Внешнеполитический вектор Кыргызстана в контексте отношений с другими странами региона

Дата:
Внешнеполитический вектор Кыргызстана в контексте отношений с другими странами региона

ИАЦ МГУ публикует эссе участников международной медиашколы "МедИАЦия", которая прошла в г. Москва с 25 по 30 августа 2019г.

Становление Кыргызстана в суверенное независимое государство — в самостоятельный субъект международных отношений — поставило перед ним задачу определения своего места на мировой арене, формирования собственной внешней политики и дипломатии и определения внешнеполитических приоритетов. Одним из главнейших стало развитие всесторонних отношений с другими государствами как торговыми партнерами, источниками инвестиций и современных технологий.  С обретением независимости Кыргызстан стремился реализовать идеалы демократии, гражданского общества, верховенства закона и прав человека.  Стране необходимо было, не только научится выстраивать внутри политическую систему, но и налаживать отношение с другими странами.  

С обретением независимости Кыргызстан начал занимать важное стратегическое место в регионе Центральной Азии, что в сочетании с наличием ряда ценных ресурсов обуславливает в современном, стремительно глобализирующемся мире интерес к ней со стороны ведущих держав, включая и страны Европы. Это выразилось в активном процессе установления дипломатических отношений и развитии отношений между Кыргызстаном и другими государствами во всех сферах. Лидеры страны стремились развивать такую политику. Как показали годы независимости, страна успешно смогла реализовать такое направление взаимоотношений.  Сейчас, страна одна из самых открытых и демократичных стран в регионе. 

12 марта 2019 года президент страны подписал «Указ о внешней политики страны». 

Итак, были обозначены следующие приоритеты внешней политики Кыргызстана:

1.      Принятие превентивных мер в связи с ростом напряженности в мире, расширением масштабов международного терроризма и экстремизма, угрозами вблизи границ КР и других стран Центральной Азии;

2.      Разумный баланс во взаимодействии с внешними партнерами с учетом национальных интересов;

3.      Построение правового государства с парламентской демократией;

4.      Полное юридическое оформление государственной границы;

5.      Формирование дружественного окружения и укрепление добрососедства со странами Центральной Азии;

6.      Укрепление и углубление взаимоотношений с союзниками и стратегическими партнерами, а также тесное взаимодействие в рамках глобальных, региональных организаций и интеграционных объединений;

7.      Кыргызстан выступает за совершенствование Совета Безопасности ООН с целью учета интересов большинства государств мира;

8.      Обеспечение энергетической безопасности и независимости путем диверсификации поставок энергоресурсов, развития возобновляемых источников энергии и продвижения проекта CASA-1000;

9.      Обеспечение водно-энергетической безопасности страны;

10.    Содействие обучению кыргызстанцев за рубежом и признанию на международном уровне отечественных дипломов (цель — выход на рынки труда и образовательных услуг иностранных государств);

11.    Всесторонняя поддержка соотечественников за рубежом для сохранения культурной, этнической и языковой самобытности и их связи с исторической родиной, консолидация диаспор.

В современном мире, развитие внешних отношений должна базироваться на интеграциооных процессах и сотрудничестве с другими странами. 

Этот процесс является цикличным и естественным процессом. Сохранение мира первостепенная задача. Последствие конфликтов и войн показал всему человечеству, важность сотрудничества решение проблем через конструктивный диалог. Сохранение и углубление отношений между правительствами стран помогает в реализации идей, возможностей и сотрудничество и поможет решение многих проблем. Сотрудничество и взаимодействие позволит это, позволит жить и развиваться.  И Кыргызстан стремимся к этому. Идет тенденция сближение стран все более тесному сотрудничеству, во всех отраслях деятельности. Это не может не радовать. Ведь сотрудничество в области национальных хозяйств, ликвидации барьеров в торговли, услуг и образование единого общего рынка, дает новые возможности в развитии и улучшит жизнь граждан. 

 

В настоящее время в мире насчитывается, много десятков международных объединений интеграционного типа. Среди многочисленных интеграционных групп можно выделить следующее: ЕАЭС, СНГ, ШОС.

Страны стремятся ксотрудничеству, чтобы развиваться и расширять свои связи и возможности. Но там, где существуют плюсы, будут и минусы. В случае с интеграцией это чаще всего вмешательство наиболее развитых экономически государств во внутреннюю политику менее развитых. Это приводит к неустойчивости национальных экономик этих государств, политическим конфликтам, социальным взрывам. А наличие «слабого звена» в мировой экономической и политической системе влечет за собой проблемы в системе общечеловеческой. Поэтому страны и объединяются, чтобы не позволить наиболее развитым странам вмешиваться в свою деятельность. Это своеобразная коалиция, необходимая мировой политике.  

Кыргызстан входит в состав многих международных организаций (СНГ, ШОС, ООН, ЕАЭС). Является активным участником и всегда открыт новым сотрудничествам и соглашениям. Важность интеграционного сотрудничества можно проследить на примере ЕАЭС, которое позволила создать полноценное интеграционное объединение интересов всех членов СНГ  их народов.

Евразийский экономический союз (ЕАЭС) был учрежден 1 января 2015 года и представляет собой не только первое наднациональное интеграционное объединение на постсоветском пространстве, но и также образец добровольной и мирной интеграции в Евразии.

Одними из его целей является:

1.Создание условий для стабильного развития экономик государств-членов в интересах повышения жизненного уровня их населения;

стремление к формированию единого рынка товаров, услуг, капитала и трудовых ресурсов в рамках Союза;

2.Всесторонняя модернизация, кооперация и повышение конкурентоспособности национальных экономик в условиях глобальной экономики.

3.Евразийский интеграционный проект в определенной степени повторяет европейскую модель. Евразийская интеграция основана на принципах приоритета национального суверенитета, добровольности, равного представительства, открытости и рыночной экономики. Каждое государство-член имеет равное право голоса, независимо от экономического веса.

ЕАЭС содействует увеличению в Кыргызстане доли товаров с более высокой добавленной стоимостью во взаимной торговле (например, доля импорта промышленной продукции снизилась с 24,6% в 2015 году до 22,8% в 2017 году) и содействует  налаживанию межгосударственных технологических производственных цепочек (например, в 2017 году кооперационные поставки между государствами-членами в обрабатывающей промышленности увеличились на 30%, в то время как импорт комплектующих из третьих стран только на 21,6%). 

Вхождение Кыргызстана в ЕАЭС решила многие внутриполитические и внешние проблемы, оказала содействие улучшению отношений с другими странами и повысила экономический рост.

ЕАЭС помог стране внедрить на национальном уровне наиболее передовых международных практик, стандартов и методов управления,укрепить переговорные позиции государств-членов в торговых переговорах с третьими лицами. Но также присоединение Кыргызстана к ЕАЭС имеет большое геополитическое значение. Его географическое положение, значительные гидроэнергетические ресурсы, туристический потенциал , культурно- историческое значение Кыргызстана играют важную роль в реализации проекта евразийской интеграции.

Во внешних концепциях Кыргызской Республики уделено особое внимание на совместное объединении усилий стран региона для совместного противодействия внутренним и внешним вызовам и угрозам, активизации политического, экономического и культурно-гуманитарного сотрудничества на взаимовыгодной и паритетной основе, а также формирование дружественного окружения и укрепление добрососедства со странами Центральной Азии, и считаем, что данная позиция наших стран во многом говорит о дружественных и добрососедских двусторонних отношениях.

И такое взаимовлияние рамках развития отношений между Кыргызской Республикой и соседними странами сегодня как никогда актуально, злободневно и своевременно. Геополитическая ситуация меняется очень быстро и сегодня на повестке дня стоит вопрос о взаимодействии стран региона Центральной Азии вообще, как участника глобального геополитического процесса.

Автор: Дооронова Айдана 


Поделиться:

Дата: