Странам СНГ нужны общие подходы к информационной безопасности

Дата:
Странам СНГ нужны общие подходы к информационной безопасности

События этого года обнажили геополитические задачи стран западного блока. Так, Вашингтон уже не скрывает своих намерений по снижению влияния России и Китая в странах Центральной Азии. Более того, поскольку по объективным историческим и социокультурным причинам государства этого региона имеют сильные связи с Москвой, вытеснение России из Центральной Азии по мнению американского истеблишмента должно быть обеспечено любой ценой.

В 2020 году Государственный департамент США представил пятилетнюю стратегию по Центральной Азии. Согласно документу, Соединенные Штаты хотели бы, чтобы регион выступал единым блоком и укреплял связи не с Россией и Китаем, а с Афганистаном и Пакистаном. Несмотря на то, что стратегия всё ещё актуальна, в этом году ракурсы изменились. Исследовательский центр Конгресса США в октябрьском докладе отметил, что «вовлечение США может помочь странам Центральной Азии снизить их зависимость от России, несмотря на то что потенциальным бенефициаром любого такого отдаления некоторые наблюдатели считают Китай». Но, конечно, цели Запада по разъединению России и других государств постсоветского пространства ни для кого не является откровением.

Собственно, и инструментарий выбран максимально привычный и апробированный по всему миру. Главная роль отводится «четвёртой ветви власти» - средствам массовой информации и всей системе акторов информационного пространства, в том числе новым медиа и сетям НПО. Да и преимущества алгоритмов ведения гибридных войн выражаются во множестве факторов: прежде всего в их относительной дешевизне и устойчивости результатов.

Линий финансирования здесь множество. Это и грантовая поддержка профильных организаций и коллективов, обучение журналистов и молодых инфлюенсеров соответствующими инструкторами, прямые дотации действующим СМИ и масса других каналов. Отчетливо заметна и динамика западных вложений в информационное поле стран Центральной Азии. В целом, денежные вливания в медиасреду региона не прекращаются, и усиливаются в последние годы.

Примеров финансового накачивания «независимых» СМИ и НПО в ближайшей ретроспективе немало. В частности, примерно за год до январских событий в Казахстане США распределили грантовые средства в размере 120 тыс. долларов с целью поддержки казахстанского медиарынка. В свою очередь в 2020 году финансирование выделялось для «юридической поддержки журналистов в Казахстане», а также для «повышения профессионального уровня и конкурентоспособности» СМИ Республики. В начале этого года «Пражский центр гражданского общества» (организация, деятельность которой признана нежелательной на территории РФ) анонсировал масштабный набор стажеров для украинских медиа среди журналистов всех постсоветских государств. Согласно открытым данным, эта организация финансируется правительствами Чехии, США, Швеции, Еврокомиссией и западной некоммерческой организацией Oak Foundation, которая является партнёром скандально известного фонда Джорджа Сороса.

Конечно, всё это лишь частные, единичные, возможно даже незначительные примеры в огромном механизме по «правильной» настройке медиапространства стран Центральной Азии и других государств Содружества. Показательным является мгновенный выброс терабайтов пропагандистского контента западного блока, наблюдавшийся после начала российской СВО. На развертывание крупнейшей информационной кампании в феврале 2022 года у Запада ушло меньше суток. Наличие системных подготовительных мероприятий и колоссальных финансовых вливаний в медиа уже является аксиомой.

Экспертное сообщество ЕАЭС и СНГ несколько лет говорит о важности выстраивания системы информационной безопасности регионального масштаба. Однако сами государства к этому вопросу относятся настолько щепетильно, что не готовы делегировать реализацию таких мер на наднациональный уровень. Иными словами, парадокс заключается в том, что естественное стремление стран Содружества обеспечить информационную безопасность само по себе мешает этому процессу. С другой стороны, безусловно, каждое государство априори должно реализовывать контроль над своим информационным пространством. Однако в нынешних условиях эти задачи нередко сводятся до абсурдной «охоты на ведьм».

Так или иначе, постсоветским странам и другим региональным игрокам придется как минимум сблизить подходы к обеспечению информационной безопасности. Общие черты совместной работы просматриваются уже сегодня. Поскольку западный блок полностью игнорирует нормы международного права в рассматриваемой сфере, то государствам предстоит унифицировать вопросы безопасности кибер- и медиапространства в рамках обоюдовыгодных договоренностей. Перспективной базой для этого могут стать существующие интеграционные объединения: ЕАЭС, ШОС и другие организации.

Поделиться:

Дата: