Россия, Москва

info@ia-centr.ru

Водные проблемы Центральной Азии: принцип «абсолютной национальной суверенности» или общий интерес?

Водные проблемы Центральной Азии: принцип «абсолютной национальной суверенности» или общий интерес?

22 Декабря 2017

Автор:

Водные проблемы Центральной Азии, в том числе возможности спасения Арала, рассмотрели участники тематического круглого стола, состоявшегося на минувшей неделе в Москве. В ходе дискуссии, которая прошла на площадке Российского государственного гуманитарного университета, ученые и эксперты-специалисты по региону, обменялись мнениями по различным аспектам заявленной проблематики.  

Повестку дня круглого стола «Водные проблемы Центральной Азии: как спасти Арал?» составили вопросы регулирования трансграничных рек и распределения водных ресурсов между государствами региона, определения роли и места международных организаций и «третьих стран» в этом процессе, потенциальные угрозы и риски возникновения экологической катастрофы вследствие несогласованных действий стран ЦАР по управлению вводными ресурсами.

Как отметил, открывая дискуссию, модератор мероприятия – генеральный директор ИАЦ МГУ им. М.В.Ломоносова Сергей Рекеда, тема рационального использования и регулирования водных ресурсов Центральной Азии остается актуальной и достаточно острой в силу того, что в ней «нюансы» политического диалога между сопредельными государствами региона тесно увязаны с социальным самочувствием населения – качеством жизни миллионов людей.

- Основная проблема состоит не столько в дефиците водных ресурсов в регионе, сколько в уровне доверия в отношениях между государствами Центральной Азии, которые должны договориться, каким образом рационально и грамотно использовать водные ресурсы. Идеи по этому поводу имеются. Вопрос в том, как их реализовать, и что этому мешает, - сказал С. Рекеда. 

Ведущий эксперт Федерального центра информатизации Счетной палаты Российской Федерации Оксана Бояркина напомнила, что в советское время система распределения водных ресурсов Центральной Азии была составной частью единого водно-хозяйственного комплекса Союза, управление которым осуществлялось на принципах максимальной общей выгоды. При этом вопрос баланса распределения водно-энергетических ресурсов жестко контролировался, эффективно работал компенсационный механизм.

Однако после распада СССР былые схемы управления водными ресурсами были дезавуированы, действовавшие квоты перестали удовлетворять республики. На передний план вышли интересы независимых государств, которые начали проводить политику «абсолютной национальной суверенности» без учета интересов соседей и тем самым нарушили ранее установленную модель сбалансированной водно-хозяйственной деятельности.

С этого периода начался процесс развития острого конфликта интересов между странами, расположенными в верховьях трансграничных рек, и странами, расположенными в их нижнем течении.

В настоящее время, по мнению эксперта, ситуация усугубляется тем, что международное водное право, которое призвано задавать рамки и регулировать вопрос о трансграничных реках, не работает.

- Проблема водных ресурсов в Центральной Азии представляет собой комплекс взаимоувязанных проблем, социальных, экономических и политических.  Национальные законодательства в этой сфере слишком однобоки, а неготовность политических элит к компромиссам представляет главное препятствие в процессе принятия решений, - подчеркнула О. Бояркина.

Также среди факторов «риска» эксперт отметила вовлеченность в регион большого числа внешних акторов, которые преследуют в Центральной Азии свои геоэкономические и геополитические цели, тем самым способствуя еще большей фрагментации региона.

Участники круглого стола констатировали, что ухудшение ситуации с водными ресурсами в Центральной Азии представляет угрозу не только социально-экономическому развитию региона, но и его политической стабильности. В этом контексте также отмечено, что решение спорных вопросов регулирования водных ресурсов лежит в политической плоскости и зависит, главным образом, от политической воли лидеров сопредельных государств. В то же время для принятия взвешенных политических решений требуются серьезные научные и экспертные исследования проблематики, экономические обоснования достигнутых договоренностей, а также механизмы контроля за их исполнением.

Этот момент особо отметил в своем выступлении ведущий научный сотрудник лаборатории мониторинга качества морских вод ФБГУ Институт океанографии им. Н.Н. Зубова Анатолий Крутов, приведя в качестве примера «недееспособности» межгосударственное соглашение об использовании водно-энергетических ресурсов бассейна реки Сырдарьи.

- Соглашение 1998 года по Сырдарье есть, и оно все время продлевается. Но оно не работает, потому что каждая из сторон хочет выгод для себя, а соседи – подождут! В итоге страдают все: ежегодно все государства несут миллиардные убытки из-за своей недальновидной политики. Мне кажется, странам Центральной Азии нужна помощь в координации действий, не только материальная, но и интеллектуальная, техническая в организации взаимодействия. Думаю, Россия как страна-сосед, заинтересованная в стабильности на собственных южных рубежах, должна и может сыграть определенную консолидирующую роль в переговорном процессе, исходя из того, что в современном мире вода – это мощный стратегический ресурс, - отметил А.Крутов.

В ходе дискуссии большое внимание было уделено вопросам образования и подготовки квалифицированных специалистов – экологов и гидрологов – дефицит которых в настоящее время наблюдается практически во всех государствах Центральной Азии.

О важности этого аспекта мнением поделился заместитель директора Института океанологии им. Ширшова РАН Петр Завьялов, посвятивший выступление «самочувствию» Аральского моря.

- Основная проблема в процессе «спасения» Арала заключается в скудности исследовательского материала, научных данных о реальном состоянии водоема, позволяющих определить оптимальные возможности его хозяйственного использования в нынешних условиях. Безусловно, можно говорить о том, что в мире периодически случаются катастрофы, когда под влиянием различных факторов тот или иной участок планеты становится непригодным для жизни, и все живое стремится оттуда уйти. Арал – не тот случай. Да, сегодня мы являемся свидетелями совершенно нового состояния экосистемы водоема, но она жива. И это свидетельство не катастрофы, но, скорее, открытия новых перспектив и возможностей для освоения новых видов хозяйственной деятельности, - отметил П.Завьялов.

По его мнению, в настоящее время для определения перспективных направлений «освоения» Аральского моря и в целом водных ресурсов Центральной Азии необходим диалог компетентных специалистов – представителей научного, экспертного и бизнес-сообщества. В подготовке таких специалистов Россия, обладающая серьезным потенциалом в лице авторитетных научно-исследовательских институтов, также могла бы оказать помощь государствам региона.

Состоявшаяся дискуссия позволила актуализировать ряд важных аспектов водных проблем Центральной Азии, подтвердила заинтересованность российской стороны в более глубокой проработке темы на межгосударственных коммуникационных площадках с участием экспертов и специалистов из государств региона с целью выработки конкретных рекомендаций, востребованных на уровне принятия решений. 

   


Теги: Центральная Азия

Текст сообщения*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Отправить Отменить
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение