Саукеле – не простой головной убор

Дата:
Саукеле – не простой головной убор

Саукеле как следует из перевода названия (сау - «солнечный, красивый», келе - «голова») – это головной убор, и не просто головной убор, а женский свадебный головной убор у казахов (так же у киргизов и каракалпаков, но мы будем говорить именно о казахском варианте).

Очень непростое украшение

Cаукеле и юрта были самыми дорогими элементами приданого невесты, и богато украшенные саукеле представляют собой лучшие образцы казахского народного прикладного искусства.
Его изготовлением занимались наиболее искусные мастера. Ювелиры-зергеры отливали, штамповали или чеканили металлические детали. Как правило, на изготовление одного саукеле уходил целый год. Стоимость его достигала к концу XIX - началу XX вв. 1000 рублей (стоимость примерно 100 добрых скакунов), и дороговизна, к сожалению, стала одной из причин сокращения производства. Важно отметить, что при сохранении основных элементов, каждый из саукеле имеет свои особенности в силу индивидуального характера работы, наличия материалов и по другим причинам. Таким образом, каждый головной убор - неповторимое, уникальное произведение искусства.

Зачастую между сватами калым заменялся бес жаксы (дословно – «пять ценностей»). Это знак самого высокого почитания, уважения. «Пять ценностей» традиционно включали: верблюда; быстроногого скакуна; дорогой ковер; алмазную саблю; соболью шубу. Между сватами одна вещь заменяется саукеле. Причем считалось, что один предмет из этой драгоценной пятерки по стоимости равен 4 – 5 хорошим лошадям.

Саукеле определял социальное положение девушки в обществе. Бедные шили его из сукна, сатина, украшали стеклянными бусами, бисером, позументом; богатые стремились сделать его как можно роскошнее.

Что представляет из себя

Высокая, конусовидная шапка (около 70 см). Вышивается рубинами, жемчугом, кораллами и прочими драгоценными камнями, которые подчеркивают богатство «саукеле». Шьют из дорогого бархата, велюра и т.д. Края «саукеле» украшают пушниной - норкой, лисицей; вышивают мелким бисером, бахромой, орнаментом; различными мелкими золотыми и серебряными монетами, украшениями. Верх «саукеле» неизменно украшает «уки» (пушистый пучок из перьев филина).

Как носили саукеле

Саукеле надевали невесте во время свадебного обряда, затем некоторое время после замужества молодая женщина носила его по праздникам. 
Под саукеле для придания ему жесткости и устойчивости надевался остроконечный войлочный колпак меньшего размера. Волосы невесты заплетались в две косы и особым образом соединялись сзади накосным украшением – шолпы.
Обязательным - дополнением к саукеле были длинные подвески (жактау),
прикрепляющиеся к нему с боковых сторон, доходящие до пояса или ниже.
Саукеле снабжалось особым длинным покрывалом – желек, в котором невеста должна была приехать в аул жениха.

Так что же символизирует саукеле?

«Саукеле» не только самый дорогой головной убор среди женской одежды, оно также служит символом начала новой жизни. Это память между беззаботной жизнью девушки и наступлением новой семейной жизни.
Саукеле (предмет в целом и его отдельные детали), как и все головные уборы казахов, имеет высокий семантический статус. Так, большую знаковую нагрузку несут орнаментальные изображения, например, «священное древо жизни», «бараньи рога», а также сами материалы. Считалось, что серебро обладает защитной силой (в частности, серебряные подвески в форме стрел образуют целый ряд нижней части саукеле). Широко известна магическая функция камней: коралл оберегает от порчи и сглаза, жемчуг - от бельма, сердолик - символ благополучия и радости, и так далее. 

«Саукеле кигизу» и другие обычаи

Саукеле передавался от матери к дочери, из поколения в поколение. По обычаю, невесту одевали в свадебный наряд в доме ее отца. Саукеле надевала на невесту уважаемая женщина, за что она получала дорогой подарок от жениха – этот обычай носит название:
«Саукеле кигизу» (букв. Саукеле - головной убор невесты, кигизу - одевать). У казахского народа есть множество традиций и обычаев. Традиция «саукеле кигизу» занимает особое место. На обряд приглашают сватов и свах. Осыпают шашу (букв. осыпание). Дают бата (благопожелания). «Байгазы» за «саукеле» бывает значительным. В «саукеле» невеста смотрится особенно народной, роскошной, неповторимой. Всем хочется увидеть «саукеле» на невесте. За что дают соответствующий «коримдик»*Создание нового очага, невеста в «саукеле», игра, смех - все это предзнаменование новой жизни. Красота такого убора пленяет взор и является не только украшением невесты, но и возвышает авторитет сватов. 

(* Коримдик - подарок, который полагается давать за увиденных впервые молодую невестку, новорожденного, верблюжонка. «Коримдик» - от слова «кору» - смотреть, видеть. Значение же обычая не в том, чтобы взять или дать подарок. «Коримдик» служит для выражения добрых намерений родственников, близких. «Байгазы» и «коримдик» - разные понятия. «Коримдик» дается за людей или животных; «байгазы» - за обновку или какие-либо другие вещи, предметы. )

По обычаю не засватанной девушке «саукеле» не надевают.

В день отъезда невесты сватам показывали приданое, разбирали свадебную юрту, готовили праздничный караван к отправке и преподносили подарки сватам, жениху и невесте. Затем в отдельной юрте девушку переодевали в костюм молодухи. Именно в этот момент на голову ей надевали свадебный головной убор (саукеле) с особым покрывалом (желек), в котором она должна была приехать в аул жениха.
В полевых записях Х. Аргынбаева есть информация, что именно по этому покрывалу встречающие обычно узнавали молодуху среди других женщин и спрашивали друг у друга: «Не эта ли молодуха с изящно развевающимся покрывалом?» По фольклорным данным, другой непременной частью парадного костюма невесты были перчатки. На это указывает загадка о невесте (молодухе): «На голове шоукеле, на руках перчатки».

Снарядив таким образом, ее отправляли в путь в один из «счастливых» дней недели (только не во вторник и пятницу, считавшиеся неудачными для каких-либо начинаний и путешествий). … (чуть позже я выложу рассказ о всем свадебной обряде)

Саукеле молодуха надевала в торжественных случаях до того момента, когда ее беременность становилась очевидной. Тогда саукеле после определенного обряда сменял кiмешек (или жаулык) – женский капюшонообразный головной убор из белой материи с вырезом для лица. После рождения первого ребенка в торжественных случаях накручивали тюрбан из белой бумажной ткани, что также связано с переходом молодой женщины в следующую возрастную группу.

От саков до казахов

Исследователи уже давно обратили внимание на некоторое сходство казахского саукеле с головными уборами саков (так называли в персидских источниках скифов). Среди саков, занимавших огромные территории Средней Азии и Казахстана, имелись племена, именовавшиеся «тиграхауда» («носящие остроконечные шапки»). Предположения подтвердились, когда в 1970е гг. казахские археологи обнаружили неограбленное захоронение сакского вождя (V-IV вв. до н.э.), одежда которого была сплошь покрыта золотыми пластинами. На его голову был надет высокий (60-65 см) головной убор с золотыми украшениями, даже поверхностное сравнение которого с саукеле свидетельствует об их сходстве. Однако казахский саукеле - женский головной убор. Археологические находки позволяют снять и это расхождение. В Сибирской коллекции Петра I имеются две золотые поясные застежки, изображение на которых получило название «Отдых в пути». Каждую композицию составляют три фигурки: две мужских и одна женская. Женщина и мужчина сидят, второй мужчина лежит на их коленях. На голову женщины надет высокий головной убор, совпадающий по форме с казахским саукеле. Если согласиться с датировкой этого предмета (как предполагают археологи, III в. до н.э.), то можно считать, что в скифо-сакский период высокие головные уборы могли носить как мужчины, так и женщины. 

Почти два с половиной тысячелетия разделяют сакский головной убор и саукеле. Тем не менее, в течение всего этого времени в Средней Азии и Казахстане продолжали бытовать высокие головные уборы. Очевидно, они и послужили прототипами казахского саукеле - важного элемента свадебного обряда.

Ах, хоть одним бы глазком взглянуть на это чудо

Если верить официальному сайту Кунсткамеры, то саукеле есть у них в коллекции по культуре и быту народов мира.

Источники:
Официальный сайт музея антропологии и этнографии имени Петра Великого (Кунсткамера)
Форум Астаны
Международный казахстанский сервер – Казах.ru


источник

Поделиться:

Дата: