Реформы в образовании должны быть вкладом в человеческий капитал
Необходимо повысить ответственность за внедрение и последствия нововведений в образовании и поднять статус педагогов, считают участники экспертного клуба «Мир Евразии»
Цензура учебников отсутствует: никто не хочет критиковать коллег
Перед странами ЕАЭС стоит задача повысить конкурентоспособность национальных экономик и экономики интеграционного объединения на мировой арене, и для этого нужны квалифицированные кадры. Между тем реформирование образовательной сферы, не прекращающееся на постсоветском пространстве с 90-х годов, зачастую проводится бессистемно, непоследовательно и «для галочки», отметили участники дискуссии.
«Во всем мире растет понимание, что именно наука выступает в современных условиях самым мощным мотором роста. Возрастает значение культа знания в развитии человеческого капитала как основного критерия успеха страны и ее граждан. «Образование – самый фундаментальный фактор успеха в будущем, – отметил президент Казахстана Нурсултан Назарбаев в своей статье «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания». В целом вся статья главы государства подразумевала необходимость повышение конкурентоспособности страны и граждан. И как один из инструментов этого – качественное образование», – сказал руководитель общественного фонда «Мир Евразии», политолог Эдуард Полетаев.
Он добавил, что в современных реалиях популярна установка на то, что учиться придется всю жизнь. Сетевые университеты, например, уже стали обыденным явлением. При этом повсеместно на постсоветском пространстве качество и эффективность образования – горячая тема для обсуждения. Эдуард Полетаев упомянул в качестве примера до сих пор не утихающие споры вокруг нового учебника по русскому языку для седьмого класса, который критикуют многие казахстанские родители.
Более того, не так давно в сенате прошли парламентские слушания, посвященные законодательному регулированию системы среднего образования. Спикер сената Касым-Жомарт Токаев на этих слушаниях сказал, что необходимо сделать паузу в непрерывном процессе реформ в сфере образования для переосмысления достигнутых результатов. «В системе образования нельзя проводить необдуманные эксперименты», – подчеркнул Токаев.
«В советское время авторов учебников было мало, так как трудно их было тогда написать. Например, я пять лет конфликтологию преподавала, и после этого имела право издать учебное пособие, но никак не учебник. Сейчас же происходит так: какая-то структура выигрывает тендер, затем нанимает какого-нибудь заведующего кафедрой. Он один составляет учебник, а затем все шишки сыплются на него, – рассказала директор Центра ЮНЕСКО КазНУ имени аль-Фараби, доктор исторических наук Лайла Ахметова.– Учебник должен писать коллектив авторов. Невозможно одному знать все. Затем учебник анализируют и рецензируют. Вот здесь проявляется бюрократия, фактор знакомств, а цензура отсутствует – никто не хочет сильно критиковать своих коллег, да и мотивации нет».
Платное образование – путь к социальному расслоению общества
В ходе заседания учебник по русскому языку для семиклассников защитил профессор Казахстанско-немецкого университета Рустам Бурнашев, назвав его «лучшим учебником по русскому языку, который когда-либо видел в школе». А Мадина Нургалиева, руководитель алматинского представительства Казахстанского института при (КИСИ) при президенте РК, похвалила учебник по литературе: «Если можно влюбиться в учебник, то это учебник по русской литературе за седьмой класс. Министерство образования постоянно вынуждено отбиваться от нападок. А на самом деле, есть и рациональные зерна в его деятельности, они не успевают распылять позитив, отбивая стрелы нападок».
При этом она отметила несколько проблем отечественного образования. Первое – это наличие сразу нескольких документов, определяющих развитие и реформирование образовательной сферы. «Например, у нас есть Госпрограмма развития образования и науки РК на 2016-2019 годы и еще план мероприятий по реализации госпрограммы, есть стратегический план МОН РК на 2017-2021 годы и Дорожная карта развития трехъязычного образования на 2015-2020 годы. Отдельно представлены различные подпрограммы. И каждая новая инициатива порождает еще большую путаницу. В головах самих управленцев формируется некая расфоркусировка того, что нужно сделать», – считает Мадина Нургалиева.
Есть вопросы и к финансированию образования и науки. Руководитель алматинского представительства КИСИ отметила, что с 2016 года затраты на образование в связи с реализацией госпрограммы растут. В прошлом году расходы на образование составили 1,6 трлн. тенге, или 18% от всего государственного бюджета. При этом сфера образования стоит на втором месте в рейтинге расходов после социальной помощи и соцобеспечения (21%), на третьем месте – здравоохранение (11%), на четвертом – транспорт (8%). Но из Нацфонда, как пояснила Нургалиева, финансируются масштабные проекты, например, строительство школ. На 80% образование поддерживается за счет средств местных бюджетов, естественно, объемы расходов зависят от возможностей разных регионов. «Отсюда мы имеем разные показатели. У нас очень большой дисбаланс в уровне образования городской и сельской молодежи, причем на всех ступенях», – констатировала Нургалиева.
Отдельным пунктом стоят расходы на научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки. В рейтинге расходов на научные исследования и разработки из 72 стран Казахстан, по данным за 2015 год, находится на 61 месте. «Расходы исчисляются исходя из расходов по отношению к ВВП, – напомнила Мадина Нургалиева. – Так вот в Казахстане только 0,2% ВВП тратится на НИОКР. Для сравнения, в России - 1,1% (27 место), в Беларуси - 0,5% (44 место). Ниже нас только Кыргызстан - на 66 месте (0,1 %). В Китае, например, с 2012 года фиксируется приличный рост, он на 14-м месте с 2,1% ВВП. Страна вкладывает примерно 369 млрд. долларов ежегодно в данный сектор».
Еще одним вызовом представитель КИСИ считает тот факт, что платное образование сегодня стало нормой не только в сфере высшего образования, существуют частные детские сады и школы. «Ценовая политика здесь разная. Есть совсем элитные школы и детские сады, есть попроще, а есть частные квартиры. Это в будущем может стать большой проблемой, когда образование станет одним из факторов социального неравенства», – отметила Мадина Нургалиева.
Педагог не должен быть палочкой-выручалочкой для акиматов
«Проблематика начинается с того, что зарплата учителя на 40% ниже, чем средняя в стране,– считает политический обозреватель интернет-газеты Zonakz.net Владислав Юрицын. - Складывается общий тренд на ухудшение системы образования, и Казахстан в этом плане не одинок». Он привел мнение российского историка Андрея Фурсова, который «устал спасать детей, ушибленных ЕГЭ», а также утверждает, что трудно подготовить большое количество сильных абитуриентов из-за низкой квалификации учителей.
«Вся аргументация, почему у нас плохо работают школы, сводится к тому, что у учителей маленькая зарплата. Но маленькая зарплата и качество работы между собой абсолютно никак не связаны,– возразил Рустам Бурнашев. – С моей точки зрения, проблемы в образовании связаны с тем, что за последние годы вся система и люди, которые в ней работают, успешно растеряли символический капитал, который был накоплен учителями и преподавателями вплоть до распада СССР. Сейчас работа учителя не фиксируется через престижность, признание, внимание, получение каких-то бонусов, которые составляют символический капитал. Сколько бы ни повышали зарплату учителям, они лучше работать не будут. Нужно формирование образа учителя с большой буквы».
Как этого добиться, рассказывает опыт Китая, заметил Эдуард Полетаев. В КНР серьезно задумались о качестве учащихся, когда поставили цель адаптации населения к рыночным условиям. Чтобы заинтересовать педагогов, в 1993 году был принят специальный закон об учителе. «В нем указывалось, что важно уделять особое внимание учителям, предоставлять им больше возможностей, улучшать служебные и бытовые условия», – пояснил политолог.
Кроме того, в 1995 году китайцы запустили проект «100 вузов навстречу XXI веку». Эти 100 вузов, получая дотации от государства, должны были стать одними из лучших в мире. В 2006 году изменили закон об обязательном образовании, руководствуясь концепцией «человек – корень всего». Таким образом, в Китае решили превратить свой недостаток – перенаселенность – в достоинство. «Мы видим, что Китай вышел на мировой рынок образовательных услуг, в этой стране учится много студентов из Казахстана и России. Китай после США и Великобритании занимает третье место в мире по числу обучающихся в стране студентов-иностранцев. Этот опыт можно использовать и на постсоветском пространстве», – резюмировал Эдуард Полетаев.
Но еще до создания концепций и отдельных законов некоторые вопросы реально решить точечно и только усилиями профильного министерства, считает руководитель алматинского офиса Института мировой экономики и политики при Фонде первого президента РК Аскар Нурша:
«Раньше учителя жаловались на избыточную отчетность. Министерство сократило отчетность по своей линии и ввело электронный документооборот. Оказалось, что много отчетов учителям приходится делать по линии акиматов, которые во взаимодействии со школами не перешли на электронную отчетность. Проблема еще и в том, что учителя низведены до статуса бюджетников. Мне кажется, что в Казахстане наряду с госслужбой необходимо создание гражданской службы. Учителя школ – люди «служивые», то есть состоят на службе общества и государства. Необходимо создать некую систему, учитывающую службу за выслугу лет, за уровень, за опыт, достижения по категориям их работы как гражданской службы. Педагог должен быть освобожден от посторонних функций палочки-выручалочки для акиматов. Они и на выборах задействованы, и полиции помогают, преподаватели вузов дежурят в общежитиях. Если акиматам так нужно, чтобы какие-то функции выполняла школа, давайте создадим системную занятость, введем в школе специальные должности, представители которых отдельно от учебного процесса будут выполнять соответствующие обязанности», – предложил Аскар Нурша.
Аманжол Смагулов
Поделиться: