Запрет хиджаба в школах: дискриминация или вынужденная мера?

Дата:
Запрет хиджаба в школах: дискриминация или вынужденная мера?

1 февраля отмечается неофициальный Всемирный день хиджаба. В некоторых странах, в том числе в Казахстане, власти реагируют на хиджабы, запрещая носить их в школах. Журналисты из Узбекистана, Татарстана и Таджикистана рассказали, как у них проходит подобная ограничительная кампания и как на нее реагирует население.


В Казахстане десятки родителей судятся с директорами школ. Они пытаются оспорить пункты внутреннего устава школ, а также пункт в приказе министра образования от 2016 года о единых требованиях к школьной форме. В то же время министр по делам религий и гражданского общества Казахстана, комментируя отказ некоторых родителей снимать с детей хиджабы, допустил мысль, что в стране могут быть построены частные школы для верующих.

Министр образования России в 2017 году публично высказалась против хиджабов в учебных заведениях. В то же время в Чечне, наоборот, приняли закон, закрепляющий право школьниц носить хиджаб во время учебы. Глава Чечни Рамзан Кадыров заявил, что его дочери не снимут хиджаб.

В Узбекистане и Таджикистане хиджаб в школах запрещен. В этих странах проводились рейды в общественных местах, когда женщин в хиджабах заставляли его снять.

На примерах из своих стран журналисты Хиромон Бакозода из Таджикистана, Алсу Курмашева из Татарстана и Сирожиддин Толибов из Узбекистана пытались разобраться, насколько оправданы опасения властей и стоит ли бояться хиджаба в школах. 


НЕ СПРОВОЦИРУЕТ ЛИ ЗАПРЕТ РАДИКАЛИЗМ? 

Главный вопрос, на который пытаются ответить журналисты во время дискуссии, — не станет ли запрет хиджабов бикфордовым шнуром для разжигания радикальных настроений в обществе?

— Любые запреты вызывают радикальный всплеск и протестные настроения, — говорит журналист Хиромон Бакозода. — Нужно быть очень осторожными в принятии решений, касающихся запретов или предупредительных мер в борьбе с определенными явлениями. Нужна политическая мудрость. Об этом должны задумываться наши чиновники, которые принимают такие решения.

Журналист Радио Озоди Хиромон Бакозода. Прага, 24 января 2018 года.
Журналист Радио Озоди Хиромон Бакозода. Прага, 24 января 2018 года.

Ее коллега Алсу Курмашева вспоминает личную историю из школьных лет, когда одноклассница в советское время пришла в школу в красных колготках, учитель вызвал родителей, и девочке запретили появляться в школе в таких колготках. На следующий день в знак протеста все девочки в классе перекрасили белые колготки в красный цвет.

— Запрет порождает только протестные настроения, — соглашается Курмашева. 

Журналист Радио Азатлык Алсу Курмашева. Прага, 24 января 2018 года.
Журналист Радио Азатлык Алсу Курмашева. Прага, 24 января 2018 года.

ДИСКРИМИНАЦИЯ В ОБМЕН НА БЕЗОПАСНОСТЬ? 

Сирожиддин Толибов говорит, что после серии взрывов в 1999 году в Ташкенте ношение хиджабов и бороды в общественных местах было официально запрещено.

— Это был указ кабмина Узбекистана. В то же время в узбекской Конституции четко и ясно не сказано, что Узбекистан является светским государством, как в Таджикистане, — рассказал Толибов.

По его наблюдениям, нынешний президент страны Шавкат Мирзияев более лоялен к традиционному исламу и это сказывается в различных сферах. Например, в мечетях снова начали использовать громкоговорители для призывов к молитве, что было запрещено при Каримове.

Журналист Радио Озодлик Сирожиддин Толибов. Прага, 24 января 2018 года.
Журналист Радио Озодлик Сирожиддин Толибов. Прага, 24 января 2018 года.

Хиромон Бакозода отмечает, что власти Таджикистана при введении запрета на хиджаб в учебных заведениях мотивируют свое решение тем, что, если даже ущемляются права определенных групп в плане свободы религий, это всё делается ради безопасности в стране. И большая часть общества относится к запретительным мерам с пониманием.

В Татарстане, по словам Алсу Курмашевой, почти в каждой школе есть девочки в мусульманских платках.

— Нет, наверное, ни одного учреждения — частного или государственного, — где нет женщины в платке. Платки повязываются традиционно, как это исторически шло в Татарстане, не в форме хиджаба или бурки, а это красивые, обычные яркие платки. На это никто не обращает внимания, — резюмирует Алсу Курмашева.


Источник



Поделиться:

Дата: