Узбекистан – Кыргызстан: граница больше не на замке, или что ожидать от визита Атамбаева в Ташкент?

Дата:
Узбекистан – Кыргызстан: граница больше не на замке, или что ожидать от визита Атамбаева в Ташкент?
C момента избрания на пост президента Республики Узбекистан, Шавкат Мирзиёев взял курс на укрепление дружеских связей с ближайшими соседями. Кыргызскую Республику лидер Узбекистана посетил в сентябре нынешнего года, продолжив на более высоком уровне переговоры, начатые несколькими месяцами ранее, в ходе межмидовских встреч и визита в Кыргызстан премьер-министра Узбекистана Абдуллы Арипова.

Государственный визит прошел на фоне уже достигнутых к тому времени договоренностей по государственной границе между Узбекистаном и Кыргызстаном, которые ряд экспертов назвали «историческими». Действительно, за всю историю независимости обеих республик стороны не достигали такого прогресса в вопросах делимитации и демаркации узбекско-кыргызской государственной границы.

В рамках совместного заявления для СМИ, сделанного президентами обеих стран, Алмазбек Атамбаев в очередной раз подчеркнул, что в результате доверительного диалога, в немаловажной степени им удалось добиться заметных результатов. При этом Атамбаев отметил, что диалог и ряд последовавших за ним договоренностей во многом стали возможны благодаря лидерским качествам и прогрессивным взглядам Шавката Мирзиёева. Президент Кыргызстана, казалось, намеренно заострил на этом внимание, подчеркнув, что «меньше чем за год работы Шавката Мирзиёева в Узбекистане произошли радикальные перемены, прогрессивные реформы в экономике и политике. Шавкат Мирзиёев кардинально улучшил отношения со всеми соседними государствами, и такими темпами Узбекистан, который является географическим центром Центральной Азии, видимо, станет торговым, экономическим, политическим центром Центральной Азии».

То, что Президент Кыргызстана считает заслугой своего узбекистанского коллеги, эксперты назвали «политической волей». Причина, по которой после длительного перерыва начались переговоры по границе, и их результат – описание 85% границы – инициатива именно узбекской стороны.

«Переговоры по границе всегда осложнялись тем, что существовали проблемы со стороны Кыргызстана. Довольно часто договорённости по отдельным участкам срывались из-за противодействия местных властей и местных «групп влияния», которые были заинтересованы в том, чтобы вопросы границы оставались в подвешенном состоянии, что создавало возможности для действий криминального характера - контрабанды, наркотрафика, транзит экстремистов и т.д», - считает заместитель директора по геоэкономике и геокультуре Центральной Азии Центра традиционных культур Бахтиёр Эргашев.

Активное стремление разрешить вопросы по границе также можно рассмотреть в аспекте выбранного Мирзиёевым курса на установление диалога с народом, открытости государственных органов к решению проблем населения. Известно, что многие узбекистанцы и кыргызстанцы связаны родственными узами, и ранее для них было довольно затруднительным навещать друг друга. Как отметил глава Узбекистана, комментируя договоренности по вышеуказанному вопросу, «люди устали от наших неправильных решений, они хотят дружить и ходить на свидания». Недавнее открытие пунктов пропуска «Достук-автодорожный», расположенного в Кара-Суйском районе Ошской области и «Касансай» в Наманганской области стали свидетельством этому, а широкое и красочное освещение этих событий в СМИ прибавили народной любви президенту Узбекистана и многочисленных благодарностей в его адрес.

Говоря об экономической стороне вопроса, упрощение пересечения государственной границы будет способствовать не только укреплению дружбы между народами, но и повышению товарооборота между Узбекистаном и Кыргызстаном, который и так показывает значительный рост. В первом полугодии 2017 года он вырос в 1,8 раза, и до конца года его планируют довести до 200 млн долларов. При этом стороны неоднократно подчеркивали, что достичь прогресса в торговле, развивать двусторонние связи по разным направлениям невозможно без снятия существующих барьеров, в том числе в ограничении передвижения людей и грузов через границу.

Намеченные главами Узбекистана и Кыргызстана стратегически и экономически важные проекты – совместное строительство Камбаратинской ГЭС в Кыргызстане и двух транспортных артерий: автомобильной трассы Китай — Кыргызстан — Узбекистан и аналогичного железнодорожного пути обещают стать самыми глобальными проектами в общей истории сотрудничества двух стран.

Пока в «копилке» взаимодействия двух центральноазиатских республик 12 подписанных документов в сфере политического, экономического, научного, культурного взаимодействия и в области образования.

Совсем скоро Алмазбек Атамбаев совершит ответный визит в Узбекистан. В преддверии этого события своими прогнозами о предстоящей встрече лидеров выразил Заместитель директора по геоэкономике и геокультуре Центральной Азии Центра традиционных культур Бахтиёр Эргашев:

«Говоря о цели визита президента Киргизии в Ташкент, можно отметить, что, несомненно, речь идет о необходимости закрепления позитивного тренда в двусторонних отношениях, наметившегося в последнее время. Это, наверное, и есть главная цель.

Если говорить о практических вещах, то можно отметить следующее.

Вероятно, помимо пограничных вопросов и создания условий для роста торговли, сотрудничества приграничных регионов двух стран важным моментом может стать продолжение переговоров относительно идеи совместной реализации двух проектов: автомобильной и железнодорожной магистралей по маршруту «Китай — Кыргызстан — Узбекистан».

Этот важнейший инфраструктурный проект, имеющий целью создание альтернативного транспортного коридора, позволит сократить протяженность пути из Китая в страны Ближнего Востока и Южной Европы на 900 км, а сроки доставки грузов – на 7-8 суток. Кроме того, бизнесмены стран Центральной Азии получат возможность альтернативного (наряду с существующим северным, казахстанским) доступа для выхода на морские порты Китая.

Реализация проекта ж/д и автомобильной дорог по маршруту «Китай – Киргизия – Узбекистан» станет составной частью большого транспортного коридора из Китая к портам Ближнего Востока и Южной Европы. И тогда с учетом проектируемого коридора, будет создана сквозная транспортно-коммуникационная магистраль от Турции до морских портов Китая.

Прорыва по этому проекту именно во время предстоящего визита ожидать трудно, так как этот инфраструктурный проект имеет серьезное геополитическое и геоэкономическое значение, и нужен учет интересов разных стран и сторон. Вследствие этого потребуется определенное время для его окончательной доработки. Но то, что этот проект обсуждается и постепенно выходит на практическую плоскость - уже серьезный результат». Анна Гриценко (Ташкент)

Источник

Поделиться:

Дата: