Дефолт казахстанского образования 07.09.2020

Дефолт казахстанского образования

Первую учебную четверть 80% казахстанских школьников начнут в формате дистанционного образования – и уже сейчас многие родители и эксперты говорят о том, что в сентябре-октябре 2020 года качество знаний в стране может просто рухнуть. Потому что дистанционка образца марта-мая 2020 года принципиально будет отличаться от дистанционки сентября-октября отсутствием тотального контроля за тем, как занимаются дети. 

Когда в марте 2020 года казахстанскому Министерству образования и науки пришлось в спешном порядке переводить всю страну на дистанционный формат обучения, ситуация была принципиально иной, чем в нынешнем сентябре. В период действия Чрезвычайного положения, которое длилось в стране с середины марта по середину мая, практически все население из-за карантинных мер сидело по домам: выплаты по потере работы из-за режима ЧС в этот период получило более 4 млн казахстанцев, то есть около 50% от всего трудоспособного населения страны, которое оценивается в 9 млн человек (при общем населении 18 млн человек). 

Это означает, что в марте-мае как минимум один из двух родителей в каждой казахстанской семье имел физическую возможность контролировать дистанционную учебу своих чад. И, если не решал вместе с ним задачки, то, по крайней мере, отслеживал, чтобы тот в момент проведения видеоурока на телеканалах смотрел именно этот видеоурок, а не мультфильм или телесериал. 

Теперь такой возможности у казахстанских родителей не будет: в стране закончился период локдауна (карантинных ограничительных мер), начинают работать – пока только по будням – даже простоявшие все лето торгово-развлекательные центры и спортивные комплексы, и родительского надзора за учебой в сентябре не будет. И это – главная проблема нового учебного года в Казахстане. 

Эксперт: успевать будут только самые мотивированные

Провал дистанционного обучения без родительского надзора предрекал еще весной казахстанский эксперт ЮНЕСКО, директор международного образовательного центра «Molodium» Василий Шахгулари. Который еще в апреле констатировал: проблемы по организации учебы детей при дистанционке переложены на плечи родителей. Перед которыми теперь встает дилемма – что важнее: работа или успеваемость детей?  

«У нас нет согласованности и слаженной работы между сотрудниками и ведомствами в плане обеспечения качественного дистанционного образования, в сводах закона даже нет определенных памяток для родителей, как они должны работать со своими детьми в условиях карантина, - говорил этот эксперт в апреле. – Между тем, основная ноша дистанционного образования перекладывается на плечи родителей, и мы замечаем, что одни родители очень серьезно относятся к этому вопросу, а другие по разным причинам либо не имеют таких возможностей, либо просто не заинтересованы в качественном образовании своих детей», – добавил он. 

То есть даже на весеннем отрезке, когда у казахстанских родителей была возможность контролировать успеваемость своих детей, далеко не все ею пользовались. Теперь же, когда карантин для трудоспособных граждан закончился, родительского контроля не будет в принципе, вернее, он будет осуществляться пост-фактум, по возвращении родителей вечером домой, когда все образовательные программы по телеканалам закончились и нагнать непонятую ребенком тему уже невозможно. Шахгулари считает, что это приведет к ситуации, когда подавляющее большинство детей если не забросит учебу вообще, то получит огромные пробелы в том массиве знаний, который они должны усвоить в первые месяцы нового учебного года. 

«У нас сейчас учителя в основном работают по мессенджерам, но там обратная связь работает с запозданием, там педагог сразу не сможет определить, понял ребенок тему или нет, – говорит эксперт. – По сравнению с весной, больше будет телевизионных уроков, но вот вопрос: если вы, родитель, с утра до вечера на работе, то кто будет контролировать то, что ребенок будет слушать телеуроки, и кто будет оценивать усвоение им знаний, полученных им после каждого конкретного такого телеурока? Это ведь надо делать по горячим следам, чтобы сразу было понимание, усвоил ребенок тему или нет – как это будет происходить без участия учителя? И какая эффективность от этого будет, догадаться не сложно», – отмечает он. 

Сам эксперт считает, что усваивать учебный материал в условиях дистанционки будут только самые мотивированные дети, способные работать без кнута со стороны учителя или родителей. Количество таковых Шахгулари оценивает в 10-15% от общей массы учащихся в средних школах страны (по данным министерства образования и науки, с 1 сентября в стране в школы должны были бы пойти 3,3 млн детей). Причем, оговаривается эксперт, речь идет об усвоении хотя бы на «троечку», в общих чертах – то есть порядка 90% детей, обучающихся дистанционно, рискуют просто не усвоить учебный материал в первой четверти. 

 

Продолжение следует…