Зачем Астана хочет передать порты на Каспии в частные руки?
Министр транспорта Казахстана Марат Карабаев заявил, что Астана готова передать в трастовое управление частному бизнесу два своих порта — Актау и Курык.
Почему Казахстан хочет передать порты в частные руки и кому это будет выгодно, рассказала эксперт по логистике и управлению цифровым бизнесом Даниэла Грошева.
Как отмечает эксперт, передача транспортной инфраструктуры в управление частной компании — общеизвестная практика, нацеленная на повышение качества её работы.
1. Частные предприятия стремятся избегать высоких цен на услуги, полностью использовать мощности и ускорять операции.
2. При такой системе управления снижен риск коррупции, а ответственность сконцентрирована в руках одного юридического лица.
3. Наконец, порты Каспийского моря требуют значительных капиталовложений, которые Астана не может направить в одиночку.
Предполагается, что сделки по портам Актау и Курык будут трастовыми — то есть компании будут обязаны работать в интересах изначального собственника — государства. Астана заинтересована в такой схеме, поскольку стремится к эффективной работе транспортной инфраструктуры, свойственной частному бизнесу.
В то же время в Казахстане нередки ситуации, когда заинтересованные государственные предприятия или лица выступают серыми кардиналами и фактическими руководителями. Возможно, в случае с портами будет использована та же схема.
Другой сценарий, который тоже часто встречается в Казахстане, — привлечение иностранного капитала и компаний из России, Китая или некоторых европейских стран.
Рассматривая этот сценарий, стоит учитывать, что порты в Актау и Курыке — часть Транскаспийского маршрута транспортного коридора (ТМТМ), который проходит через Китай и Азербайджан. Более эффективная работа портов Актау и Курыка должна усилить транспортную связность региона и дать возможность увеличить грузооборот.
Россия, в свою очередь, также заинтересована в развитии торговли на Каспии: она владеет тремя портами — Оля, Махачкала и Астрахань — на его побережье. Кроме того, в апреле 2022 г. звучала новость о том, что российская компания — Транспортная группа Fesco — планирует купить контейнерный терминал на Каспии для коридора «Север — Юг». Хоть этот коридор проходит перпендикулярно ТМТМ, эти намерения показывают интерес России к наращиванию сотрудничества на Каспии.
Среди других стран, демонстрирующих интерес к развивающейся казахстанской логистике, — Германия и Франция.
Напомним, глава Минтранса Казахстана сообщил, что передача двух портов на Каспии будет возможна в случае их полной загрузки.
В 2023 г. грузооборот Курыка достиг 1,5 млн тонн, а Актау — 3,8 млн тонн. В то же время проектная мощность порта Курык оценивается в 6 млн тонн грузов в год, порта Актау — 14,7 млн тонн.
Поделиться: