Проект «Север–Юг»: Северная Европа и Юго-Восточная Азия в одном флаконе?
Автор: Медиация 2020
Сегодня вновь актуальной становится тема реализации проекта «Север – Юг», главная цель которого – обеспечение России и странам Северной Европы прямого железнодорожного доступа к Персидскому заливу.
Казвин – Решт
Несомненно, весомый вклад в проект привнес ввод в эксплуатацию железной дороги Казвин –Решт в 2019 году, составляющей протяженность в 205 км [1].
Иранскими СМИ сообщается, что на строительство железной дороги Казвин – Решт было потрачено более 32 миллиардов рублей (18,5 триллиона риалов).
Открытие маршрута предполагало в ближайшее время завершение железной дороги «Россия –Азербайджан – Иран», являющейся частью МТК «Север – Юг». На данный момент строительство «Россия – Азербайджан – Иран» еще в процессе реализации.
Положительным результатом реализации коридора «Север – Юг» можно считать первый испытательный поезд с поставкой из России, предназначенной для Ирана, которая прошла через Азербайджан [2].
Ожидается осуществление железнодорожного проекта Астара (Иран) – Астара (Азербайджан), являющегося продолжением железной дороги Казвин – Решт. Первым же этапом проекта Астара – Астара было восстановление железнодорожного сообщения между Ираном и Азербайджаном.
Вторым – будет создание полноценного транспортного коридора между двумя странами. Сейчас же готовится реализация проекта Решт – Астара, которая позволит соединить железнодорожную инфраструктуру соседей по Каспию, что даст увеличение пропускной способности транспорта и развитие отношений в сфере транзита.
Так, на недавней встрече министра иностранных дел Азербайджана Джейхуна Байрамова с главой МИД России Сергеем Лавровым, помимо обсуждения проекта по реализации энергомоста Россия – Азербайджан – Иран, глава российского МИД высказался о поддержке транспортными и экономическими ведомствами российской и азербайджанской сторон проекта«Север – Юг».
«Сейчас из конкретных вопросов, которые помогут нам продвинуться в создании упомянутых международных транспортных коридоров, я упомяну необходимость достроить иранский участок железной дороги Решт - Астара», – обратил внимание глава МИД РФ Сергей Лавров [3].
Суэц отдыхает
Одной из основных проблем в международной торговле, с которой сталкиваются Россия, Иран и Индия, являются грузоперевозки.
Строительство железнодорожной магистрали является более доступной и дешевой альтернативой перегруженному Суэцкому каналу, ведь примерно на 30-40% снижается время и стоимость грузоперевозок.
Примечательно, что новый маршрут позволит перевозить около 20-30 млн. тонн товаров в год. Однако на данный момент Суэцкий канал предоставляет наиболее короткий путь из Азии в Европу, хотя, если перевозка грузов морским путем по маршруту Персидский залив — Суэцкий канал — Средиземное море – Балтийское море в Хельсинки происходит за 45-60 дней [4], в то время как маршрут «Север – Юг» займет 25-30 дней.
Исходя из того, что экономика Индия на данный момент занимает передовые позиции в мире, имеется возможность финансово поддерживать иранскую инфраструктуру. Индия заинтересована в подобных проектах, ведь основную конкуренцию на Евразийском пространстве составляет Китай, который относительно недавно был заинтересован пакистанским портом Гвадар в рамках проекта «Один пояс – один путь» [5]. Под большим вопросом находится зона свободной торговли с Индией, необходимая для того, чтобы предотвратить торговые барьеры между странами Евразийского союза и Индией.
В 2020 г. Москва и Нью-Дели активизировали работу над соглашением о зоне свободной торговли между Индией и Евразийским союзом.
Ведется работа по обсуждению всех деталей соглашения о зоне свободной торговле между ЕАЭС и Индией, положительным исходом сотрудничества, помимо всего прочего, станет соглашение о взаимной защите инвестиций.
Исходя из доклада India Briefing, на который ссылается Рамблер, благодаря сотрудничеству между ЕАЭС и Индией произойдет увеличение ВВП, из-за функционирования зоны свободной торговли. India Briefing прогнозирует фиксацию на трехпроцентном увеличении ВВП Индии, а ВВП ЕАЭС прогнозируется в краткострой и долгосрочной перспективе от $1,4 млрд о $2,7 млрд.[6].
Таким образом, посредством данного коридора Северная Европа будет подключена к Юго-Восточной Азии. Из этого следует, что товары будут перевозиться из Индии через порт в Иране до Азербайджана и далее через Россию в европейские страны. Примечательно, что грузы по этой территории будут проходить всего за 14 дней, что не может не быть уникальной инициативой [7] .
[1] В Иране открылась железная дорога Решт-Казвин. — Текст : электронный // ИРНА : [сайт]. — URL: https://ru.irna.ir/news/3675152/В-Иране-открылась-железная-дорога-Решт-Казвин (дата обращения: 18.08.2020).
[2] Тестовый поезд пущен из Азербайджана в Иран по железной дороге. — Текст : электронный // ТАСС : [сайт]. — URL: https://tass.ru/ekonomika/4942072 (дата обращения: 18.08.2020).
[4] Пылин, А. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ТРАНСПОРТНЫЕ КОРИДОРЫ НА ЮЖНОМ КАВКАЗЕ И ИХ ТРАНЗИТНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / А. Пылин.// Геоэкономика энергетики. — 2018. — № 4. — С. 127.
[5] Пакистан передал под контроль китайской компании порт Гвадар на побережье Аравийского моря. — Текст : электронный // ТАСС : [сайт]. — URL: https://tass.ru/ekonomika/2428503 (дата обращения: 18.08.2020).
[7] Astara-Rasht railway to lead Europe to Persian Gulf. — Текст : электронный // Trend News Agency : [сайт]. — URL: https://en.trend.az/business/economy/2879086.html (дата обращения: 18.08.2020).
Автор: Вощинский Кирилл, участник Лаборатории молодого аналитика "МедИАЦия": Каспийская неделя
Поделиться: