Россия, Москва

info@ia-centr.ru

Роль национальной идеи в формировании азербайджанской молодежи

Роль национальной идеи в формировании азербайджанской молодежи

30 Апреля 2018

Автор:

Теги:

В марте этого года в Москве была издана книга действительного члена Национальной Академии наук Азербайджанской Республики, главы Администрации Президента Азербайджана, академика Рамиза Мехтиева "О пользе познания истории в формировании национальной идеи". В ней рассмотрены истоки формирования национальной идеи в Азербайджане, значение термина «национальная идея» и его соотношение с понятием «национальная идентичность». Данная книга - первый фундаментальный труд в сфере изучения национальной идеи АР, адресованный как политологам, историкам, философам, социологам, так и представителям азербайджанской молодежи. 


В современных условиях глобализующегося мира, где стираются традиционные границы социальных и культурных систем, особую актуальность приобретает термин «национальная идентичность». Для Азербайджана это понятие является сравнительно новым, не достаточно исследованным, как с исторической, так и антропологической точек зрения.
Этот факт объясняется тем, что возникновение мысли о национальной идентичности датируется второй половиной XIX – началом XX века. Национальная идентичность народов, входящих в состав СССР, в силу господствующих идеологических установок, не входила в круг тем, подлежащих научному исследованию. И, несмотря на наличие в Азербайджане широкой историографической базы на тему национальной идеи, данная тема не смогла вылиться в отдельное научное направление в области социальных и гуманитарных наук.

Безусловно, азербайджанскими учеными была проделана значительная работа по изучению этногенеза азербайджанского народа, однако все эти работы носили скорее фрагментарный, нежели концептуальный характер. Кроме того, монографии, затрагивающие этот вопрос, в силу своей однобокости не смогли пролить свет на подлинное происхождение азербайджанского народа. Подобная ситуация во многом объяснялась использованием исключительно исторического и лингвистического подходов.

Первым фундаментальным трудом в сфере изучения национальной идеи Азербайджана, вне всякого сомнения, можно считать книгу действительного члена Национальной Академии наук АР Рамиза Мехтиева «О пользе познания истории в формировании национальной идеи». В ней впервые проанализированы как антропологический, так и генетический аспекты, позволяющие пролить свет на процесс становления азербайджанского народа.

Стоит сказать, что сегодня в нашей Республике теме национальной идентичности, выступающей гарантом сохранения сильного и независимого государства, уделяется особое значение. Президент АР Ильхам Алиев неоднократно подчеркивал, что национальные приоритеты диктуют необходимость переосмысления национальной идеи сквозь призму реальности, меняющей размышления о государственности. Примечательно, что особое внимание президент уделяет роли национальной идеи в формировании молодого поколения азербайджанцев, продолжая тем самым политическую линию, заложенную своим предшественником – общенациональным лидером АР Гейдаром Алиевым. Об этом он, в частности, заявил в ходе концерта, устроенного 12 апреля в честь победы на выборах президента страны, выступая перед многотысячной толпой азербайджанцев, пришедших его поддержать.

Гейдар Алиев, в свою очередь, неоднократно говорил о важности национальной идеи для истории Азербайджана. Так, в ноябре 2001 г. на I Съезде азербайджанцев мира он отметил, что для любого человека национальная принадлежность является источником гордости, произнеся фразу, ставшую лозунгом для каждого азербайджанца, вне зависимости от того, в какой точке мира он проживает: «Я всегда гордился и сегодня горжусь, что я азербайджанец».
Нельзя не отметить и ту работу, которую проводит в этом направлении первый вице-президент АР Мехрибан Алиева. Благодаря работе Фонда Гейдара Алиева, возглавляемого ею, об азербайджанской культуре, составляющей основу национальной идентичности, заговорили во всем мире. Кроме того, по инициативе Мехрибан Алиевой Фондом изданы на русском, английском и других иностранных языках публикации, доносящие правду о Нагорно-Карабахском конфликте, в результате которого под оккупацией оказалась значительная часть азербайджанских земель.

В этом свете труд академика Рамиза Мехтиева имеет крайне важное значение, потому как с научной точки зрения обосновывает принадлежность данных земель азербайджанскому народу. Ученый отмечает, что и до, и после Нагорно-Карабахского конфликта армянские идеологи активно лоббировали идею о том, что исконно армянское население Кавказа оказалось вытесненным пришлыми тюркскими племенами, тогда как реальная ситуация с научно обоснованной точки зрения была совершенно иной.
Немаловажную роль, с точки зрения противодействия армянским фальсификациям в исторической науке, играет и тот факт, что в книге Р. Мехтиева рассмотрен процесс этногенеза как азербайджанского, так и армянского народов. Изучив все имеющиеся концепции относительно происхождения армянского народа, автор приходит к выводу, что армянские историки, создавшие немало гипотез, искусственно возвеличивают свою нацию, приписывая ей исключительные качества.

Особую ценность исследованию придает отсутствие в нем какой бы то ни было политизированности. Все факты, приведенные автором в книге, основаны на конкретном антропологическом и генетическом материалах, а потому носят исключительно научный характер. Подобный подход позволяет рассмотреть проблему этногенеза азербайджанского народа в качественно новом ключе и заполнить пробелы, существующие в отечественной науке.

Р. Мехтиев констатирует, что истоки азербайджанского народа, формировавшегося на протяжении многих столетий на той территории, где он проживает сегодня, восходят к III тысячелетию до н.э. Особое внимание ученый уделяет проблеме культурного кода азербайджанского этноса, подробно анализируя мугам как неотъемлемую часть духовной жизни нашего народа. «Азербайджанский классический мугам является еще одним важным доказательством того, что азербайджанская духовная культура вобрала в себя наилучшие образцы культуры народов Востока, а история развития жанра в регионе как бы отражает в себе исторический путь формирования и развития азербайджанского народа», - говорит он.

Среди многочисленных факторов, сформировавших азербайджанский народ, академик Р. Мехтиев выделяет историческую память о самостоятельных государствах, созданных нашими предками, мощном тюркском элементе, создавшем многочисленные локальные государства в средние века, империи азербайджанских тюрков, присоединении части этнической территории к Российской империи и, наконец, вхождении ее в состав Советского Союза. Он отмечает, что осмысление прошлого и настоящего Азербайджана через призму влияния этих политических образований на сознание людей объясняет многое в социокультурных трансформациях азербайджанского общества, ценностных ориентациях граждан страны.

По мнению Р. Мехтиева, проблема философии азербайджанской национальной идеи, истоки которой восходят к наследию Низами, Насими и Физули, выступает, прежде всего, как проблема этнокультурного самоопределения. Подобный подход является абсолютно новаторским в азербайджанской историографии, поскольку помогает проследить уникальный путь формирования национальной идеи азербайджанского народа. Уникальность его заключается в том, что поиск национальной идентичности азербайджанскими просветителями XIX в. шел не через противопоставление себя другим народам, а путем осмысления истории и особенностей духовно-нравственной жизни своего этноса.

Говоря о зарождении национальной идеи в Азербайджане, ученый подробно останавливается на особенностях этого процесса. Он отмечает, что дискуссии на эту тему на рубеже XIX – ХХ вв. были связаны с общемировыми военно-политическими катаклизмами, в то время как в начале ХХ в. они шли уже вокруг основных трендов развития нации: языка, религии, культуры, истории.

Р. Мехтиев говорит также о том, какое влияние оказало на формирование национальной идеи включение нашей страны в 1828 г. в состав Российской империи. Он обращает внимание читателя на тот факт, что Азербайджан вошел в состав Российской империи не как целостное образование, а как совокупность отдельных ханств. Как единая политическая структура Азербайджан функционировал в пределах империи Сефевидов.
Именно империя Сефевидов представляла собой первое в истории Азербайджана централизованное государство, охватывавшее почти полностью весь азербайджанский этноареал. В частности, в эпоху правления Шаха Аббаса Великого, самого яркого представителя Сефевидской династии, понятие Азербайджан юридически закрепилось как в международных договорах, так и в шахских указах.

По мнению ученого, в силу вхождения Северного Азербайджана в состав Российской империи в виде разрозненных ханств, азербайджанцы не были зарегистрированы в качестве отдельного народа. Такие эндогенные события, как революция 1905 – 1907 гг., установление традиций парламентаризма, Первая мировая война, последовавший затем развал Российской империи, Февральская, а после - Октябрьская революции, приведшие к разложению Российской империи, дали шанс азербайджанскому народу самоопределиться и создать свое национальное государство.

Национальные символы, а также предпринимаемые лидерами созданной 28 мая 1918 г. Азербайджанской Демократической Республики шаги, демонстрировали, как глубоко были осознаны народом потребности в государственной независимости.

Завершая анализ исторических этапов формирования национальной идеи, академик Р. Мехтиев заключает, что с падением АДР в апреле 1920 г. и утверждением советской власти в структуре самоопределения азербайджанцев произошла трансформация к идейно-классовому аспекту, но сохранение названия государства и народа можно считать, бесспорно, самым главным достижением борьбы за реализацию национальной идеи.
В настоящее время история формирования национальной идеи в самосознании азербайджанцев, бесспорно, связана с правлением архитектора современного Азербайджана Гейдара Алиева. Усилия, направленные им на спасение народа, также нашли свое отражение в книге академика Р. Мехтиева.
Немаловажную роль играет и тот фактор, что ученым проанализирована деятельность Гейдара Алиева, в частности, сквозь призму западных средств массовой информации. Таким образом, у читателя складывается объективное восприятие действительности, основанное на анализе не только отечественных, но и зарубежных источников. Р. Мехтиев констатирует, что СМИ на Западе регулярно посвящали Гейдару Алиеву статьи и аналитические материалы, в которых квалифицировали его как молодого, энергичного руководителя нового типа, диссонирующего с консервативным и великовозрастным руководством СССР.
Уникальность личности Гейдара Алиева обусловлена тем, что в условиях тоталитарного режима ему удалось решить проблемы нации и привести ее к развитию и последовавшему за ним расцвету. Сегодня стратегическую линию, заданную Гейдаром Алиевым, продолжает нынешний президент Азербайджана Ильхам Алиев.
Осознавая значимость сохранения национальной идеи для построения успешного государства, способного заявить о себе во всеуслышание посредством реализации масштабных проектов международного уровня, не потеряв при этом своей самобытности, Ильхам Алиев уделяет первостепенное значение воспитанию азербайджанской молодежи. Ведь именно молодежи, составляющей две трети населения страны, предстоит строить будущее Азербайджанской Республики.

Воспитание здоровой молодежи в духе традиций своего народа в условиях всеобъемлющего взаимопроникновения культур, ознаменовавшего эпоху высоких технологий – задача не из простых. Молодежь должна знать историю своего народа, должна знать имена людей, подаривших ему независимость. Она должна уметь противостоять нападкам агрессоров, перекраивающих историческую действительность во имя территориальных притязаний народа, не имеющего на это никакого ни морального, ни юридического права.
Уже около четверти века земли, исконно принадлежавшие азербайджанскому народу, находятся под оккупацией Армении. Нам предстоит продолжать бороться во имя будущего независимого процветающего Азербайджана. Голоса азербайджанцев должны звучать с мировых трибун, донося правду, опирающуюся на факты из истории. Вне всякого сомнения, книга академика Рамиза Мехтиева «О пользе познания истории в формировании национальной идеи» и есть та самая кладезь фактов, которыми следует оперировать нашей молодежи, наравне с политологами, историками, философами, социологами, которым она адресована, в первую очередь.

Преподаватель кафедры государственной службы и кадровой политики Академии государственного управления при Президенте АР, к.и.н. Улькер Мехдиева

Теги: 

Текст сообщения*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Отправить Отменить
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение