Россия, Москва

info@ia-centr.ru

Таджикский авангард: яркие полотна Зухура Хабибулаева украсили Москву

Таджикский авангард: яркие полотна Зухура Хабибулаева украсили Москву

27 Сентября 2018

Автор:

В Москве открылась выставка картин Зухура Хабибулаева, таджикского художника, воплотившего в своем творчестве и наследие русского авангарда, и черты самобытной восточной культуры

Государственный музей Востока открыл свои двери для тех, кто неравнодушен к искусству народов Центральной Азии.

Здесь с 27 сентября по 14 октября будет проходить выставка "Долина ветров", посвященная творчеству заслуженного деятеля искусств, народного художника Таджикистана Зухура Хабибулаева.

Хабибулаев родился в 1932 году в Душанбе. В 1959 он закончил художественно-промышленное училище имени В.И. Мухиной в Ленинграде и вернулся на родину преподавать и творить.

Проникшись наследием русского авангарда и успев познакомиться с лучшими творениями соцреализма и "сурового стиля", художник начинает искать свой творческий путь, экспериментируя с цветами и красками.

Лейтмотивом его работ становится монументальная природа Таджикистана и спокойный, размеренный быт людей.

Вот женщины неторопливо несут хлопок, а над головой у них мираж, иллюзия в виде прозрачного комбайна. На соседнем полотне уже мужчины собирают "белое золото" в огромные пирамиды. А вот - уставшие работники сидят за дастарханом. 


Выставка картин художника Зухура Хабибулаева из коллекции Юлии Вербицкой

Большая часть картин экспозиции из коллекции Юлии Вербицкой, директора фонда "Русские меценаты", при участии которой выставка и состоялась.

По ее словам, стилистические поиски Хабибулоева позволили ему сформировать собственный пластический язык, где органично сочетается яркий восточный колорит, этническая культура Центральной Азии, европейская живопись и переработанное наследие русского авангарда.

"Эту культуру я люблю всем своим сердцем по той причине, что искусство авангарда, которым славится Россия, получило такое оригинальное развитие. Хрупкая, тонкая и яркая культура, которая перевернула мир, вдруг эмигрировала в Центральную Азию", - рассказывает Вербицкая.

По мнению коллекционера, среди гор Таджикистана было то, чего никогда не было и, увы, не могло быть в Москве и Петербурге: удивительная природа и ландшафт, невозможная палитра цвета и света, которая давала художникам возможность смелых экспериментов с красками и композицией.

В этом смысле особняком в творчестве таджикского художника стоит портрет известного актера театра и кино Хашима Гадоева, который чем-то похож на "Демона" Врубеля, мистическим образом притягивающего внимание всех гостей выставки.

В советские времена Зухуру Хабибулаеву однажды даже пришлось пострадать за свою творческую дерзость и самобытность. Он вспоминал, как на одной из всесоюзных выставок в Москве министр культуры СССР Светлана Фурцева раскритиковала его картину "Гиджак", велела удалить ее с экспозиции, а самого живописца обвинила в формализме.


Картина "Гиджак" художника Зухура Хабибулаева из коллекции Юлии Вербицкой

Причина министерского гнева была такая: у центрального персонажа картины были босые и якобы грязные ноги, что в понимании Фурцевой не вязалось с каноничным образом строителя коммунизма.

И все же, подобные обвинения не помешали Хабибулаеву добиться признания. Работы мастера хранятся в Государственном музее Востока, Третьяковской галерее, в частных музейных коллекциях Великобритании, Франции, Швейцарии, США и Китая.

Но пожалуй, больше всего его картины способны оценить те, кто хоть раз бывал в Таджикистане или Узбекистане и узнает на полотнах художника знакомые пейзажи.

Вот и присутствовавший на открытии выставки посол Таджикистана в России Имомуддин Сатторов отмечал, что в окружении ярких и теплых картин Хабибулаева он чувствует себя, как на родине.

В свою очередь Юлия Вербицкая с удовольствием вспоминает свою первую поездку в республику и знакомство с художником.

"Мы предприняли некоторую авантюру – на машине выехали из Узбекистана и через перевал приехали в Таджикистан. И несравненные ощущения от этих контрастных цветов у меня не проходят до сих пор", - призналась она корреспонденту Sputnik.

В любом случае на выставку стоит идти, даже не будучи знакомым ни с культурой Центральной Азии, ни с природой региона. Просто потому, что авангардные пейзажи, вдохновленные горами Памира, лишний раз подчеркивают такую изящную и тонкую симфонию русской и таджикской культуры, о которой, к сожалению, сегодня так редко вспоминают.
Источник

Теги: Таджикистан, Культура

Текст сообщения*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Отправить Отменить
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение