Семь путешествий адмирала Чжэн Хэ: история о знаменитом китайском флотоводце узбекского происхождения
Дата:
Узбекистан и Китай связывают тысячи судеб простых людей, многие из которых родились в нашей стране, а добились успеха и признания в Поднебесной. Есть и другие примеры, когда китайские специалисты приезжают в Узбекистан и, впечатленные его самобытностью, остаются здесь навсегда. Наша история посвящена одному из самых известных адмиралов и первооткрывателей КНР Чжэн Хэ, предки которого родились в Бухаре.
В самых авторитетных зарубежных изданиях имя этого человека в списке 100 персон, оказавших наибольшее влияние на всемирную историю. В его честь названа гора на планете Плутон. Он считается прообразом Синдбада-морехода. Речь идет о знаменитом китайском флотоводце, путешественнике и дипломате Чжэн Хэ (1371–1433).
Его семья происходила из так называемых сэму - выходцев из Средней Азии и занимала разнообразные должности в государственном аппарате империи Юань, преимущественно сборщиков податей. В семье было шестеро детей: четыре дочери и два сына. Чжэн Хэ был младшим.
Его отец Ма Хаджи был внуком Саида Аджал ал-Дин Омара, выходца из Бухары, а тот в свою очередь восходил родом к Али ибн Абу Талибу, двоюродному брату Пророка Мухаммеда, четвертому праведному халифу, первому из двенадцати почитаемых шиитами имамов.
Еще будучи молодым бойцом, Чжэн Хэ отличился в двух крупных битвах того времени – обороне Бэйпина в 1399 году и при взятии Нанкина в 1402 году. При императоре Чжу Ди было решено, что Чжэн Хэ лучше остальных подходит на роль адмирала флота, и он был назначен руководителем ставших знаменитыми в мировой истории Семи плаваний в Юго-Восточную Азию и Индийский океан в 1405–1433 годах.
Почему императорский двор остановил свой выбор на мусульманине Чжэн Хэ? «Золотой флот» Китая должен был среди прочего посетить Аравию и Северную Африку – места, в которых ислам был одной из господствующих религий. Кроме того, Чжэн Хэ хорошо знал военное дело, географию, математику и был привычен к битве.
Хроники утверждают, что он был ростом «в семь чи» (выше двух метров). Его лоб был высоким, нос – маленьким, зубы отличались белизной, взгляд – ясным, голос – глубоким и сильным, «словно звук колокола», глаза блестели.
В те времена «Золотой флот» состоял из 250 судов, нес около 30 тысяч человек личного состава на борту. Считается, что флагманские суда этого флота были крупнейшими из когда-либо существовавших деревянных парусных судов. Корабли строились на судоверфи Лунцзян (Драконовая река).
Всего флотилия Чжэн Хэ посетила около полусотни стран, крупнейшие поселения Юго-Восточной Азии, бассейна Индийского океана. Китайские корабли дошли, как и планировалось, до берегов Саудовской Аравии и Восточной Африки.
Китайцы вели подробные записи увиденного, составляли карты. Были собраны описания заморских городов, политических порядков в государствах, климата, местных обычаев, легенд. Чжэн Хэ доставлял в зарубежные страны послания императора, поощрял прибытие в Китай иностранных посольств, торговых представительств, сам вел торговлю.
Семь экспедиций Чжэн Хэ способствовали культурному обмену Китая с африканскими и азиатскими странами. В отличие от европейцев, китайцы не стремились основывать фактории или базы, и тем более вводить свою религию. Китайская коммерция носила мирный характер и преследовала единственную цель: по возможности окупить расходы на содержание флота.
Адмирал умер во время своего последнего седьмого путешествия на обратном пути в Китай в 1433 году. Его тело было предано морю. На склоне одного из холмов под Нанкином для Чжэн Хэ сооружено символическое мусульманское надгробие (кенотаф).
В 1597 году Ло Маодэн написал роман «Плавания Чжэн Хэ в Западный океан». Уже тогда путешествия Чжэн Хэ представлялись событием эпического масштаба. Плавания Чжэн Хэ занимают без преувеличения важное место в исторической памяти человечества. Это один из эпизодов героического прошлого Китая, доказывающий величие державы, ее технологические достижения и мирную внешнюю политику страны.
Китайские общины Малайзии и Индонезии рассматривают Чжэн Хэ как фигуру основателя, а также своего святого покровителя. В его честь сооружены храмы и поставлены памятники. Один из учебных кораблей носит имя «Чжэн Хэ».
В Китайской Народной Республике 11 июля отмечается День моря, и он посвящается памяти первого путешествия великого адмирала.
Источник
В самых авторитетных зарубежных изданиях имя этого человека в списке 100 персон, оказавших наибольшее влияние на всемирную историю. В его честь названа гора на планете Плутон. Он считается прообразом Синдбада-морехода. Речь идет о знаменитом китайском флотоводце, путешественнике и дипломате Чжэн Хэ (1371–1433).
Его семья происходила из так называемых сэму - выходцев из Средней Азии и занимала разнообразные должности в государственном аппарате империи Юань, преимущественно сборщиков податей. В семье было шестеро детей: четыре дочери и два сына. Чжэн Хэ был младшим.
Его отец Ма Хаджи был внуком Саида Аджал ал-Дин Омара, выходца из Бухары, а тот в свою очередь восходил родом к Али ибн Абу Талибу, двоюродному брату Пророка Мухаммеда, четвертому праведному халифу, первому из двенадцати почитаемых шиитами имамов.
Еще будучи молодым бойцом, Чжэн Хэ отличился в двух крупных битвах того времени – обороне Бэйпина в 1399 году и при взятии Нанкина в 1402 году. При императоре Чжу Ди было решено, что Чжэн Хэ лучше остальных подходит на роль адмирала флота, и он был назначен руководителем ставших знаменитыми в мировой истории Семи плаваний в Юго-Восточную Азию и Индийский океан в 1405–1433 годах.
Почему императорский двор остановил свой выбор на мусульманине Чжэн Хэ? «Золотой флот» Китая должен был среди прочего посетить Аравию и Северную Африку – места, в которых ислам был одной из господствующих религий. Кроме того, Чжэн Хэ хорошо знал военное дело, географию, математику и был привычен к битве.
Хроники утверждают, что он был ростом «в семь чи» (выше двух метров). Его лоб был высоким, нос – маленьким, зубы отличались белизной, взгляд – ясным, голос – глубоким и сильным, «словно звук колокола», глаза блестели.
В те времена «Золотой флот» состоял из 250 судов, нес около 30 тысяч человек личного состава на борту. Считается, что флагманские суда этого флота были крупнейшими из когда-либо существовавших деревянных парусных судов. Корабли строились на судоверфи Лунцзян (Драконовая река).
Всего флотилия Чжэн Хэ посетила около полусотни стран, крупнейшие поселения Юго-Восточной Азии, бассейна Индийского океана. Китайские корабли дошли, как и планировалось, до берегов Саудовской Аравии и Восточной Африки.
Китайцы вели подробные записи увиденного, составляли карты. Были собраны описания заморских городов, политических порядков в государствах, климата, местных обычаев, легенд. Чжэн Хэ доставлял в зарубежные страны послания императора, поощрял прибытие в Китай иностранных посольств, торговых представительств, сам вел торговлю.
Семь экспедиций Чжэн Хэ способствовали культурному обмену Китая с африканскими и азиатскими странами. В отличие от европейцев, китайцы не стремились основывать фактории или базы, и тем более вводить свою религию. Китайская коммерция носила мирный характер и преследовала единственную цель: по возможности окупить расходы на содержание флота.
Адмирал умер во время своего последнего седьмого путешествия на обратном пути в Китай в 1433 году. Его тело было предано морю. На склоне одного из холмов под Нанкином для Чжэн Хэ сооружено символическое мусульманское надгробие (кенотаф).
В 1597 году Ло Маодэн написал роман «Плавания Чжэн Хэ в Западный океан». Уже тогда путешествия Чжэн Хэ представлялись событием эпического масштаба. Плавания Чжэн Хэ занимают без преувеличения важное место в исторической памяти человечества. Это один из эпизодов героического прошлого Китая, доказывающий величие державы, ее технологические достижения и мирную внешнюю политику страны.
Китайские общины Малайзии и Индонезии рассматривают Чжэн Хэ как фигуру основателя, а также своего святого покровителя. В его честь сооружены храмы и поставлены памятники. Один из учебных кораблей носит имя «Чжэн Хэ».
В Китайской Народной Республике 11 июля отмечается День моря, и он посвящается памяти первого путешествия великого адмирала.
Источник
Поделиться:
Дата: