«Русские мечети» и смешанные браки — о переселенцах из царской России в Кыргызстан

Дата:
«Русские мечети» и смешанные браки — о переселенцах из царской России в Кыргызстан

Эксперты рассказали студентам любопытные факты о том, как два народа учились жить вместе в XIX веке.

Политологи, общественные деятели, студенты и преподаватели вузов Бишкека приняли участие в конференции «Русские в Кыргызстане. Дружба с многовековой историей», сообщил организатор мероприятия — фонд «Евразийцы — новая волна».

Кандидат исторических наук Олег Шатилов напомнил, что русские переселенцы прибыли в Кыргызстан во второй половине XIX века. Они учились у кыргызов разведению местных пород скота и культур, саманному строительству, искусству прокладывания каналов. Кыргызы узнали о новых методах земледелия, обучились садоводству, огородничеству, постройке домов, пчеловодству. На местном рынке можно было приобрести жатки, сеялки, плуги, бороны, конные грабли, сенокосилки. Постепенно в долинах развивалось садоводство. В 1879 году выдающийся ботаник Алексей Фетисов основал в Пишпеке питомник фруктовых деревьев. В то же время кыргызская земля стала одним из центров племенного скотоводства в Туркестане.

«Отношения между местным населением и переселенцами были добрососедскими. Часто можно было встретить смешанные русско-кыргызские поселения. Нередки были смешанные браки», — отметил Шатилов.

Декан факультета истории и социально-правового образования Кыргызского государственного университета Назира Курбанова сообщила, что генерал Колпаковский разрешал воинам молиться, ходить в мечеть. Доходы мусульманского духовенства не облагались налогами, были сохранены вакуфные земли и шариатские суды, юрисдикции русских властей подлежали только самые тяжкие уголовные преступления. Выделялись средства для восстановления старинных мечетей и медресе.

«Царская Россия была заинтересована в мире и спокойствии края. Соответственно, местное население с благожелательным интересом относилось к православному духовенству. Священника кыргызы называли «муллой в черном халате», а храмы — «русскими мечетями», — отметила Курбанова.

Политолог Алина Молдокеева рассказала, что для защиты северных кыргызских племен и их территорий от кокандцев царское правительство в 1865 году начало строительство военно-административных центров. Один из таких центров решено было заложить неподалеку от развалин кокандской крепости, на старом караванном пути из Чуйской долины в Кашгарию (ныне Синьцзян-Уйгурский автономный район Китая). Так 1 июля 1869 года был основан город Каракол.

Среди уездных городов Центральной Азии того времени Каракол отличал высокий культурный уровень населения. В 1887 году там открыли первую в стране метеостанцию, несколько лет спустя заработала публичная библиотека, открылись русско-туземная школа и гимназия. В Караколе работали маслозавод, винодельня, кожевенное производство, конный завод.

Профессор, директор Института русского языка при Кыргызско-Российского Славянского университета Мамед Тагаев напомнил, что до 1930-х годов кыргызы пользовались сначала арабским, а затем латинским алфавитом. Сто лет назад кириллица «стала для жителей Кыргызстана формой языкового существования, культурным кодом нации и способом познания мира».

Поделиться:

Дата: