Ягнобцы – потомки древних согдийцев
Дата:
Развалины согдийского замка на вершине горы Муг, прекрасные памятники древней культуры и архив согдийских рукописей — все, что осталось от народа, который жил в Древней Согдиане в VI-VIII веках нашей эры.
Или не все? В горах Гиндукуша (отроги Памира между Таджикистаном, Ираном, Афганистаном и Китаем) живет светловолосый и светлоглазый народ, язык которого отличается от таджикского. Они называют себя потомками согдийцев.
Геродот упоминает согдийцев в третьей книге своей «Истории». Он писал 2500 лет назад, но государство Согд существовало уже минимум четыре столетия. Главными центрами Согда были Бухара, Самарканд и Пенджикент. Согдийцы были искусными мастерами, отчаянными воинами и удачливыми торговцами. Они создали торговую сеть, охватывавшую всю Центральную Азию. Они воевали с Александром Македонским и сражались с тюрками-кочевниками.
Согдийцы в религиозной процессии, фреска гробницы 5-6 века, открытая в городе Тун-ван. Фото: Wikipedia
В начале VIII века Согд был завоеван арабами и вошел в состав халифата. Согдийцы, исповедовавшие одну из древнейших религий — зороастризм, были насильно обращены в ислам, храмы верховного божества Ахурамазды и пророка Заратуштры были разрушены. Государство Согд перестало существовать, но народ не исчез. Именно тогда несколько тысяч согдийцев скрылись от арабов в горах, сократив до минимума контакты с остальным миром. От этих людей, скрывшихся в отрогах Памира и произошли ягнобцы.
Фото: fergananews.com
В 1927 году этнограф Михаил Андреев писал: «В Ягнобе нет до сих пор ни одной лавки, с чем бы то ни было… Нет ни школ… кое-кто из грамотных учит читать своих домашних. Решительно нет никакой медицинской помощи, население обращается только к полуграмотным муллам, пишущим амулеты».
Фото: fergananews.com
Ягнобский язык — малоизученный диалект согдийского языка (новосогдийский), относится к восточно-иранской группе языков. Родственен осетинскому языку. Интересно, что хранителями языка у ягнобцев выступают женщины. Именно они предпочитают разговаривать на нем, в то время как мужчины для общения выбирают таджикский язык.
Фото: gumilev-center.ru
В 1970 году советское правительство принудительно переселило все население Ягнобской долины в Зафарабадский район Таджикистана. Сделано это было для развития хлопководства в этом районе республики. Часть семей мигрировала в сторону столицы, осев в прилегающих к ней районах Варзоб, Вахдат и Рудаки. До насильственного переселения в Ягнобе было 32 кишлака с населением более 4000 человек.
Фото: gumilev-center.ru
В 1975 году некоторые ягнобцы нелегально вернулись в родные места, но в 1978 году были вновь выселены в Зафарабад.
Второе их самовольное возвращение началось в 1980-х годах. Только с перестройкой ягнобцы получили право вернуться на малую родину. Некоторые из них сразу же отправились в свои высокогорные кишлаки. Но часть так и осела в других регионах.
Фото: fergananews.com
Сегодня самое большое количество ягнобцев — до 8000 человек — проживает в Зафарабадском районе.
Еще около 7000 человек стали жителями Душанбе, Вахдатского, Гиссарского, Варзобского, Яванского районов и района Рудаки. В Варзобском районе, что в 30 километрах от Душанбе, находится наиболее крупное компактное поселение ягнобцев — кишлак Зуман, в котором проживает более 100 семей (порядка 800 человек).
Источник
Или не все? В горах Гиндукуша (отроги Памира между Таджикистаном, Ираном, Афганистаном и Китаем) живет светловолосый и светлоглазый народ, язык которого отличается от таджикского. Они называют себя потомками согдийцев.
Геродот упоминает согдийцев в третьей книге своей «Истории». Он писал 2500 лет назад, но государство Согд существовало уже минимум четыре столетия. Главными центрами Согда были Бухара, Самарканд и Пенджикент. Согдийцы были искусными мастерами, отчаянными воинами и удачливыми торговцами. Они создали торговую сеть, охватывавшую всю Центральную Азию. Они воевали с Александром Македонским и сражались с тюрками-кочевниками.
Согдийцы в религиозной процессии, фреска гробницы 5-6 века, открытая в городе Тун-ван. Фото: Wikipedia
В начале VIII века Согд был завоеван арабами и вошел в состав халифата. Согдийцы, исповедовавшие одну из древнейших религий — зороастризм, были насильно обращены в ислам, храмы верховного божества Ахурамазды и пророка Заратуштры были разрушены. Государство Согд перестало существовать, но народ не исчез. Именно тогда несколько тысяч согдийцев скрылись от арабов в горах, сократив до минимума контакты с остальным миром. От этих людей, скрывшихся в отрогах Памира и произошли ягнобцы.
Фото: fergananews.com
В 1927 году этнограф Михаил Андреев писал: «В Ягнобе нет до сих пор ни одной лавки, с чем бы то ни было… Нет ни школ… кое-кто из грамотных учит читать своих домашних. Решительно нет никакой медицинской помощи, население обращается только к полуграмотным муллам, пишущим амулеты».
Фото: fergananews.com
Ягнобский язык — малоизученный диалект согдийского языка (новосогдийский), относится к восточно-иранской группе языков. Родственен осетинскому языку. Интересно, что хранителями языка у ягнобцев выступают женщины. Именно они предпочитают разговаривать на нем, в то время как мужчины для общения выбирают таджикский язык.
Фото: gumilev-center.ru
В 1970 году советское правительство принудительно переселило все население Ягнобской долины в Зафарабадский район Таджикистана. Сделано это было для развития хлопководства в этом районе республики. Часть семей мигрировала в сторону столицы, осев в прилегающих к ней районах Варзоб, Вахдат и Рудаки. До насильственного переселения в Ягнобе было 32 кишлака с населением более 4000 человек.
Фото: gumilev-center.ru
В 1975 году некоторые ягнобцы нелегально вернулись в родные места, но в 1978 году были вновь выселены в Зафарабад.
Второе их самовольное возвращение началось в 1980-х годах. Только с перестройкой ягнобцы получили право вернуться на малую родину. Некоторые из них сразу же отправились в свои высокогорные кишлаки. Но часть так и осела в других регионах.
Фото: fergananews.com
Сегодня самое большое количество ягнобцев — до 8000 человек — проживает в Зафарабадском районе.
Еще около 7000 человек стали жителями Душанбе, Вахдатского, Гиссарского, Варзобского, Яванского районов и района Рудаки. В Варзобском районе, что в 30 километрах от Душанбе, находится наиболее крупное компактное поселение ягнобцев — кишлак Зуман, в котором проживает более 100 семей (порядка 800 человек).
Источник
Поделиться:
Дата: