Кыргызстан накануне парламентских выборов: экономика, политика, интеграция. Ч.1
Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Автор: ИАЦ МГУ
Заметно снизились масштабы внутриэлитных противоречий. Это уже вызывает удивление у тех, кто ждал и прогнозировал жёсткую борьбу между различными политическими силами и группировками. Прогнозы эти основывались на оценках нелёгкой экономической ситуации, на традиционном противостоянии региональных лидеров в борьбе за власть, на нагнетании напряжения вокруг ряда потенциально опасных для общественной стабильности событий
Выступление исполнительного директора Политологического Центра "Север-Юг" ЮлииЯкушевой на круглом столе «Кыргызстаннакануне парламентских выборов: экономика, политика, интеграция». Уважаемыеколлеги! Становление системы парламентаризма в Кыргызской Республике в периодгосударственной независимости происходило в несколько этапов, напрямуюсвязанных со знаковыми событиями в политической истории страны. Процессы, произошедшие вобщественно-политической жизни Кыргызстана за последние 5 лет, подтверждаютэволюционность пути политического развития республики. Значительную роль встабилизации политической сферы КР сыграл личностный фактор – роль президентаАтамбаева, который смог сохранить баланс интересов между основнымиполитическими акторами, не стремясь использовать административный ресурс дляукрепления президентской вертикали власти. Все это сформировало благоприятныеусловия для проведения новой электоральной кампании в относительно спокойной истабильной обстановке. Таким образом, парламентские выборы 2015 года – важный шаг на пути дальнейшегоразвития политической системы страны. Общественно-политическая ситуация в республике накануне парламентскихвыборов может быть кратко охарактеризована как стабильная. В стране практическиотсутствуют официальные политические силы (общественные движения, партии),которые ставили бы задачу нелегитимного отстранения от власти существующегоруководства. Между тем, в предыдущих электоральных циклах такие силыприсутствовали, оказывая дестабилизирующее влияние на ситуацию. Заметно снизились масштабы внутриэлитныхпротиворечий. Это уже вызывает удивление у тех, кто ждал и прогнозировалжёсткую борьбу между различными политическими силами и группировками. Прогнозыэти основывались на оценках нелёгкой экономической ситуации, на традиционномпротивостоянии региональных лидеров в борьбе за власть, на нагнетаниинапряжения вокруг ряда потенциально опасных для общественной стабильностисобытий. Среди важных факторов, влияющих на предвыборную ситуацию, следуетотметить, прежде всего, завершение процесса вступления Кыргызстана в ЕАЭС,состоявшееся 12 августа, как раз, когда партии, конкурирующие на выборах,приступили к окончательному утверждению предвыборных списков кандидатов насвоих съездах, и прохождению процедур регистрации в ЦИК КР. Поэтомуодним из ключевых пунктов повестки дня на выборах является тема участияКыргызстана в ЕАЭС. Это одна из важнейших составляющих процесса модернизациинациональной экономики и социальной сферы. Влияние евразийского интеграционного процесса на экономику КР, действительно,велико. Таможенная граница между Казахстаном и Кыргызстаном теперьоткрыта. Самые большие перемены, прямо влияющие на общественно-политическуюситуацию, в настоящее время происходят с мигрантами из Кыргызстана. По даннымФМС, сейчас в России работает свыше 300 тыс. граждан Кыргызстана, однакоэксперты считают, что реально эта цифра выше в 2 или даже в 3 раза. В отличиеот трудовых мигрантов из Узбекистана, Таджикистана и Украины, которыхколичественно до сих пор больше на трудовом рынке России, гражданам Кыргызстанатеперь не требуется сдавать экзамены и оформлять трудовой патент, не нужнорегистрироваться в течение месяца после пересечения границы с Россией. С 12августа граждане КР могут устроиться на работу в России по внутреннемукыргызскому паспорту, и им нужно лишь заключить с работодателем трудовойдоговор, как это делают сейчас граждане Казахстана, Белоруссии, Армении.Кыргызстанцы освобождаются также отпроцедуры признания документов об образовании и становятся свободнымисоискателями вакансий на евразийском рынке труда. Вторым значимым событием в общественно-политической жизни республикистала денонсация правительством Кыргызстана соглашения с США от 1993 г.,предоставлявшего американским структурам на территории страны различныепреференции. В результате денонсации упомянутого соглашения уже пересталиполучать финансирование многие НКО, активность которых направлена на подрывгосударственных устоев в Кыргызстане. Важнейшим вопросом политической повестки дляКыргызстана является проведение парламентских выборов, которые не вызовутсерьезных нареканий наблюдателей, и которые будут признаны легитимными ичестными различными политическими силами в стране, и за ее пределами. С выборным процессом оказались тесно связанывопросы политической повестки, поднимаемые различными партиями. Важнейший вопрос повестки – это обеспечениебезопасности границ страны, которые теперь стали внешними границами ЕАЭС.Причем, проблемными являются границы с Узбекистаном и Таджикистаном. Неосуществлена демаркация и делимитациясотен километров границ между странами в Ферганском регионе, нет согласиясторон с используемым картографическим и историческим материалом. К тому женаселение приграничных районов трёх стран привыкло жить в условияхконтрабандной торговли, и не заинтересовано в возникновении режима реальнойграницы. Каждый год происходит крупный инцидент вокруг анклавов Узбекистана иТаджикистана на территории Кыргызстана. Сэтой точки зрения рассматривается следующий вопрос повестки - проведение управленческих реформ, тесноувязанный с проблемой борьбы с коррупцией. На повестке дня стоит вопрос обеспеченияусловий для крупных инвестиционных проектов из стран ЕАЭС. Прежде всего, этокрупные гидроэнергетические проекты на реке Нарын, которые по договорённостямдолжны инвестироваться компаниями «РусГидро» и «РАО ЕЭС России». Это – крупныепроекты по разработке месторождений золота, редкоземельных металлов, цветныхметаллов, угля и т.д. Не менее важны также инфраструктурные проекты:прежде всего, вторая дорога (возможно, железнодорожное полотно), соединяющая север и юг страны; на повесткетакже современные проекты связи, и использования крупных узлов воздушного сообщения – аэропортов «Манас»,«Ош», «Баткен» и т.д. Но главный вопрос – это использованиевозможностей от вступления Кыргызстана в ЕАЭС. Евразийский выбор Кыргызстанаулучшит не только торговый климат, но и создаст условия для восстановлениясельскохозяйственного производства и реиндустриализации страны. На повестке дняэтот вопрос рассматривается как главный, отражающий верность выбора руководствастраны в пользу интеграции с историческими стратегическими партнёрами, преждевсего, с Россией. Выборы в Кыргызстане традиционно являютсяодними из наиболее конкурентных среди постсоветских стран. Можно выделить несколько основных компонентов,которые определяют проблемные поле данного электорального цикла. Первая проблема позиционирования партий вКыргызстане заключается в отсутствии чётких идеологически выраженных концепцийбудущего страны, лежащих в основе их деятельности. Поэтому есть вопросы ксоответствию названия партии и отнесенности её к данной идеологическойпозиции. Например,«Социалистическая партия «Ата-Мекен» не имеет социалистической программы, а выступает часто с либеральных инационалистических позиций. Абсолютное большинство партий не выражает в своёмназвании сути политической позиции и намерения бороться за интересы какой-точасти общества. Наоборот, они стремятся представить дело таким образом, какбудто борются за интересы всего общества или «кыргызского народа» (иногда проще– «кыргызов»); достаточно часто это принимает моноэтническую окраску. Приэтом следует учитывать, что произошла идеологическая интоксикация народа, ивозникло коренное противоречие общественного сознания: любой конкретный вопрос крайне идеологизирован, что ведёт кнеспособности решать накопившиеся вопросы и трудности; одновременно - всегодняшней политической жизни население отторгает практически всё, кромемеркантилизма. В результате «человеком с улицы» потеряна политическая ориентация, неговоря уже о политических ценностях, и общество сползло к меркантилизму какосновной жизненной идеологии, замешанной на бедности и безработице. Послеиюньских 2010 г. столкновений на юге страны к этому набору идей добавилось ещёстремление к порядку – любой ценой. Напрашивается вывод, что партийныепрограммы, комплексы идей и т.п., которые не будут соответствовать этим двумустановкам, будут избирателями отвергнуты. Поэтому все партии, и основные претенденты на победу в первую очередь,обещают порядок в обществе, при этом некоторые партии развернули подкупизбирателей, учитывая меркантилистский настрой. Пожалуй, только СДПК, какпартия власти, не стремится отметиться на этом поле. Помнению ряда экспертов, неоконченный процесс развития партийно-политическоймодели в Кыргызстане, а также недостаточно высокий грамотности иинформированности населения в вопросах партийного строительства, позволяетутверждать, что парламентские выборы будут представлять собой не столькостолкновение партийных идеологий и программ, сколько голосование за отдельныеполитические фигуры. Персонификация политических процессов – общая тенденциядля большинства стран постсоветского пространства и для государств ЦентральнойАзии в частности. Неслучайно штаб СДПК демонстрируетмаксимальное спокойствие и уверенность. Высокий уровень поддержки президентаАтамбаева среди населения страны, связанный и с одобрением еговнутриполитического курса и, особенно с интеграцией Кыргызстана в ЕАЭС,автоматически конвертируется в высокие рейтинги пропрезидентской партии. Не менее важным критерием определенияхарактера партий является не публично обозначенные программные цели, аориентация партийных руководителей на различные геополитические проекты. Продолжение следует.
Поделиться: