенную роль в политике государств, а миссионерская деятельность находилась в русле решаемых большими странами внешнеполитических задач и осуществляемой ими идеологической экспансии.
Информационно - идеологический аспект безопасности Центральной Азии
Информационно - идеологический аспект безопасности Центральной Азии

Автор: Маликов Кадыр
Информационно - идеологический аспект безопасности Центральной Азии Сегодня многие эксперты приходят к тому, что религиозные факторы относятся к числу особенностей, определяющих или даже моделирующих облик государственности, а следовательно - геополитическую карту мира. Исторические свидетельства заставляют обратить внимание на то, что религиозные факторы всегда играли существенную роль в политике государств, а миссионерская деятельность находилась в русле решаемых большими странами внешнеполитических задач и осуществляемой ими идеологической экспансии.
Информационная безопасность является важным фактором в обеспечении стабильного развития национальных государств. Главный инструмент, который используется «некоторыми» странами в продвижении демократии, это двойные стандарты в применении и понятии прав человека и, естественно, трактовка «свободы» вероубеждения.
3 марта 2005 г., четыре американских конгрессмена - сенаторы Джон Маккейн и Джозеф Либерман, и два члена Палаты Представителей - Том Лантос и Фред Вулф - внесли в Конгресс законопроект «Закон о распространении демократии и демократических ценностей в недемократических странах». Чаще всего его называют «Advance Democracy Act», или «Закон о распространении демократии». Как известно данный закон в основном направлен на распространение демократии и защиты прав человека в мусульманских странах, в том числе и религиозных. Для этого были разработаны различные механизмы, одним из которых является проект «Большая Центральная Азия» (БЦА), который является частью другого геополитического проекта - «Большой Ближний Восток».
Рассматривая специфику информационно-идеологического воздействия в сфере религии, нас волнует скорее вопрос о соотношении таких понятий как права человека (вернее степеней) и обеспечение общественной безопасности с учетом национальных интересов.
Первая проблема, это миссионерская деятельность из-за рубежа.
В сфере идеологических и информационных войн, проводимых в нашем регионе, как факт можно привести распространение деструктивных идеологий, центров и сект разного направления, в том числе и на территории Кыргызстана. Ясно, что данные религиозные течения (нетрадиционного) для Центральной Азии, как правило, могут представлять прямую угрозу межконфессиональному миру и стабильности обществ. В годы «холодной войны» вокруг территории СССР было создано более двух с половиной тысяч подобных нео-христианских центров, которые специализируются только на религиозной проблематике, вопросах свободы совести.
Миссионерские программы практически всегда совпадали и в настоящее время совпадают с геополитическими интересами некоторых государств. Известно, что в процессе идеологической экспансии, миссионеры сыграли важную роль в том, что являлись проводниками политических интересов своих стран напрямую влияя на массы верующих. Результаты их деятельности сказывались впоследствии на политических, экономических и других взаимоотношениях с территориями, оказавшимися в сфере этого воздействия. Например, на сайтах открыто заявляется, что главная цель миссионерских организаций (в основном христианских) - евангелизация населения Казахстана, Кыргызстана. Для этого действует программа «Азия - 300» (спартанцев?) (см.: www. sedmitza.ru/news/298787.html).
Вторая проблема, это религиозный экстремизм. Не секрет, что 11 сентября послужило хорошим предлогом для США, чтобы навязать свои правила игры, но беда в том, что некоторым государствам для решения своих «национальных интересов» - эти правила игры понравились.
Уже начинается активный процесс рокировки исламских группировок и их консолидация на основе общей идеологии борьбы со своими режимами под лозунгами глобального джихада для открытия третьего по значимости после Ирака и Афганистана фронта в ЦА.
Например, появившееся заявление на интернет сайтах, что находящаяся военная база США в Кыргызстане (с которой обеспечивается поддержка в нанесении военных ударов по единоверцам в Афганистане) дает идейную «легитимность» для экстремистов в нанесении превентивного удара по Кыргызстану как «союзнику» США. Так как любая военная база стран войны «даруль харб» на территории мусульманского государства с демократическим правлением (то есть доступа к свободному голосованию, а значит выбора), ставит население данной страны под прямую ответственность либо за свой выбор, либо за молчаливое одобрение политики своего руководства.
Проведенный опрос Американским университетом Центральной Азии в 2008 г. среди студентов (молодежь от 18 до 25 лет) светских ВУЗов г. Бишкек и г. Ош, ясно показывает, что около 66, 9% респондентов допускают, чтобы верующие имели права на создание политических партий. В то же время (51,01%) респондентов видят будущий Кыргызстан со смешанной формой - светская система - исламские ценности (Малайзия, Турция), также 14,32% видят Кыргызстан чисто исламским (как Иран). Заставляет задуматься полученный результат, а это всего - 1,26% опрошенных видят Кыргызстан демократической страной с западной моделью как (США) .
Третья проблема: взаимоотношение между государством и религией. В конституции нет четкого понятия «Кыргызстан светское государство». Нет концептуальной, взвешенной государственной политики в отношении религии основанной на взаимодействии и кооперации.
Существуют проблемы в определении «Светскости»:
1. Тотальное отделение государства (общества) от религии (атеистический подход).
2. Отделение религиозных организаций от светских институтов власти.
3. Отделение религиозных организаций от светских институтов власти, но при этом признается особый статус традиционных конфессий как государствообразующих.
В первом случае - жесткий контроль, идеологическое противостояние. Во втором случае - деидеологизация государства, (ни одна из религий, а также идеологий не устанавливаются в качестве государственной). Государство выполняет функции «беспристрастного» арбитра. В третьем случае - государство, сохраняя светский принцип разделения между религиозными организациями и властью, придает основной конфессии официальный статус, то есть включает в свою идеологическую составляющую наряду с национальной историей, культурой, языком и т.д., и религиозные ценности.

Инструменты для идейного противодействия религиозному экстремизму:

  • Разработать политико-правовые механизмы регулирующие принципы сосуществования светской и религиозной систем в рамках единой политико-правовой системы.
  • Привлечение умеренных религиозных организаций «традиционного» ислама ближнего и дальнего зарубежья (авторитетные богословы, теологи).
  • Модернизировать структуру Духовного Управления мусульман Кыргызстана (сделать конкурентоспособной).
  • Развивать и использовать «национальный» институт «фетвы».
  • Модернизировать систему религиозного образования в медресе, исламских институтах (с правом введения светских программ обучения и прохождения государственной аттестации).
  • Разработать программу просвещения об исламе (религиоведение) для светских образовательных учреждений.


Важен вопрос создания трех поясов информационной защиты от влияния деструктивных идеологий. И если в военной, организационной, информационной сферах основными союзниками наших стран в борьбе с международным терроризмом является прогрессивное мировое сообщество, то главным партнером стран Центральной Азии в идейно-теоретическом противостоянии религиозному терроризму могут стать умеренные мусульманские режимы и авторитетные центры просвещенной исламской мысли дальнего зарубежья.
Вторым поясом защиты может выступать региональное информационное сотрудничество стран ОДКБ, ШОС. Важным шагом в противодействии информационному экстремизму является институт «фатвы», умеренных ученых ислама, пользующихся уважением и поддержкой широких кругов общественности в странах СНГ. Третий пояс - это национальный. Подрыв влияния деструктивных сил возможен только при выработке своей, созданной в условиях Кыргызстана мусульманской идейной альтернативы, противопоставленной экстремизму и терроризму.


Источник: ИСАП КРСУ

Поделиться: