Выступят ли власти и население РК единым фронтом в "войне" с пандемией?

Дата:
Выступят ли власти и население РК единым фронтом в "войне" с пандемией?

То, что происходит сегодня в Казахстане, можно назвать войной. Войной за жизни наших соотечественников, за то, чтобы выйти из нынешнего гуманитарного кризиса с наименьшими людскими, социально-экономическими, моральными, политическими потерями. А значит, и действовать нужно как в условиях военного времени – быстро, решительно, мобилизуя все имеющиеся ресурсы, меняя «командиров», проявивших слабость и безынициативность, всячески поддерживая боевой дух в «солдатах», жестко наказывая «саботажников» и «мародеров». 

Слово «война», используемое применительно к нынешней ситуации, часто слетает с уст высшего руководства нашей страны. Но насколько соответствуют такой оценке реальные действия, предпринимаемые властями в центре и на местах? 

Уже очевидно, что практически все регионы Казахстана оказались неготовыми ко второму всплеску распространения коронавирусной инфекции и катастрофическому росту заболеваемости пневмонией, хотя времени на то, чтобы мобилизовать необходимые ресурсы и резервы, было более чем достаточно. Как говорят в свое оправдание акимы, они были связаны по рукам и ногам теми нормами и правилами, которые заложены в законодательстве о бюджете, – выйти «за рамки», распорядиться казенными средствами по своему усмотрению, нарушить установленные процедуры они не имели права. Но даже если это и так, главы всех 17 регионов могли, выступив единым фронтом, обратиться к главе государства с просьбой предоставить им в условиях, по сути, чрезвычайной ситуации расширенные полномочия в плане использования бюджетных средств для сохранения жизни и здоровья людей. При необходимости можно было провести в онлайн-режиме заседание парламента, чтобы оперативно внести изменения в законы. Однако такой политической воли и настойчивости акимы не проявили. Как следствие, разочарование населения в них еще больше усилилось, а и без того низкая степень доверия упала ниже плинтуса. 

Очевидно, что из этого надо делать политические и организационные выводы, менять порядок формирования и систему функционирования местных органов власти таким образом, чтобы они были максимально подотчетны населению и именно перед ним несли всю полноту ответственности. Но это задача на будущее, а сегодня, видимо, есть смысл (поскольку эпидемиологическая обстановка, скорее всего, еще долго будет оставаться сложной) дать главам регионов карт-бланш. Потом, когда все устаканится, можно будет спросить с них за каждый использованный тиын, а сейчас пусть проявляют инициативу, находят рациональное и адекватное нынешней ситуации применение тем средствам, которые есть в их распоряжении. В частности, создают необходимые материально-технические запасы, при содействии Минздрава привлекают врачей и специалистов из других стран (скажем, из России, Кубы, Китая), используют возможности частных клиник, укрепляют инфраструктуру местных систем здравоохранения и т.д. –  ведь все это потребует дополнительного финансирования.   

Тем более что региональные бюджеты располагают немалыми резервами для этого. Один только пример. Едва ли не в каждом из областных бюджетов предусмотрено по несколько миллиардов тенге на содержание профессиональных футбольных клубов, участвующих в чемпионате Казахстана (а в целом по стране это 40-50 миллиардов). И хотя в этом чемпионате еще с марта длится пауза, вызванная карантином, многие клубы продолжают держать тренеров и игроков, среди которых немало «легионеров» и которым надо платить немалые деньги, несмотря на то, что они, по сути, простаивают. Уже очевидно, что полноценное первенство провести не удастся. Да даже если бы и удалось, возникает резонный вопрос: насколько сейчас целесообразно содержать футбольные команды? Может, лучше направить эти бюджетные деньги на сохранение здоровья и жизни людей?  А ведь есть еще хоккейные, волейбольные, баскетбольные и прочие клубы.

Или как понимать продолжающееся по сей день массовое проведение акиматами и их подведомственными учреждениями всевозможных тендеров на организацию мероприятий  явно не первой необходимости – конкурсов на знание языка, этнографических фестивалей, разработки эскизов памятников, различных юбилеев и т.д. и т.п., о чем совсем недавно писало наше издание? Как понимать едва ли не повсеместное расходование бюджетных средств на замену бордюров, разбивку аллей и прочие украшательства? Неужели все это не может подождать до лучших времен? Такими недоуменными вопросами задаются жители самых разных регионов Казахстана. 

Руководство страны недавно заявило о том, что республиканский бюджет 2021-го будет пересмотрен и оптимизирован. Но почему не был в срочном порядке, еще весной, оптимизирован бюджет нынешнего года? Ведь в него тоже заложено много расходов, существование которых объяснимо в период спокойствия и стабильности, но которые выглядят абсолютно необязательными во времена, когда под серьезной угрозой оказались жизни тысяч казахстанцев, когда больницам не хватает то того, то другого. 

Раз речь зашла о деньгах, то нельзя не сказать и о социальных выплатах тем, кто из-за введения карантина оказался в сложной ситуации: потерял работу, доходы. Если за март их получили почти 4,5 миллиона казахстанцев, то в июле ими будет охвачено чуть больше миллиона, хотя нуждающихся в помощи гораздо больше. Понятно, что возможности государства ограничены, но ведь, с другой стороны, многим сегодня надо не только питаться (причем питаться хорошо и разнообразно, чтобы укрепить иммунитет), но и покупать медикаменты, средства индивидуальной защиты…

В этой связи обращает на себя внимание одно обстоятельство. Те, кто работает в госорганах и в учреждениях, оказывающих различные госсуслуги (таких в нашей стране свыше 400 тысяч, не считая учителей и врачей), от введения карантина никак не пострадали – даже работая в большинстве своем в удаленном режиме, дома, они продолжают получать полные оклады, хотя наверняка нагрузка на них снизилась. А те, кто сам обеспечивал себя и при этом платил налоги государству, занимаясь торговлей в бутиках, ремонтом техники, стрижкой в салонах красоты и т.д., не по своей вине оказались без средств к существованию. Можно ли назвать это социальной справедливостью? 

И еще один момент. В госучреждениях за период с марта по сегодняшний день в связи с переводом многих на «удаленку» должна была образоваться солидная экономия средств: ведь практически никто не ездит в командировки, резко сократились представительские и транспортные расходы, затраты на проведение всевозможных встреч, конференций, «круглых столов». На что пойдут сэкономленные суммы? На выплаты премий «государевым людям», которые на протяжении последних четырех-пяти месяцев не шибко напрягались? Это опять же к вопросу о социальной справедливости.  

Совсем недавно свой вариант решения проблемы, связанной с текущей нехваткой у населения денег на первоочередные нужды, предложил председатель общественного совета при ЕНПФ Евгений Сейпульник. Суть идеи сводилась к тому, чтобы дать каждому вкладчику возможность один раз снять 10 процентов от суммы его пенсионных накоплений. В этом случае из ЕНПФ будет изъято 1,7 триллиона тенге, причем 170 миллиардов будут перечислены (в виде индивидуального подоходного налога) в доход государства, которое сможет направить их на борьбу с пандемией. Однако коллеги Сейпульника по общественному совету отвергли выдвинутую им инициативу: мол это деньги на старость. А если кому-то они жизненно необходимы именно сегодня, чтобы дожить до этой самой старости? 

В конце концов, можно рассмотреть компромиссный вариант – дать право на получение упомянутых 10 процентов только тем, кто действительно лишился доходов, полностью или частично. А продолжающим работать такого права не давать. Проверить «статус» человека и его реальные на сегодня доходы вполне можно, как говорится. не выходя из дома, то есть из ЕНПФ, – по размерам ежемесячных отчислений в фонд либо их отсутствию. 

Как бы то ни было, государству надо что-то делать для поддержания тех своих граждан, которые в этом нуждаются. В противном случае оно рискует получить в ответ абсолютно ненужный сегодня социальный взрыв, способный еще более осложнить борьбу с пандемией, – что-то подобное мы уже видели на примере США, где, правда, протест был вызван другими обстоятельствами. 

Идущая сегодня «война» с коронавирусной инфекцией и ее последствиями окажется успешной лишь в том случае, если население почувствует реальную заботу о себе со стороны властей, через это проникнется доверием к действиям государства, которое, в свою очередь, пользуясь этим доверием, сможет осуществить все необходимые, в том числе и самые жесткие меры для того, чтобы остановить «врага». 


Автор: Баян Ахмет
Источник: Central Asia Monitor

Поделиться:

Дата: