Влияние инициативы «Пояс и путь» на Центральную Азию: кейс Кыргызстана

Дата:
 Влияние инициативы «Пояс и путь» на Центральную Азию: кейс Кыргызстана


До последнего времени Центральная Азия оставалась для Китая одним из немногих регионов, где «Пояс и Путь» (ПИП) развивался беспроблемно. Однако последние события, особенно связанные с антикитайскими акциями протеста в Кыргызстане и Казахстане, освещение военного сотрудничества КНР с Таджикистаном и другие факты превратили Центральную Азию в еще одно уязвимое место в инициативе «Пояс и Путь».

Кейсы сотрудничества Китая с такими странами, как Шри-Ланка, Пакистан и Малайзия, демонстрируют важность и проблемность вопроса финансирования стран-реципиентов инициативы «Пояс и Путь», когда долговые обязательства постепенно трансформируются в политические.

Будет ли прозрачное финансирование?

Как показала история реализации «Пояса и Пути» с 2013 года, финансирование проектов под шапкой китайской инициативы может носить амбивалентный характер и сопровождаться рядом подводных камней для Центральной Азии. Китай, как правило, выделяет инвестиции при соблюдении следующих факторов:

  • главной подрядной организацией в реализации проекта назначается китайская компания;
  • принимающая сторона должна дать определенную квоту на рабочую силу из Китая. Часто китайская сторона привлекает неквалифицированную рабочую силу из КНР;
  • при строительстве объектов продвигается использование материалов и оборудования китайского производства. В результате, инвестируемый проект автоматически получает заказ для китайской компании;
  • указанные материалы импортируются в страны ЦА порой беспошлинно или по значительно сниженным условиям;
  • высокие проценты возврата кредитных средств (для кредитов и займов);
  • стоимость планируемых проектов искусственно завышается. В частности, по некоторым данным, стоимость модернизации ТЭЦ КР была завышена в несколько раз. В Казахстане пример существенного завышения стоимости можно увидеть на примере строительства LRT в столице Нур-Султане, кейс которого получил широкую огласку в СМИ, а убытки исчисляются на сумму около 600 млн. долл.[1].

В итоге получается, что основная масса капитала КНР в рамках ПИП реализуется не в форме долгосрочных вложений в местную экономику, а через финансирование зарубежной деятельности китайских государственных корпораций. На такие китайские компании приходится абсолютно большая часть подобных проектов (по различным оценкам, от 80% до 90%).

Кейс Кыргызстана также подтверждает вышеизложенные факторы.

По обвинению в злоупотреблении должностным положением и коррупции в СИЗО ГКНБ по сей день содержатся бывшие премьер-министры Сапар Исаков и Жанторо Сатыбалдиев, депутат Жогорку Кенеша Осмонбек Артыкбаев, топ-менеджеры энергосектора Салайдин Авазов и Айбек Калиев. Решение 2013 года о выборе TBEA Co., Ltd. (китайская компания, ранее известная как Tebian Electric Apparatus, является китайским производителем силовых трансформаторов и другого электрического оборудования) вместо российского предприятия привело к инциденту – в сильные морозы 2018 года произошла авария, в результате чего большая часть Бишкека осталась без тепла и электричества. Теперь многие судебные дела происходят под углом продвижения соглашения с китайской компанией и лоббировании интересов TBEA по модернизации ТЭЦ города Бишкек. При этом, на столичной ТЭЦ по сей день происходят различного рода аварии, а местные специалисты без привлечения кадров из Китая не могут разрешить технические неполадки.

Как итог, в погоне за инвестициями в рамках ПИП страны ЦА загоняют себя в ловушку долгов. Кыргызстан сегодня должен Китаю – 1,7 млрд. долл, что составляет 40% от внешнего долга страны. Таджикистан должен Китаю около 1,2 млрд. долл., что составляет около 48% от его внешнего долга. При этом, около 80% золоторудных месторождений Таджикистана разрабатываются китайскими компаниями.

По данным Национального статистического комитета КР, приток прямых иностранных инвестиций в Кыргызстан из Китая в 2018 году снизился на 19% и составил более $245 миллионов. Несмотря на снижение инвестиций из Китая, они по-прежнему составляют основную долю в их общем объеме: по итогам 2018 года они составили 43%[2].

Объективно то, что увеличивающиеся долговые обязательства стран ПИП перед Пекином могут быть конвертированы в политические. А коррупция в высших эшелонах власти стран-участниц ПИП снижает привлекательность китайской инициативы.

Экология актуализируется

Экологические вопросы в последнее время становятся весьма мобилизирующим фактором в обществе стран региона и может вызвать еще более активный рост антикитайских настроений. Как показала практика реализации проектов Китаем в рамках ПИП в разных странах, китайские ТНК не придают должного значения экологическим стандартам за рубежом. И Кыргызстан не является исключением.

За время сотрудничества с КНР уже несколько раз поднималась тема загрязнения окружающей среды. Ряд факторов способствуют ухудшению ситуации в этой сфере:

  • китайская сторона категорически отказывается привлекать неправительственные и общественные организации в процесс оценки и контроля экологических норм;
  • стремясь привлечь иностранного инвестора, принимающая сторона (в данном случае, региональные власти) намеренно снижает экологические стандарты. Более того, экологические нормы могут корректироваться для конкретного проекта.

В Нарынской области Кыргызстана 5 августа 2019 г. собралось около 500 человек, требуя остановить работу, которую осуществляет китайское предприятие Zhong Ji Mining на золоторудном месторождении Солтон-Сары. По их словам, из-за взрывных работ в горах погиб скот. По результатам проведенной проверки, властями Кыргызстана было выявлено, что из 22 туш погибших животных следы отравления обнаружены только в двух[3]. Образцы воды и почвы с джайлоо Солтон-Сары также были отправлены на проверку, но никаких вредных веществ, которые могли бы повлиять на состояние здоровья людей и скота не было обнаружено. Тем не менее, золотодобывающую компанию обязали выплатить компенсацию за падеж скота, а заодно и изменить периодичность взрывных работ, на которые также жаловались местные жители.

Охрана инфраструктурных проектов

Правительство Кыргызстана до сих пор не предусмотрело никаких реальных мер работы с местным населением, равно как и не контролирует работу добывающих компаний. Как показали последние события, пока обстановка не накалится до конфликта, и инвестор, и местные жители, неизменно предоставлены самим себе.

Китайская сторона выражает серьезную озабоченность и сделала достаточно жесткое заявление, адресованное кыргызской стороне, с требованием обеспечения «защиты законных прав и интересов китайских компаний»[4]. Подобные инциденты служат удобным поводом для того, чтобы китайские власти начали продвигать инициативу об обеспечении безопасности инфраструктурных объектов на территории стран Центральной Азии. Об этом свидетельствует ужесточившаяся риторика китайских властей. В этом плане, определенные шаги делаются и в отношении Кыргызстана.

На разных площадках, во время дискуссий и конференций, китайские специалисты, аккуратно и мягко прощупывая экспертные настроения, продвигают тезис о будущей необходимости использовать услуги китайских частных охранных компаний для обеспечения безопасности проектов в странах “Пояс и путь”.

Согласно изданию The Diplomat, в КНР зарегистрировано более 5 тысяч частных военных предприятий, в которых работает 4,3 миллиона сотрудников. Пекин придерживается тактики поэтапного продвижения указанного вопроса. Гипотетически китайская сторона может продвигать вариант привлечения услуг ЧВОП (частных военных охранных предприятий). Прецедент привлечения китайских военных в Центральной Азии уже есть – в Таджикистане. Как известно, последние несколько лет китайские военные фактически вместе с таджикскими пограничниками охраняют таджикско-афганскую границу[5].  

Экспорт технологий слежения?

В последнее время Кыргызстан постепенно переходит в плоскость не только инвестиционной, но и технологической зависимости от КНР. В рамках соглашения между МВД КР и китайской компанией CEIEC стороны будут сотрудничать в вопросе по внедрению круглосуточного видеонаблюдения с целью обеспечения общественной безопасности. Установленные камеры смогут распознавать лица. Китайская компания отвечает за доставку оборудования, монтаж, настройку в командном центре, оказание консультаций по установке аппаратуры. Деньги из государственного бюджета КР потрачены на все это не будут[6].

Параллельно пришла другая немаловажная новость о том, что наименьшую цену за второй этап проекта «Безопасный город» предложила китайская фирма Shenzhen Sunwin Intelligent Co. Ltd., которая оценила вторую фазу проекта в 2 миллиарда 654 миллиона 558 тысяч 940 сомов. Концерн радиостроения «Вега», устанавливавший камеры по первой фазе, предложил 4 миллиарда 802 миллиона 338 тысяч 446 сомов. По результатам вскрытия ценовых предложений победа была присуждена китайскому поставщику, предложившему наименьшую цену[7].

Freedom House, некоммерческая организация, поддерживаемая правительством США, в октябре прошлого года предупредила в своем докладе, что китайские операции по наблюдению за гражданами “экспортируют” отношение этой страны к частной жизни и могут побудить другие компании и правительства начать собирать и предоставлять конфиденциальные данные[8]. В докладе справедливо утверждается, что компании и продукты, созданные для обслуживания государственных учреждений, игнорирующие неприкосновенность частной жизни, вряд ли станут надежными защитниками прав человека в других областях и могут быть принуждены к обслуживанию интересов правительства Китая.

Также читайте: Мрачное тоталитарное будущее наступило? Что скрывается за технологиями распознавания лиц
В целом, при дальнейшем выстраивании партнерства с Китаем важно понимать, что стратегические цели Пекина в регионе несут в себе не только экономические выгоды, но и реальные риски национальной безопасности. Эти вызовы и риски эволюционируют, с каждым годом приобретая новый масштаб и влияние.

Опыт взаимодействия в горнорудной отрасли (высокий уровень митингов) показал важность работы в этом направлении, изучения Китая и снятия синофобии на уровне широких масс населения.

Выводы

В процессе взаимодействия с Китаем за последние годы спектр вызовов и рисков значительно расширился. Наряду с традиционными рисками по формуле «земля, вода и ресурсы», также актуальными теперь стали такие вызовы как вероятность появления китайских военных на территории региона Центральной Азии, строительство невыгодных, возможно, даже нерентабельных инфраструктурных и логистических объектов. На фоне введения Узбекистаном безвизового режима с 2020 года с Китаем, миграционная картина, как видно, также может запустить процесс трансформации региона.

ВХОД В ТОННЕЛЯ “СВОБОДА” НА ЮГЕ ТАДЖИКИСТАНА ПО ДОРОГЕ В ДУШАНБЕ. НАДПИСЬ НА ТАДЖИКСКОМ И КИТАЙСКОМ: “ТОННЕЛЬ СВОБОДА”, 2016 Г.

Однако справедливости ради стоит заметить, что ПИП несет в себе и возможности для всего региона, обладает рядом сильных сторон, в отличие от политики других центров силы. В силу этого, ниже представлено наше видение SWOT-анализа китайской инициативы и ее безусловной значимости для стран Центральной Азии. 

    
СИЛЬНЫЕ СТОРОНЫ 
  
СЛАБЫЕ СТОРОНЫ 
   
 Системность и последовательность во внешнеполитической стратегии КНР посредством концептуализированной формы БРИ; 
Отказ от институциализации выстраиваемых торгово-экономических отношений, не обязывающих придерживаться той или иной внешнеполитической линии; 

Готовность к огромным финансовым вливаниям и инвестициям; 

Широкий географический охват открывает большие возможности; 

Отсутствие обязательств в идеологической направленности государств-участниц; 

Приоритет двусторонним договоренностям и индивидуальный подход; Гибкость и адаптивность ПИП, возможность меняться под реалии современных международных отношений, привносить идеи нового формата и уровня.


Коррупция в высших эшелонах власти, что снижает эффективность проекта; 
Отсутствие прозрачности в финансировании проектов ПИП; 

Рост недовольства китайским влиянием и китайским лобби в странах ЦА ; 

Высокий уровень «теневой экономики», что постепенно приводит к исчерпанию внутренних резервов легальной деятельности и, соответственно, к сокращению финансовых поступлений в бюджет;  

разнородность на уровне цивилизационного восприятия проекта; 

слабость информационно-аналитического сопровождения ПИП. 


 ВОЗМОЖНОСТИ   РИСКИ
  
Превращение ЦА в один из центров регионального динамизма  посредством реализации инфраструктурных проектов и трансформации экономической системы; 
Сглаживание влияния других центров силы (России, США, ЕС) посредством балансирования; 

Строительство и развитие собственной транспортно-логистической инфраструктуры и налаживание торговых отношений; 

Использование китайских технологий в агросекторе и других секторах экономики; 

Налаживание гуманитарного сотрудничества с КНР.


       Снижение потенциала в сфере национальной безопасности стран региона; 
Неконкурентоспобность собственной экономики, что может привести к переделу зон влияния как дестабилизирующий фактор и превращению в сырьевой придаток КНР; 

Перенос производственных мощностей и угрозы экологического характера; 

Неконтролируемая миграция; 

Поглощение национальных стратегических программ  китайскими программами и проектами; 

Зависимость от китайских инвестиций – китайская долговая игла.



Можно предположить, что с учетом появления серьезных проблем в ряде стран, участвующих в ПИП, а также обострения внутренних финансовых противоречий, Китай, возможно, начнет пересматривать стратегические подходы в реализации “Пояс и путь”. Это означает, что список проектов в рамках ПИП будет корректироваться.

Не исключено, что Пекин будет пересматривать практику кредитования проектов, смещая акценты на обеспечение коммерческой окупаемости проектов и гарантирования сохранности инвестиций. Данная тенденция может также усиливаться в рамках стимулирования выхода частного сектора КНР в страны ПИП. В результате можно ожидать сокращение доли льготных кредитов со стороны КНР, а также усиление требований по обеспечению безопасности китайского капитала. С учетом этого будут повышаться не только процентные ставки по китайским кредитам, но и общие требования при заключении соответствующих соглашений.

Как показал анализ, важно проводить работу по профилактике и предотвращению эскалации социальных конфликтов на предприятиях и в населенных пунктах в регионах присутствия китайского капитала. В КР сохраняется напряженное отношение к китайским мигрантам и к рабочей силе из Китая. На фоне недовольства условиями работы на предприятиях с китайской долей участия, а также сообщений о притеснении этнических меньшинств в СУАР со стороны официальных властей, высока вероятность эскалации социальных конфликтов между китайцами, которые работают в КР по контрактам, и местными жителями.

В целом, важно отметить, что участие Кыргызстана в инициативе “Пояс и путь” до сих пор не нашло концептуального оформления, в первую очередь, в виде четко обозначенной стратегии, которая могла бы обеспечить полноценное и плодотворное сотрудничество и реализацию проектов до их логического завершения. Кыргызстану важно научиться использовать «проектный» подход в участии в ПИП: избирательно встраиваться к инициативам, отвечающим национальным интересам страны.

Чтобы построить действительно глобальный бизнес, китайским компаниям придется искать поддержки у квалифицированных специалистов-консультантов и местных партнеров для менеджмента неоднозначных и противоречивых правовых, финансовых и экологических вопросов. Умение управлять проектами на долгосрочной основе станет растущим испытанием для возможностей китайского ПИП.


[1] Убытки в 600 миллионов долларов. Насколько завысили стоимость “Астана LRT”?
Подробнее: https://tengrinews.kz/opinion/907/
[2] http://www.stat.kg/ru/news/cifry-i-fakty-postuplenie-pryamyh-inostrannyh-investicij-iz-kitaya-v-2018-godu/
[3]https://kaktus.media/doc/394723_v_tyshah_tolko_dvyh_ovec_pogibshih_v_solton_sary_nashli_nitrat_i_myshiak.html
[4] Посольство Китая в Бишкеке потребовало «строго наказать» виновников конфликта на месторождении // https://rus.azattyq.org/a/30096890.html
[5]Высоко в горах в Центральной Азии обосновался новый игрок: китайские военные силы // https://caa-network.org/archives/15265
[6] https://24.kg/obschestvo/127732_nesekret_mvd_otkryito_sotrudnichaet_skitayskoy_kompaniey_CEIEC/
[7] https://economist.kg/2019/09/16/kitajskaya-shenzhen-sunwin-intelligent-budet-realizovyvat-vtoroj-eta...
[8] Мрачное тоталитарное будущее наступило? Что скрывается за технологиями распознавания лиц // https://caa-network.org/archives/17919


Источник: CAAN

Автор: Наргиза Мураталиева - кандидат политических наук, доцент. 

Поделиться:

Дата: