«Вера, отраженная в камне»: идеология, архитектура и религия Шейбани-хана

Дата:
Узбекский хан Шейбани укреплял свою власть в соперничестве с Тимуридами – он оспаривал их легитимность, апеллируя к исламу и наследию Чингизидов. Однако культурная политика правителя оставалась эклектичной, апеллируя ко всем прежним традициям. Захватив Самарканд, Шейбани развернул активное строительство, в котором прослеживается и наследие потомков Тимура. Уникальное сочетание тюркской и оседлой культуры в Мавераннахре проанализировали исследователи научного журнала «Золотоордынское обозрение».
«Вера, отраженная в камне»: идеология, архитектура и религия Шейбани-хана

Как Чингизид, Шейбани-хан был потомком Шибана - сына Джучи, основателя Золотой Орды. Дед Шейбани Абу-л-Хайр основал свое государство в Восточном Дешт-и Кыпчаке - его власть опиралась на наследие Золотой Орды и традицию ислама. Также Абу-л-Хайр поддерживал связь с элитой Хорезма, связанной с культурой Поволжья и присырдарьинских районов - там Шейбани провел свою молодость. Также он учился у исламских ученых в Бухаре и Хорезме, где сблизился с суфийскими тарикатами.

Вероятно, опыт молодости и наследие Абу-л-Хайра предопределили эклектичность культурно-идеологической политики Шейбани. Как полагал В. Бартольд, правление Шейбанидов опиралось не только на кочевые традиции, но и на идею мусульманского шариатского государства.

В 1501 году Шейбани-хан захватил Самарканд и сделал его своей столицей. Ранее город не только служил центром государства Тимуридов, но также был опорой ханов Чагатайского улуса - это придавало правлению Шейбани вес древней политической традиции. Узбекский хан подчеркивал свою принадлежность к Чингизидам: так, шейбанидский историк Мухаммад Салих (1455–1535) называет его ханом узбекского эля, апеллируя к родству Шейбани с Абу-л-Хайром и Чингисханом.

Захватив Самарканд - священный город мусульманских святых - Шейбани-хан обещал продолжить дело пророка Мухаммеда и бороться с искажением ислама. Новый правитель объявил себя «имамом своего времени и наместником [Аллаха] всемилостивейшего». В отличие от Тимуридов, Шейбани открыто интересовался богословием, показывал себя знатоком шариата и Корана, приближал к себе улемов.

Материалы по теме: О происхождении этнонима «узбек» и кочевых узбеков

Влияние исламского духовенства в Мавернанахре при Шейбанидах усилилось, а с 1504 года в Самарканде развернулось строительство новых медресе. Главное из них - Олия-и хония, ставшее богословским центром государства Шейбани, было построено в историческом центре города, недалеко от медресе старшей жены Тимура. При этом нет данных о благоустройстве Шейбани-ханом крупных святилищ в Самарканде - чему прежде уделял большое внимание Тимур.

В идеологии Шейбани также опирался на культуру Хорезма и присырдарьинских районов Улуса Джучи. Тюркский язык и поэзия стали для хана средством пропаганды своей власти в Мавераннахре и Хорасане. В отличие от Тимуридов, Шейбаниды создавали собственную историографию на тюркском языке. В сочинениях шейбанидских историков Тимур и его потомки выступали узурпаторами, временно отнявшими законную власть чагатайских ханов. Религиозные взгляды Тимуридов были объявлены неправоверными. Шейбани-хан заключал браки с потомками Чагатаидов, тем самым подчеркивая законность своей власти.

Тюрко-монгольская традиция, в отличие от культуры оседлых мусульман, давала большие возможности для социально-политической активности женщин. Их статус при Шейбанидах оставался высоким: так, в правление Шейбани появляются придворные поэтессы, одной из которых стала жена хана Могул хатун. Невестка Шейбани Мехр Султан ханым (из рода казахских Чингизидов) получила право учреждать вакфы и строить медресе.

Облик Самарканда при Тимуридах определяли дворцы и сады - Шейбани не только апеллировал к архитектурной традиции прежней династии, но и продолжил ее. Шейбаниды построили монументальные комплексы, не уступавшие тимуридским в роскоши. Заказчиками выступали сам Шейбани-хан, члены его семьи, представители светской власти и духовенства. Узбекский правитель устраивал приемы в дворцовом комплексе Баг-и Нау, прежней резиденции Тимуридов в Самарканде. В другом саду потомков Тимура, загородном Кан-и Гиль, Шейбани построил свою резиденцию.

Читайте также: Откуда появились узбеки

Однако в мемориальной архитектуре ярко виден разрыв с Тимуридами и поздними Чингизидами: при Шейбанидах сошло на нет строительство пышных мавзолеев, распространенных с XIV века. Теперь ханов и шейхов погребали в скромных гробницах при медресе или ханаке - так, в 1510 году в суфе был похоронен сам Шейбани. В 1515–1516 годах Мехр Султан ханым воздвигла семейный некрополь Шейбанидов, также напоминавший по форме суфу (дахму). По мнению исследователей, в ней сочетались мемориальные традиции Дешт-и Кыпчака и дахм высшего духовенства Самарканда и Бухары.

Тимуридов и представителей светской элиты прежде не хоронили в дахмах - считалось, что это привилегия духовенства и «святых семей». Новая традиция укрепилась только благодаря Мехр Султан ханым. Вероятно, изменения были связаны с религиозной политикой Шейбани-хана, принявшего титул «имама времени». В 1510 году он был убит шиитами, что придало ему статус мученика - в надгробной надписи на «суфе Шейбани-хана» было указано, что он погиб за веру в священный день пятницы. Наследник Шейбани Мухаммад Тимур-султан женился на дочери влиятельного сайида - это также связало Шейбанидов со «святыми семьями».

Полную версию исследовательской статьи

Некоторые особенности культурной идентичности Шейбани-хана и монументальное строительство в Самарканде в начале XVI века

читайте на сайте электронной библиотеки «КиберЛенинка».

Теги: история

Поделиться:

Дата: