Зримая музыка: что такое балет в Казахстане
Балет — это то, как выглядела бы музыка, если бы ее воплощали в танце. В Государственном академическом театре оперы и балета имени Абая недавно изящно воплотили в танце музыку Шопена, Баха и Равеля. В классической постановке «Шопениана», неоклассической «Открывая Баха» и дерзком балете «Болеро» каждый зритель сможет найти что-то для себя.
Показ начался с «Шопенианы». Воздушная музыка Шопена, легкие движения артистов, симметричность танца — вот то, за что можно полюбить этот балет всей душой. Упорядоченные и синхронные движения танцоров гармонично сливаются с музыкой, создавая прекрасный геометрический узор. Кажется, что положение и поза каждого из них выведены путем математических вычислений.
«Балет — это зримая музыка, и хотелось бы, чтобы вы тоже увидели это. Мы постарались создать ее вместе с артистами и музыкантами», — поделилась главный балетмейстер ГАТОБа Гульжан Туткибаева.
Пятнадцать минут антракта — и привычная казахстанскому зрителю сцена классического балета исчезает. На ее месте появляются танцоры — во всём черном. Освещение с холодного синего сменяется на тревожно красное. В полной тишине, в которой хорошо разносится общий ритмичный шепот танцоров, они начинают танец. От резкого контраста между двумя постановками захватывает дух.
«Открывая Баха» — бессюжетный балет, поставленный на музыку фортепианного концерта Баха № 1. Это постановка о поиске выхода, о разрушении основ, приводящем к освобождению. Она передает целую гамму эмоций, которые читаются в напряженных движениях танцоров, выражении лиц, переливах музыки. Однако их эмоции проходят через метаморфозы по мере развития действия: от отчаяния и безысходности к чувству блаженного освобождения.
Манера танца тоже меняется — от классического, сдержанного начала к более современному и свободному к концовке. В отличие от предыдущего балета, здесь гораздо меньше симметрии среди движений танцоров: они более хаотичны. Тем не менее, между всеми артистами на сцене чувствуется связь: они танцуют каждый для себя и друг для друга.
«В этом театре обычно ставятся классические постановки, а я был приглашен, чтобы создать что-то более современное», — рассказал хореограф Дэвид Джонатан. — «Начало у танца довольно классическое, но постепенно движения становятся более свободными и более настоящими для меня».
Балетный критик Флюра Мусина, говоря о постановке, заметила: «Мне кажется, это очень личное видение. В разрушенном мире нужно найти смысл и гармонию, которую он (Джонатан — прим. авт.) находит в заключительной части».
Из-за плотного графика артистов Джонатан репетировал с ними около двух часов в день.
«Когда я приходил в театр, я должен был быть готов использовать время эффективно и быть креативным. У меня не было времени на то, чтобы больше исследовать с танцорами, но это ничего. Я думаю, что это даже хорошо — быть ограниченным во времени. Это запускает творческий процесс».
Балет для бельгийского хореографа имеет свое собственное особенное значение.
«Я был рад работать в первом национальном казахском театре, поэтому я хотел создать что-то уникальное для театра и танцоров».
Постановка также рассказывает об изменениях, что, по мнению Джонатана, перекликается с ситуацией в Казахстане —
Завершила показ яркая постановка «Болеро» в трактовке хореографа Рикардо Амаранте. Балет, согласно его задумке, должен был быть чувственным и слегка вызывающим, совсем как оригинальная постановка «Болеро» с Идой Рубинштейн. Таким он и был — страстным, будоражащим кровь и воображение.
Автор: Дамина Мукитанова
Поделиться: