Россия, Москва

info@ia-centr.ru

ЕАЭС-2015: Кому коты, кому «пряники»

08.03.2015

Автор:

Теги:
Массовое «паломничество» казахстанцев за дешевыми автомобилями в Россию в очередной раз подтвердило: народ всегда найдет свою выгоду. И все же идущий осилит дорогу, а прибыль получит тот, кто знает, куда и за каким «пряником» он идет. Как повысить информированность населения о возможностях и преимуществах евразийской интеграции, причем, силами гражданского общества, обсуждали на днях казахстанские эксперты.  
  «Эффективная интеграция в ЕАЭС невозможна без вовлечения в этот процесс широких слоев общественности наших стран», – считает руководитель политолог Эдуард Полетаев. Участники заседания экспертного клуба «Мир Евразии» говорили о том, как именно вовлечь эти самые широкие слои с помощью народной дипломатии. Это понятие подразумевает многообразную деятельность по взаимодействию с гражданским обществом. При этом особая роль отводится сотрудничеству средств массовой информации, неправительственных организаций и экспертного сообщества. 
- ЕАЭС обладает правом информировать всех граждан стран-участниц о своих действиях. Однако основные коммуникации, в том числе ведущие СМИ, находятся в компетенции национальных государств. В итоге ряд событий население воспринимает через призму национальных интересов. Таким образом, о наднациональной общественной дипломатии можно говорить только условно, – озвучил Эдуард Полетаев одну из проблем освещения интеграционных процессов. 
Он также отметил, что, несмотря на развитие информационных каналов общественной дипломатии, коммуникация осуществляется не в полной мере. «Это связано в первую очередь с тем, что многие каналы не имеют выхода в социальные сети и не осуществляют напрямую связь с той или иной группой целевой аудитории, которым они адресуют информацию. Поэтому не всегда понятно, дошла ли эта информация до адресата, необходима ли она была потребителям, поняли ли они ее». 
Это касается и СМИ – далеко не все массмедиа имеют обратную связь со своей аудиторией, заметил заместитель директора Центра актуальных исследований «Альтернатива» Николай Ворфоламеев. «Все пользуются социальными сетями. Но представители экспертного сообщества выходят со своими идеями, мнениями, комментариями через СМИ, и практически никто этого не делает через соцсети», – сказал он, предложив экспертам создать группу в том же Facebook. Такой формат, по его словам, позволит обеспечить участие экспертов из других стран ЕАЭС, что повысит эффективность самой дискуссии. Но главное достоинство соцсетей, по словам Николая Ворфоламеева, – это огромная аудитория и обратная связь, то есть проблемы интеграции получат более широкое обсуждение.  
- Конечно, хотелось бы, чтобы вопрос интеграции обсуждался в различных соцсетях, но этого не происходит. На мой взгляд, налицо некий феномен: вопросы евразийской интеграции имеют публичное значение, однако глобальные и национальные темы вытесняются личными, когда каждый пишет, куда он съездил и родила ли котят его кошка, – возразила главный научный сотрудник Казахстанского института при президенте РК, доктор исторических наук Леся Каратаева. 
- У нас несколько лет шло исследование о мобилизационном потенциале интернет-сетей. Всего 1% респондентов, являющихся пользователями социальных сетей, интересуется какими-то социально-политическими проблемами и активно их обсуждает в соцсетях, все остальное – это пирожки, коты, цветы, дни рождения, – поддержала коллегу еще одна представительница КИСИ, доктор исторических наук, профессор Ирина Черных. – Да, есть группы экспертов, включающие порядка 50 – 100 человек, которые обсуждают проблемы между собой на Facebook. Но остальное население предпочитает «Мой мир», «Вконтакте», «Одноклассники». Поэтому надо разрабатывать политику продвижения идеологем ЕАЭС, чтобы люди, как минимум, их видели. 
И все же соцсети нельзя назвать бесполезным каналом информации. Более того, как напомнил политический обозреватель газеты «Литер», политолог Олег Сидоров, во время автомобильного ажиотажа, когда казахстанцы массово ринулись в Россию, именно соцсети стали основным источником информации. Рядовые пользователи делились своим опытом, рассказывая, где можно купить машину, как доехать до определенного населенного пункта, какие проблемы могут возникнуть и как их избежать. «В СМИ как таковой дискуссии не было. Эта тема в принципе была табу, – сказал Сидоров. – Но, может, мы постепенно придем к тому, что население будет больше знать не о том, что представляет собой ЕАЭС, а о том, что конкретно интересует потребителя: какие цены в соседних странах, где, какие услуги и товары лучше». 
В свою очередь представитель Ассоциации приграничного сотрудничества в Казахстане Марат Шибутов, отметил, что СМИ в данном случае проиграли сарафанному радио. Большинство массмедиа поддержали позицию автопроизводителей и автодиллеров, поэтому покупательский ажиотаж сопровождался односторонним освещением событий, в том числе, сообщениями негативного характера (например, о том, что казахстанцев, приехавших за машинами, в России нещадно грабят). Но покупатели поверили сообщениям рядовых пользователей соцсетей и рассказам знакомых. «Когда механизм реально работает, народ  найдет свою выгоду и сам этим воспользуется. И мы видим, что в страну за последние пять месяцев завезли десятки тысяч автомобилей», –  подсчитал Шибутов. 
Руководитель представительства КИСИ при президенте РК в Алматы, кандидат политических наук Мадина Нургалиева подчеркнула, что в данной ситуации официальные власти Казахстана защитили интересы населения, а не бизнесменов, которые требовали запретить ввоз авто из России: «На расширенном заседании президент сказал, что плохо, что наши предприятия не могут конкурировать, но, тем не менее, мы от этого выиграли, поскольку наше население смогло приобрести более дешевые автомобили».
- В евразийской дискуссии проблемы автобизнеса, я думаю, слишком раздуты. Автодилеры и автопроизводители – это тот сегмент бизнеса, который очень тесно взаимодействует со СМИ. Его представители признаются лучшими бизнесменами года. Хотя есть огромное количество ниш, где зарабатывается больше денег, но представителей этого бизнеса никто не знает даже по фамилии, – подвел черту под автомобильной темой модератор заседания Эдуард Полетаев. 
Между тем бывший консул Казахстана во Франции и Швейцарии Казбек Бейсебаев призвал журналистов с большей ответственностью подходить к своим профессиональным обязанностям. «Не надо искать подводные течения, поднимать не существующие проблемы, будоражить население, – сказал он, ссылаясь на свой личный опыт общения с прессой по вопросам российско-украинских отношений и их влияния на Казахстан. – В общественной дипломатии велика роль журналистов, поскольку народ верит печатному слову. Есть вещи, которые должны нас объединять, которые должны быть выше любых разногласий, в том числе, политических».   
И все же без СМИ, как признали эксперты, в сфере общественной дипломатии не обойтись. Отсутствие информации, как известно, рождает слухи и домыслы. В сфере евразийской интеграции и без того хватает недоброжелателей. Не обойтись из без социальных сетей. «Всемирная паутина – это инструмент, который будет работать в том русле, куда его повернуть – за или против», – кратко пояснил Полетаев. При этом он добавил, что органы ЕАЭС наращивают свое присутствие в интернете: уже работают официальные сайты ЕАЭС и ЕЭК, правовой портал ЕАЭС, в разработке находятся информационный портал и официальный сайт суда ЕАЭС. Кроме того, на днях состоялась презентация проекта Eurasiat'x – информационного моста между Европейским и Евразийским союзами. Так что информационных площадок и каналов хватит на всех, просто каждая заинтересованная сторона воспользуется наиболее для себя полезной. 
  Сергей Михайличенко


Теги: 

Текст сообщения*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Отправить Отменить
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение