88% казахстанцев из разных этнических групп чувствуют себя в Казахстане комфортно

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
А.Казанцев подчеркнул, что Казахстан совершил успешную попытку создания гражданской, а не этнической идентификации нации. По его словам, имеющееся в стране согласие является результатом целенаправленной государственной политики, при этом состояние гражданского мира в обществе постоянно коррелировалось с усилиями государства по экономическому развитию.
88% казахстанцев из разных этнических групп чувствуют себя в Казахстане комфортно
Казахстан иРоссия – наиболее «пестрые» и сложные в этническом плане государствапостсоветского пространства. Вместе с тем, именно в этих странах реализуетсянаиболее эффективная национальная политика. И в обоих случаях ее продвижению внемалой степени способствуют гражданские институты, зарекомендовавшие себянадежными партнерами государства. Таков лейтмотив состоявшейся на площадке МИА«Россия сегодня» дискуссии, в ходе которой представители экспертного сообществаобсудили особенности межэтнических отношений на постсоветском пространстве,опираясь на опыт Казахстана и России в этой деликатной сфере.  Тематический«круглый стол», организованный по инициативе Ассамблеи народов России совместнос Институтом востоковедения РАН и при поддержке посольства Республики Казахстанв Российской Федерации, актуализировался двумя политическими инициативами – опроведении досрочных президентских выборов в Казахстане и о создании вРоссийской Федерации специального уполномоченного органа – Федерального Агентствапо делам национальностей. Соответствующий указ на днях подписал Главароссийского государства Владимир Путин. С учетом этихфакторов, доминантами «круглого стола» стали следующие аспекты: роль в процессереализации национальной политики государственно-частного партнерства и рольнепосредственно национальных лидеров в обеспечении гармонии в межэтнических имежрелигиозных отношениях. Исходя изтого, что обеспечение бесконфликтности в условиях полиэтничного социума –задача сложная и незаурядная, эксперты в качестве позитивного трендаконстатировали: в обоих государствах в решение этой задачи активно вовлечены специализированныеобщественные структуры. В Казахстане это Ассамблея народа Казахстана, в России-  Ассамблея народов России.Не случайно первуюскрипку в обсуждении темы доверено было играть руководителям этих институтов,которые, кстати, тесно взаимодействуют между собой на уровне развитиягуманитарных контактов. Председатель Ассамблеи народов России СветланаСмирнова от лица Общероссийского общественного объединения высказалаподдержку факту создания нового субъекта исполнительной власти в РФ. - В стране,где проживают представители 193 национальностей, говорящие на  277 языках и диалектах, необходимостьгосударственной структуры, которая ежедневно будет заниматься укреплениемединства российской нации и укреплением общероссийской гражданской идентичности,просто необходимо, - заявила С . Смирнова. Онанапомнила, что два года назад в России была утверждена новая Стратегиягосударственной национальной политики на период до 2025 года, в реализации которой,наряду с  федеральными и местнымиорганами государственной власти, важная роль и место отводится институтамгражданского общества – национально-культурным объединениям и автономиям, атакже межэтническим общественным объединениям, каковым и является Ассамблеянародов России. - Безусловно,в нашей стране каждый этнос имеет право на возможности сохранения и развитияродного языка, культуры и традиций. Для этого государством создаютсянеобходимые условия. Но в нашей работе сегодня на авансцену выходят вопросы  укрепления единства российской нации, формированияобщегражданской идентичности. Кто мы такие? Мы граждане Российской Федерации,россияне или же мы все русские? Этот основной вопрос сегодня очень активнообсуждается в гражданском обществе, - так пояснила Светлана Смирнова акценты вдеятельности объединения.   Анализируяказахстанский опыт сотрудничества государства и национально-культурныхобъединений, она отметила, что Ассамблея народа Казахстана является примеромдля своей российской «сестры» не только как «старшая по рождению», но и постатусным различиям. То, что АНК возглавляет президент страны и то, что она,имея конституционный статус, располагает собственным представительством впарламенте, говорит о высокой роли структуры в казахстанском обществе. - В этомсмысле нам есть чему поучиться у казахстанских коллег, что мы и делаем. Логично, чтоАссамблея народа Казахстана выступила инициатором досрочных президентскихвыборов, так как очень важно показать степень доверия своему президенту,который, я уверена, наберет максимальный процент, – подчеркнула С. Смирнова.В светепредстоящих выборов некоторыми ранее неизвестными фактами поделился заместительпредседателя АНК Анатолий Башмаков, из уст которого 14 февраля общественностьКазахстана узнала об инициативе проведения таковых. По его признанию,сразу же после факта обнародования инициативы в АНК стали поступать звонки иобращения граждан, свидетельствующие "о высокой потребности вНазарбаеве", суть которых формулируется коротко: нам другого президента ненадо!- Выборы - это политическая гигиена общества,которая побуждает и пробуждает тех, кто по каким-то причинам задремал. И здесьпроизошел некий синтез пробуждения и, так скажу, инстинкта самосохранения: людине хотят "украины", "сирии", "европы". Они хотятгармоничного развития своей страны, - сказал А. Башмаков.Он также проинформировалколлег о том, что нынешний год в Казахстане объявлен указом Президента Годом Ассамблеинарода Казахстана. Его «единую патриотическую идеологему» формируютчетыре важных исторических события, юбилеи которых казахстанцы отмечают в этомгоду: 550-летие образования казахстанской государственности (Казахскогоханства); 70-летний юбилей Великой Победы; 20-летний юбилей Конституции ианалогичный юбилей непосредственно АНК.- По хронологическим меркам и политическому содержаниюэти события далеки друг от друга. Но мы их встраиваем в единую историческуюткань, поскольку все они формируют уважительное отношение к историческому прошлому,чувство патриотизма у молодого поколения, - отметил в связи с этим А. Башмаков.Относительноуникальности казахстанской модели гармонизации межэтнических отношений он констатировал,что в мировой практике до недавнего времени существовало два пути решениянационального вопроса: либо этносы смешивались в едином «плавильном котле»,разновидностью чего стала европейская концепция  «мультикультурализма», либо ставка делалась наприоритет титульной нации. - Казахстанже, не подгоняя уникальную структуру населения под эти лекала, построилсобственную модель. Она не разрушила многообразие, а сделала его духовнымфундаментом единства полиэтничной нации. Все мы осознаем себя гражданами единойстраны, не забывая при этом о своих исторических корнях, национальныхособенностях и языке, – подчеркнул А. Башмаков. Он назвал АНКинститутом, который является духовным и методологическим центром в системе этнополитикии формирования этнической толерантности, культуры межнациональных отношений.При этом архитектором национальной политики Казахстана был и остается ПрезидентНурсултан Назарбаев. - АНКимеет совершенно иной формат, поскольку возглавляет ее непосредственноПрезидент страны, который, несмотря на свою загруженность, всегда и неизменно напервое место ставит вопросы единства народа, гармонии межнациональныхотношений. Любое свое выступление лидер Казахстана начинает и завершаетаккордом о том, какова степень в стране культуры межнациональных отношений. Этоиз уст первого лица в государстве мы слышим постоянно, - констатировалзаместитель председателя АНК. Член научного совета Московского Центра Карнеги Алексей Малашенко считает реализованную казахстанскимлидером модель межэтнических и межконфессиональных отношений одной из наиболееуспешных в мире. Она закономерно считается залогом внутриполитическойстабильности в стране. - Казахстан –редкая страна, где проводится полноценная, дееспособная национальная политика,базирующаяся на традиции совместного проживания различных этнических групп,неприятии подавляющим большинством общества идей этнического или религиозногопревосходства и сформировавшейся культуре неконфликтного публичного поведения,- отметил А.Малашенко. Аналогичнуюточку зрения озвучил экспертМеждународной Тюркской академии Тимур Козырев. По его мнению, казахстанскаямодель межэтнических отношений – особая культура неконфликтного поведения, когдапотенциально взрывоопасные вещи принципиально не выносятся в публичноепространство. Особенностью Казахстана является то, что эта культура сталадостоянием всего населения, представителей всех этносов и социальных групп.Именно благодаря этому казахстанское общество обладает высокой степенью иммунитетаот межэтнических конфликтов. - Скептикамипорой высказывается мнение, что этот феномен существует по «инерции советскогосознания», однако подобная оценка принципиально некорректна и несостоятельна:советское наследие является общим для всех стран СНГ, но, увы, такимиммунитетом обладают не все постсоветские страны, резюмировал Т.Козырев, сделавакцент на решающей роли мудрых традиций народа Казахстана и дальновиднойполитики руководства страны.Генеральный директор Института региональных проблем Дмитрий Журавлев напомнил пример из истории ДревнегоКитая, где врачу платили деньги, не когда пациент болел, а когда был здоров. - Ассамблеянарода Казахстана является как раз тем самым «врачом», у которого  «пациент» здоров, – подчеркнул эксперт. Ученый полагает,что национальная проблема – это всегда в исходной точке проблема бедности ибесперспективности. По его мнению, «национальная карта» традиционноразыгрывается заинтересованными силами в качестве главного дестабилизирующегокозыря там, где люди недовольны условиями жизни. В наши дни мы имеем массуподтверждений того, что в основе жестких межэтнических противостояний лежитсоциальный фактор неравенства, резюмировал Д.Журавлев.Представитель Казахстанского института стратегических исследований вАлматы Мадина Нургалиеваподелилась социологическими выкладками относительно межэтнической ситуации вКазахстане. По ее данным, 88,7% опрошенных из разных этнических групп чувствуютсебя в Казахстане комфортно, 61,8% опрошенных оценивают межэтнические отношенияв своем регионе как дружественные, 28,9% – как нейтральные. 75% опрошенныхготовы вести с представителями других этносов совместный бизнес, более 90% –работать и учиться в одном коллективе, быть соседями и друзьями, 63% – вступатьв межэтнические браки. Также былоотмечено, что в Казахстане реализуется модель национального строительства,совмещающая в себе элементы как гражданского, так и этнического вариантасоздания нации. При всей сложности процесса, именно это обстоятельствопозволило республике избежать серьезных межэтнических конфликтов.…В настоящеевремя мы сталкиваемся с новой волной конфликтности, обусловленноймежэтническими и межрелигиозными факторами, констатировал известный политолог, директор Аналитического центра МГИМО Андрей Казанцев. По его оценке,особенность момента состоит в том, что в современном мире, с одной стороны,сократилось количество людей, считающих себя атеистами. При этом, однако,повсеместно возникает парадокс: религиозные люди, независимо от того, какуюрелигию они исповедуют, считают, что именно их религиозное сознание кто-тоущемляет. Эта тенденция охватывает весь мир и создает предпосылки к ростурелигиозной нетерпимости и фундаментализма. А.Казанцев подчеркнул, чтоКазахстан совершил успешную попытку создания гражданской, а не этническойидентификации нации. По его словам, имеющееся в стране согласие являетсярезультатом целенаправленной государственной политики, при этом состояниегражданского мира в обществе постоянно коррелировалось с усилиями государствапо экономическому развитию.Сожаление отом, что в формате Евразийского экономического союза отсутствуют поканаднациональные институты, профессионально занимающиеся вопросами идеологии,гуманитарного и культурного сотрудничества, высказал научный сотрудник Центра изучения Центральной Азии, Кавказа иУрало-Поволжья Института востоковедения РАН Станислав Притчин.Одновременно было отмечено, что разговоры о необходимости создания такихструктур ведутся на различных уровнях, а это предпосылка к тому, что, возможно,когда-нибудь они будут созданы. В своюочередь, директор Московского центра Льва Гумилева Павел Зарифуллин предложилэкспортировать то, что было проделано в Казахстане в сфере межэтническихотношений, в другие государства Евразийского экономического союза.В целом,участники «круглого стола» пришли к выводу, что реализуемая в Казахстане  модель межэтнических и межконфессиональныхотношений является одной из наиболее успешных и жизнеспособных в мире. Оназакономерно считается залогом внутриполитической стабильности в стране,представляя огромный научный и практический интерес.  Ольга Казанцева

Поделиться: