Религиозные фанатики пропагандируют кровные браки в Казахстане. Кто выступает против?
Издревле в степи действовало правило, запрещающее браки между родственниками до седьмого колена, – “Жеты ата”. Это позволило сохранить чистоту генов и избежать тяжелых наследственных заболеваний потомков. Но активная исламизация последних лет поставила под сомнение эти законы. И породила споры, которые буквально взорвали социальные сети страны. |
“Я люблю свою двоюродную сестру уже много лет, она мне отвечает взаимностью, но мы вынуждены прятаться от всех, как преступники, потому что по казахским традициям это нельзя, но ведь по мусульманским можно, как нам быть?” – с форума на сайте kazakh.ru.
“Здравствуйте. У меня отношения с двоюродным племянником. Он сын моей двоюродный сестры со стороны матери. Возможно ли планировать беременность? И каковы риски?” – с форума detki.kz.
“Это крайность фанатизма. И мои предки такого не приемлют, как и я или мое окружение. Мои предки не тупее были всяких новых фанатиков, они понимали, что близкородственные браки ведут к деградации”.
“В любом случае, благодаря традиции шежіре и табу на бракосочетание в рамках “Жеті ата” именно потомки тюркских кочевников имеют на сегодняшний день НАИБОЛЕЕ ЗДОРОВЫЕ ГЕНЫ среди всего человечества” – из дискуссии на форуме “Единый тюркский народ” “ВКонтакте”.
Ученые против
Пока в социальных сетях разгораются жаркие дискуссии, эксперты насторожены в отношении новых тенденций вокруг инцухта – близкородственных связей, приводящих к появлению потомства. Веками в степи соблюдались уникальные правила брачевания, верность которых подтвердила современная наука генетика. Благодаря им Казахстан стал территорией самых чистых генов и не лидирует по врожденным генетическим заболеваниям. Но в последнее время вопросы о возможности близкородственных браков стали подниматься все чаще.
Врач Центра молекулярной медицины Альфия БАЙЫСБЕКОВА вынуждена была отвечать на вопросы в специальной теме “Родственные браки”, куда посыпались письма от казахстанок.
– Между двоюродными братьями и сестрами риск по рецессивному заболеванию 4,7 процента, по перинатальной смертности – 7,8 процента. Между троюродными – 1,125 процента, по смертности – 1,9 процента. Между родственниками четвертой степени родства – 0,6 процента и 0,9 процента, – написала она.
На что сторонники близкородственных браков выкладывают в соцсетях другие данные, дескать, вероятность мутаций не так уж и велика.
– Я не знаю, какие исследования они могут показывать. Это научный факт, что близкородственные связи ведут к рецессивным моногенным заболеваниям. Тот же муковисцидоз и другие. Риск резко возрастает. Когда потомство появляется не от родственников, там эти гены прячутся, – пояснила цитогенетик профессор Лейла ДЖАНСУГУРОВА.
В соседних странах, где издревле инбридинг – союз между родственниками – был рядовым явлением, стали отказываться от подобных традиций.
В прошлом году нижняя палата парламента Таджикистана одобрила поправки к Семейному кодексу, предполагающие запрет на браки между родственниками и обязательное медицинское освидетельствование перед заключением брака. Вопрос о запрете рассматривают и в Азербайджане. При этом в других, наоборот, появилась мода на кровные браки. Например, в соседнем Узбекистане. Просачиваются такие веяния и в Казахстан.
Плохая карма
О том, что инбридинг может навлечь немало проблем, говорят и родологи, которые работают с кармой человека, в мире нематериальном.
Родолог Инна НОВОЖИЛОВА (Алматы) рассказала, что к ней обращаются люди с проблемами, которые усилили свои негативные наследственные программы из-за таких близкородственных связей. Правда, признаваться в этом в Казахстане не принято.
– Они скрывают. Но смешение крови не приводит ни к чему хорошему, если есть негативная программа, то она усугубляется. Если кровь разная, то этого можно избежать, – говорит она. – Не надо удваивать негатив, если есть в роду ранние смерти, что-то тяжелое, не надо перекладывать этот груз на детей. Но люди сегодня живут только настоящим, никто не думает, что придется отрабатывать кармические вещи.
Кто-то может верить в это, кто-то нет. Но попытки протащить идею предпринимаются именно под эгидой духовных ценностей и религии.
Не надо спекулировать религией!
Сторонники близкородственных браков приводят не только лженаучные факты, но и ссылаются на Священное Писание Коран, обвиняя потомков жителей степи в несоблюдении мусульманских традиций. А это очень тревожный вопрос.
– Пока родственные браки не являются проблемой для Казахстана. Это противоречит традициям, и образованные люди понимают, чем это чревато, все знают о генетических заболеваниях, – говорит глава Союза мусульман Мурат ТЕЛИБЕКОВ. – Что касается Корана, то там ясно говорится, что такие браки не поощряются. Но у многих народов близкие родственные связи есть.
Говорить, что ислам приветствует такие союзы, – неправильно. Почти все течения порицают это.В данном случае идет искажение информации либо непонимание сути ислама и содержания Корана.
В последнее время часто идет спекуляция и, принимая во внимание возрастающее влияние религии на сознание людей, возможны манипуляции. Панацеей от таких вещей является уровень образования, чтобы со школьной скамьи люди получали фундаментальные знания о религии. Сегодня же незнание – это благодатная почва, чтобы привносить искаженные ценности в сознание.
Откуда древние казахи знали генетику?
Отстаивать законы степи на просторах Интернета пришлось историку, писателю Арману НУРМУХАНБЕТОВУ. Он рассказал нам, откуда появилась “железная” традиция “Жеты ата” и почему казахи никогда не откажутся от нее, несмотря на происки религиозных фанатиков:
– Издревле в степи живет традиция “Жеты ата”, или “семь колен предков”, согласно которой нельзя вступать в родственные брачные связи. Народы, которые не соблюдают подобных принципов, сегодня не могут похвастаться здоровьем подрастающего поколения. Но откуда наши предки знали о генетике? Они были кочевниками и наблюдали за животными. Изучая процессы селекции, пришли к выводу, что близкородственные связи вредят и не ведут к здоровому развитию рода. Поэтому был введен такой закон в степи, и казахи жестко придерживаются его.
Люди всегда интересуются, кто из какого рода, не являются ли они родственниками. Именно благодаря этой традиции кочевники Великой степи на генетическом уровне являются более чистыми и здоровыми нациями в мире.
Близкородственные браки в некоторых странах связаны в первую очередь с имущественными интересами. Многие позволяют такие браки, чтобы соблюсти якобы чистоту рода, но это элементарное незнание генетических законов. Больше похоже на попытку сохранить богатство внутри семьи. Но вопрос серьезнее, чем какие-либо материальные ценности, близкородственные связи ведут не только к явным проблемам со здоровьем, но и влияют на психику будущих поколений. В последние столетия эта проблема проявилась наиболее остро. Генетические нарушения приводят к деградации и вырождению.
– Отдельно хочу сказать по поводу попыток ввести арабские правила и позволить кровнородственные браки. Здесь я даже не выражаю никакой озабоченности, – продолжает Арман Нурмуханбетов.
– Обычай “Жеты ата” – табу на кровные браки – настолько глубоко в сознании казахов, что является мощным стержнем, колоссальным архетипом, от которого не отступятся.
Обычай продолжит оставаться массовым и обязательным правилом, через это казахское общество никогда не перешагнет, и все попытки навязать нам чужеродные законы не увенчаются успехом.
Алматы
Поделиться: