Точка зрения о предложении по закреплению за Главой государства пожизненного руководства Советом безопасности Казахстана

Дата:
Точка зрения о предложении по закреплению за Главой государства пожизненного руководства Советом безопасности Казахстана

Буквально на днях резонансный законопроект «О Совете безопасности Республики Казахстан» был направлен на рассмотрение в Парламент страны.


На мой взгляд, законопроект «О Совете Безопасности Республики Казахстан» будет рассмотрен в парламенте страны и в конечном итоге принят. Для этого потребуется внести изменения и дополнения в Конституцию, в том числе включить данную норму в основной закон государства. Соответственно, вопрос по закреплению за Главой государства пожизненного председательства Советом безопасности Казахстана и возможно другие поправки будут в ближайшей перспективе внесены в Конституцию страны.

С учетом общественно-политической ситуации в стране, в условиях роста внутренних и внешних угроз и в тоже время для консолидации общества в высших эшелонах власти принято решение о правовом конституционном закреплении на законодательном уровне за Главой государства неограниченного руководства Советом безопасности Казахстаном.

Исходя из их логики, сегодня в Казахстане в условиях внутренних и внешних угроз существует определенный запрос на закрепление на правовом уровне за Нурсултаном Назарбаевым неограниченного председательства Советом безопасности Казахстана.

Это предполагает, что, Первый Президент Нурсултан Назарбаев может и реально готов в дальнейшем как Председатель Совета безопасности Казахстана нести ответственность за судьбу страны. И с этой точки зрения Совет безопасности может стать главным центром принятия решений в Казахстане, сыграв огромную  роль в укреплении и консолидации созданной Главой государства общественно-политической системы страны.

При этом сохранится стратегический курс на политическую и социально-экономическую модернизацию Казахстана.

С точки зрения идеологов, определяющих внутреннюю и внешнюю политику, Совет безопасности страны под руководством Нурсултана Назарбаева будет абсолютным гарантом сохранения  статус-кво, то есть неизменного курса на стабильность, консолидацию государственного аппарата и высшей власти.

Несомненно, Нурсултан Назарбаев в рамках Совета безопасности будет более активно влиять на принятие ключевых решений, связанных со внутренней и внешней политикой. 

На мой взгляд, проект закона «О совете безопасности Республики Казахстан» кардинально меняет правовой статус, компетенцию и организацию деятельности этой структуры, который из консультативно-совещательного становится конституционным. Это означает, что решения Совета Безопасности и его Председателя становятся обязательными к исполнению всеми ветвями власти и чиновниками.

Предполагается внести изменения и по персональному составу Совета Безопасности Казахстана. Ныне постоянными его членами являются высшие руководители страны, в том числе: Премьер-Министр, Государственный секретарь, Глава Администрации Президента и Комитета национальной безопасности, министры иностранных дел и обороны, а также секретарь СБ. С принятием законопроекта его членами по статусу станут главы Сената и Мажилиса Парламента, генпрокурор и министр внутренних дел.

Обращаю внимание, что сам по себе законопроект о Совете Безопасности может существенно поменять систему принятия решений во всей управленческой структуре Казахстана.

Изучая тонкости политики и особенности казахстанской политической системы, можно утверждать с полным правом, что, Нурсултан Назарбаев будет и в дальнейшем активно влиять на все политические процессы в нашей стране.

 На основании этих особенностей политического процесса можно предположить, что и в долгосрочной перспективе Нурсултан Назарбаев с точки зрения его понимания ситуации будет более активно в рамках Совета безопасности Казахстана контролировать все общественно-политическое поле страны.

Известно, что такая практика существует в мире, когда первый руководитель страны сохраняет свои позиции в управлении государством.

В истории мира известны такие факты, по закреплению за первыми руководителями стран высоких позиций в реальной политике, в том числе в Сингапуре Ли Куан Ю, в Китае – Мао Цзэдун и Дэн Сяопин.

Например, сегодня в современном мире духовным лидером и высшим руководителем Ирана является 78-летний аятолла Али Хаменеи. При этом Президент Ирана консультируется с ним по многим ключевым вопросам внутренней и внешней политики страны.

 Как ожидается, в апреле 2018 года председатель Госсовета и Совета министров Кубы 86-летний Рауль Кастро покидает свой пост Главы государства. В тоже время он останется Первым секретарем ЦК Компартии Кубы и за ним останется высшая прерогатива на принятие ключевых решений.

Что касается Казахстана. В случае принятия закона о Совете Безопасности, Глава государства может спокойно пойти на выборы нового Президента Казахстана. Таким образом, он формально передает управление своему преемнику, а в реальности он по-прежнему и фактически будет держать все нити управления.

Предполагаю, что после принятия закона о Совете Безопасности следует ожидать новых кадровых изменений во всей вертикале власти. При этом сохраняются различные варианты управления страной.

Поэтому этот выбор по закреплению за Главой государства неограниченного руководства Советом безопасности Казахстана в рамках созданной им административно-государственной системы закономерен!

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Источник

Автор Утеубаев Марат Толеутемирович

Поделиться:

Дата: