Россия, Москва

info@ia-centr.ru

Российское учительство: эвакуация и участие в развитии образования в 1941-1945 гг.

05.05.2011

Автор:

Теги:

Оксана Пуговкина

канд.истор.наук,

Институт истории АН Узбекистана

 

 

Российское учительство: эвакуация иучастие в развитии образования в 1941-1945 гг.

(на материалах личной перепискизаслуженного педагога Узбекистана Н.П. Архангельского)

 

         В годы  Великой Отечественной войны1941-1945 гг. в Узбекистан с прифронтовой зоны было эвакуировано около 1 000000советских граждан. Среди них  находилосьи значительное количество педагогов, которые по прибытии в Узбекистан начинаютактивно включаться в учебно-образовательный процесс в узбекистанских школах.Тем более что ситуация, сложившаяся в первые годы войны в системе народного образованиябыла крайне тяжелая – проблема учительских кадров.

Прибывшие эвакуированныеучителя из Украины, Белоруссии, Москвы, Ленинграда оказали большую помощь ворганизации методической работы. Определенная часть из них былавысококвалифицированными педагогами и методистами,  многие с учеными степенями. Они читали дляучителей города Ташкента и других городов Узбекистана лекции, руководилиработой семинаров[1].  

На начало 1941-1942 гг. вшколах Ташкента работало 197 эвакуированных учителей, в Ташкентской области –505. К 1943 году в школах Ферганской области - 287 педагогов. Прибывшие в эвакуацию учителя заняли вакантные места вшколах республики. По данным Т.В. Гольяновой, их насчитывалось до 2108 человеки на первое время они смогли покрыть дефицит нехватки учителей русского языка[2].

Как и все эвакуированные,учителя, прибывшие в Узбекистан, были окружены вниманием и заботой. Имвыдавалось денежное пособие, они получали талоны для приобретения одежды иобуви, для них открывались спецстоловые. Так, в 1942 году на нуждыэвакуированных было выделено 25 тыс. рублей, а к 1943 году размер материальнойпомощи увеличился до 100 тыс.руб.[3]

Несмотря на солидныйпласт  исследований, посвященных историиВеликой Отечественной войны и той роли, которую внес в победу узбекский народ,тема эвакуированного российского учительства в Узбекистане до сих пор остаетсямалоисследованной. В современной литературе, возможно, найти лишь крайнеобрывочные сведения, посвященные этой проблеме[4].   

В определенной степенизаполнить эту источниковедческую лакуну позволяют материалы личного фондазаслуженного учителя Узбекистана – Николая Порфирьевича Архангельского[5]. Вгоды войны Н.П. Архангельский являлся директором институт школ, куда иприбывали эвакуированные учителя. Именно Н.П. Архангельский  занимался размещением и дальнейшей судьбойкаждого из прибывших. Одно из  дел еголичного фонда № 1224 называется - «Письма 16-ти педагогов, эвакуированных вУзбекскую ССР в 1941-1942 гг. и аннотации Н.П. Архангельского  к письмам»[6].

В предлагаемой статье мыне ставим целью рассмотреть письма как источник, нас интересовала ихсодержательная сторона, которая позволяет воссоздать атмосферу Ташкента в годывойны.

В  деле содержатся письма 16 –ти педагогов:

1.     Алпатов Николай Иванович – историяпедагогики, из Москвы

2.     Бурштейн Сарра Львовна – учительнемецкого языка

3.     Гулевич Ольга Евграфовна – методистначальных классов, из Ленинграда

4.     Заболотский

5.     Зоммер и Ососков – художники

6.     Котляревская Елизавета Карловна –учитель немецкого языка, из Ленинграда

7.     Лиозин Михаил Федотович  - химик, из Москвы

8.     Миклухин – из Днепропетровска

9.     Полякова Лидия Захаровна – историк,из Москвы

10.                       Регинина Кира Васильевна – русская литература,из Москвы

11.                      Рысина(Глузгал) Нина Ильинична – педагогика

12.                      СнигиревВалерьян Тимофеевич – методика математика, из Москвы

13.                      СобуцкийВ. – русская литература

14.                      ХанчинИ. – пение, Украина

15.                      ЯворскийАнатолий Николаевич – физик, Винницы

16.                      Ососков[7]

  Письма былиотсортированы и обработаны Н.П. Архангельским, позднее к ним быласоставлена  аннотация:

«Аннотация.

В годы Великой Отечественной войны НИИ НКПроса – Минпроса            Узб ССР был одним из центров работыс эвакуированными в УзбССР. В этой пачке письма некоторых эвакуированныхпедагогов:

1. работавших в Институте школ (в Институте работали штатнымисотрудниками все авторы этих писем, кроме: Зоммера, Миклухина, Собуцкого,Ханчиина, Ососкова) – Педнаук и реэвакуированных (часть писем после реэвакуации);

2. обращавшихся из разных мест УзССР за той или иной помощью.

С.Л. Бурнштейн и Миклухин не реэвакуировались. Бурнштейносталась работать в Ташкенте (в школе № 50). Миклухин уехал в Тадж ССР, работалЗам.Зав.ОблОНО в Гарме, там погиб при землетрясении.

В некоторых письмах привлекает внимание факты жизни вотдельных местах.

Светлый человек Миклухин был энтузиастом народногообразования. Он вывез в Ташкент из Днепропетровска остатки Библиотечноготехникума. Спасая семью от голодной смерти он уехал в Тадж ССР  - в Гарм, вскоре этот город был заваленкаменным оползнем.

12 августа 1972 г                                                                 Н.Архангельский

Дополнительная информация

6.5.1976.

В домашнем моем архиве остаются разнородные бумаги, связанныес эвакуированными в УзбССР; там немало общественно-интересного в том или  ином аспекте. Может быть я успею как-топомочь, чтобы такой материал находить.

Письма 16 –ти эвакуированных педагогов я собирал в 1972 г.,…; они не подлежатвключению в открытый фонд, пока я жив.

Н.П. Архангельский»

Далее от руки,по-видимому им самим, сделана приписка:

«Темы писем многообразны, указать их по каждому письму и датьсведения об авторах – не имею возможности   27.5.1976.»[8]

Н.П. Архангельским  достаточно верно было помечено, что письма являются ценнейшим источником дляизучения эпохи. Все письма, адресованные Николаю Порфирьевичу, проникнутыискренней признательностью и уважением. Люди, писавшие ему, прошли черезлишения войны, обретя в Узбекистане мир, кров, были окружены заботой ивниманием. Письма, в основном, были написаны уже после войны, но тема этихтяжелых лет постоянно возникает в письмах.

Не представляетсявозможным в рамках одной статьи охватить все письма, поэтому остановимся написьмах 2 авторов:  Ольги ЕвграфовныГулевич  и Владимира АлексеевичаЗаболотского.

Письма О.Е. Гулевичпроникнуты теплыми воспоминаниями о пребывании в Ташкенте, особом человеческомотношении к совершенно чужим людям и гостеприимстве:

10.12.1945 г. «… Я до сих пор не могу собрать себя, мысли ещев Ташкенте, среди Вас. Часто вспоминаю Вас, Ваше теплое участливое отношение комне, помощь в работе и хочется работать там, С Вами».

25.03.1947 г. «…Спасибо за поздравления ко дню 8 Марта. Вэтот день, как и во многие другие дни, я с очень теплыми чувствами вспоминаюТашкента и всех моих друзей. Здесь в Москве люди суровее и холоднее, оченьзамкнуты. Может быть климат действует? Но люди не оттаивают даже летом. Поэтомутрудно привыкать к новому коллективу…. Недавно приезжала  Екатерина Александровна Анисимова. Из еерассказов многое узнала о Ташкенте. Воспоминания так и нахлынули, несмотря наочень тяжелые страницы, пережито многое в Ташкенте, все, что связано с институтомя вспоминаю с большой теплотой и благодарностью».

Примечательно, что люди,столкнувшиеся с таким человеческим отношением, стремились оказать как можнобольше участия в жизни самого Николая Порфирьевича Архангельского. Такаяситуация прослеживалась всякий раз, когда он, либо его супруга приезжали вМоскву по делам:

«Если Ваша супруга будет в Москве, пусть обязательнозаедет  к нам. Это будет большаярадость».

Они считала своим долгомпостоянно интересоваться работой института и искренне радовалась его успехам.

«Радостно было узнать и почувствовать, что обо мне еще помнятсотрудники института. Не менее приятно узнать, что начинает выходить в светработы института. Это очень большой сдвиг».

Другой важной темой,поднимаемой во всех письмах, была, конечно, работа, преподавательская и научнаядеятельность. В письмах шел постоянный обмен научными новостями, обсуждалосьсодержание учебных программ для школ. К Николаю Порфирьевичу обращались, какзнатоку своего дела. Ему поступали просьбы проанализировать книги, датьрецензии и отзывы. Так, Ольга Евграфовна писала: «Глубоко благодарю Вас за ценные замечания, которые Вы сделали. Мы ихобязательно учтем. Особенно ценными являются Ваши замечания в отношенииобучения в национальных школах».

Такие же темы поднималисьи в письме другого учителя – Владимира Алексеевича Заболотского.

6.9.1942 г. «… Мне бы очень не  хотелось, чтобы Вы истолковали моё молчаниекак естественно напрашивающееся: уехал и забыл. Забыл все: и людей, которыесделали столько добра и свои обещания. Николай Порфирьевич! Я никого и ничегоне забыл, но обстоятельства пребывания в Москве сложились таким образом, чтопришлось пережить много волнений ….Я благодарю Вас за внимательное и доброеотношение , в чем нуждался в тяжелых условиях моей ташкентской жизни. Никогдане думал, что придется пережить на старости лет, что выпадет на мою долю в Ташкенте.Особенно остро чувствовалось участливое отношение. Вы снабдили менякомандировочным удостоверением в дорогу, оно обеспечило меня хлебом и обедом втечение всего августа, т.к. до прописки у меня не было карточек. Теперь явозвращаюсь в доэвакуационное состояние…Между прочим здесь тоже возникаетвопрос, который мы пробовалис Вами разрешить …при недостатке учебников ишкольных принадлежностей».

 Многие из учителей, прошедшие ташкентскуюэвакуацию, по представлению Н.П. Архангелского были представлены к различнымправительственным наградам. Лично Николай Порфирьевичем был составлен списоктаких учителей[9]:

1.          СтаканАндрей Алексеевич. Научный сотрудник в Институте школ с июля 1942 года. Бывшийнаучный сотрудник Калинского Института усовершенствования учителей. Он оказалИнституту школ и Наркомпросу Узбекистана большую помощь. В Ташкенте и привыездах в Ферганскую долину он много сделал для повышения квалификации учителейи руководителей кадров народного образования. В 1943-44, 1945 гг. много помог ворганизации проверочных испытаний и экзаменов в школах[10].

2.          МариенгофЭсфирь Михайловна. Старший научный сотрудник. В Институте школ с 1944 года,эвакуированная из Украины, работала сначала в воинской части. В Институте школусердно работала над вопросами детской литературы, помогала планированиюиздательства узбекской детской литературы и постановке художественноговоспитания во внешкольных учреждениях[11].

3.          НикольскаяАнтонина Васильева. Научный сотрудник. В Институте школ с 1943 г. Эвакуированная изЛенинграда, дошкольный методист. Оказала высококвалифицированную помощьДошкольному отделу Наркомпроса Узбекистана. Делала много докладов на тщательномизучении вопроса, помогала дошкольным работникам перестроиться в соответствии своенным временем и послевоенной обстановкой. Он[12]авыезжала в области для оказания помощи. Завоевала большой авторитет.

4.          БурнштейнСарра Львовна. Научный сотрудник. В Институте школ с марта 1944 г. Эвакуированная изУкраины. Несмотря на слабое здоровье и весьма стесненные бытовые условиячрезвычайно добросовестно и четко работала на всех поручаемых участках[13].

5.          ДариенкоТатьяна Михайловна. Старший научный сотрудник. В Институте школ  сентября 1944 по июнь 1945 г. Эвакуированная изЛенинграда, опытная учительница-методист. С преданностью дела работала вИнституте школ. Оказала большую помощь делу преподавания русской литературы.По  вызову Ленинградского ОблОНОреэвакуировалась в июле 1945 года[14].

6.           Шифман Лев Абрамович. Старший научныйсотрудник. Эвакуированный из Ленинграда. Научный сотрудник по психологии сбольшим опытом. Кандидат наук. Оказал значительную помощь молодым научнымсотрудникам. Работал в высшей степени добросовестно. Реэвакуирован в Москву повызову Академии наук и Института Психологии[15].

7.          БарановаЕвгения Филипповна  - инструктор–методист. В 1941 году эвакуирована из Западной Белоруссии, где былаучительницей и работала в райпедкабинете. До конца 1944 года работала вМордовии как учитель методист. По семейным обстоятельствам переехала в Ташкент.Активно участвует в общественной работе[16].

 Эвакуированное советское учительство,прибывшее в Ташкент и другие области Узбекистана, делилось со своимиузбекистанскими коллегами-педагогами педагогическими знаниями и опытом, аузбекская земля для них в годы войны (а для некоторых и после) стала роднымдомом; узбеки оказали им  такой радушныйи теплый прием, о котором, большинство из них помнили на протяжении всей своейжизни.



[1] Гольянова Т.В. Школьноеобразование в Узбекистане в годы Великой Отечественной войны//Диссерт. насоиск. учен. степени докт.истор. наук. Институт истории. Ташкент, 1964, с. 51.

[2] Тамже, с. 110. Однако после 1943 года, когда советские войны начали освобождать многиегорода центральной России, начинается отток учительский кадров, которыеУзбекистан смог покрыть подготовкой молодых кадров.

[3] Архив Минпроса, оп. 439,д.19, 34, Л.Л.57, 224.

[4] Всвязи с этим стоит отметить диссертационную работу Т.В. Гольяновой указаннуювыше. Конкретно рассмотрение данного вопроса не входило в цели исследования, норяд ценных материалов по эвакуированному учительству возможно найти.Исследовательницей была разработана обширнейшая источниковая база именно поэтой проблеме, в исследовании даются ссылки на необходимые архивы, в частности,на Архив Минпроса Узбекистана.

[5]ЦГА РУз. Р-2282, оп.1, д.1224

[6]ЦГА РУз. Р-2282, оп.1, д.1224

 

[7] ЦГА РУ Р-2282, оп., д. 1224, Л.1.

[8] ЦГА РУЗ. Р-2282, оп.1, д.1224, Лл.1об-2.

[9] ЦГАРУ Р 2282, оп. 1, д. 634 Список сотрудников, представленных к награждениюмедалями за доблестный труд во время Великой Отечественной войны (1941-1945)

[10] Там же, Л. 2.

[11] Там же, Л. 2об.

[12] Там же, Л. 3.

[13] Там же, Л. 3.

[14] Там же, Л. 4.

[15] Там же, Л. 4.

[16] Там же, Л.4.


Теги: 

Текст сообщения*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Отправить Отменить
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение