Работа российских учителей в Кыргызстане: программу просят расширить и продолжить
Русский язык имеет статус официального языка в Кыргызстане. Однако, после развала Советского Союза уровень знания языка в республике стал снижаться.
Спустя 28 лет русский язык популярен в Чуйской области и двух городах республиканского значения – Бишкеке и Оше. В остальной части страны ситуация иная - большинство жителей регионов, в особенности южных областей, вообще не говорят на русском языке.
Причин несколько: во-первых, в селах нет языковой практики из-за отсутствия русскоговорящих людей. Во-вторых, в школах практически не преподается русский язык из-за отсутствия учителей. Тем временем, самая большая миграция из Кыргызстана в Россию идет именно из регионов.
Российская Федерация активно оказывает помощь в поддержке русского языка. В частности, речь идет об оснащении школ учебниками. Запущен уникальный проект в Оше, где в течение учебного года будут работать 17 учителей из России.
Начальник Ошского городского управления образования Авазбек Асанов рассказал в интервью StanRadar.com о реализации проекта, его первых результатах и планах на будущее.
- В Оше в течение одного учебного года будут работать 17 учителей из России. Как они устроились и обосновались в южной столице Кыргызстана?
- Да, действительно, в этом учебном году в Ош из России приехали 8 преподавателей русского языка и литературы, 7 учителей начальных классов и 2 учителя математики. Учителя русского языка и математики направлены для работы в школы с русским языком обучения, а учителя-русисты – в школы со смешанными языками обучения.
Это событие явилось для системы образования города отличным подспорьем для решения не только проблемы нехватки педагогических кадров, но и вопроса качества образования.
В Оше, как и во всей республике не хватает высококвалифицированных учителей. Особенно в школах с русским языком обучения. И этот проект для нас очень актуален и необходим.
Успешность данного проекта очевидна уже сейчас, хотя до окончания учебного года еще довольно много времени.
- Насколько этот проект оказался своевременным? Для чего, на ваш взгляд, учители из России были приглашены в Кыргызстан?
- Своевременность и актуальность этого проекта настолько очевидна, что доказывать это не стоит. Его успешность подтверждается и отзывами руководителей школ, и коллег прибывших из России учителей. Также очень много положительных отзывов родителей.
Наша система образования в настоящее время испытывает трудности с обеспечением образовательных учреждений высококвалифицированными педагогическими кадрами, особенно по таким предметам как русский язык и литература, математика, физика, география.
В школах с русским языком обучения катастрофически не хватает преподавателей начальной школы. А востребованность в обучении на русском языке остается по-прежнему высокой.
Вузы Кыргызстана пока не в состоянии полностью обеспечить школы специалистами указанных направлений, так как абитуриенты не желают поступать в педагогические вузы. Наше правительство, конечно же, принимает меры в решении проблемы, но требуется время. А пока ситуация такова, что собственными силами нам справиться трудно.
Данный проект оказался для нас не только своевременным, но и важным вкладом в развитие как культурно-гуманитарных связей, так и отношений стратегического партнёрства и сотрудничества между Российской Федерацией и Кыргызской Республикой.
Ежегодно увеличивается число выпускников школ Кыргызстана, желающих учиться в России, поэтому важность проекта неоспорима, и он весьма своевременен. На педагогов из России возлагается ответственная миссия - вместе со знаниями передавать молодому поколению Кыргызстана информацию о России, её истории, культуре, традициях. Быть не только учителем, но и полномочным представителем народной дипломатии, которая позволит ещё больше укрепить добрососедские отношения между государствами.
Мы надеемся с помощью данного гуманитарного проекта не только решить проблему нехватки кадров, но и, воспользовавшись случаем, обменяться педагогическим опытом, поучиться у наших российских коллег чему-то новому, улучшить с их помощью методическую работу в школах. Ведь к нам приехали опытные учителя с большим стажем работы. И все это в комплексе окажет положительное влияние на динамику роста качества образования в школах Оша. Тем более, если этот проект продолжится и на следующий год к нам направят больше российских учителей.
Вижу еще одно положительное влияние проекта: деятельность российских педагогов приведет к повышению уровня владения русским языком у местных школьников. Да и сам факт такого тесного сотрудничества между педагогами двух братских государств подразумевает успех.
- Делятся ли приехавшие учителя опытом с кыргызстанскими коллегами?
- Конечно. Я считаю, что пока есть такая возможность, необходимо проводить работу по обмену опытом.
Учителя из России проводят открытые уроки, совместные мероприятия, семинары, мастер-классы с целью продвижения русского языка, сохранения его коммуникативных позиций. Оказывают учителям местных школ методическую поддержку, информируют о современных инновационных педагогических технологиях, которые успешно прошли апробацию в российских школах и способствуют повышению качества образования.
Нам есть чему поучиться у российских коллег, и без ложной скромности могу сказать, что и наши учителя тоже могут поделиться своим педагогическим опытом. Ведь специфика наших школ отличается тем, что школьники в большинстве своем не являются носителями русского языка, но, тем не менее, они неплохо им владеют. А в некоторых школах России в настоящее время обучается довольно большое количество детей трудовых мигрантов. И в этом направлении российские коллеги тоже могут получить большой опыт.
- Чем учителя заняты сейчас?
- Преподают. Работают. Обучают наших детей. Делятся опытом с коллегами. Проводят семинары. Думаю, что период адаптации уже прошел. Ведь любой хороший учитель быстро привыкает к новым условиям – это особенность педагогов: раз погрузившись в школьную жизнь, сразу уловить повседневной ритм и влиться в общее течение уроков, подготовки к ним, проверки тетрадей, общения со школьниками, с коллегами, родителями, и так до конца учебного года.
- Какую роль учителя из России играют в образовании детей?
- Очень важную. Я уже упоминал об одном немаловажном факте и хочу повториться: речь идет о повышении уровня владения школьниками русским языком и наравне с этим - уровня образования в целом.
- Считаете ли Вы нужным продлить проект и пригласить еще учителей в Ош?
- Ответ на этот вопрос очевиден и однозначен: проект нужно обязательно продолжить. И не только продолжить, но и обязательно расширить. Пригласить учителей и по другим предметам: физике, химии, больше учителей математики.
Конечно, совместно с руководителями проекта мы еще будем подводить итоги в конце учебного года. Поговорим об особенностях процесса обучения, о том, какие чувства испытывают наши российские коллеги, выполняя свою миссию в Оше, как их воспринимают дети и родители и какие результаты приносит такая форма гуманитарного международного сотрудничества. Уже сейчас можно сказать, что трудно переоценить важность данного проекта.
Пользуясь случаем, выражаю огромную признательность депутату Жогорку Кенеша Азамату Абдуллажановичу Арапбаеву в осуществлении вышеуказанного гуманитарного проекта.
Всем направленным российским учителям предоставлены: благоустроенное жилье с выплатой расходов за коммунальные услуги, оплачены транспортные расходы по проезду (авиаперелет) российских преподавателей до места выполнения работ в Кыргызстане, медицинское обслуживание российских преподавателей, оказана единовременная помощь в размере 5 000 сомов на приобретение постельных принадлежностей и предметов личной гигиены. С личным участием Азамат Абдуллажановича данный проект стал реально осуществим. Стоит отметить его гражданскую позицию на деле, как настоящего патриота страны, заботящегося о будущем государства.
Хочется выразить огромную благодарность еще раз правительству Российской Федерации, Министерству просвещения России и Федеральному государственному бюджетному общеобразовательному учреждению «Международный центр образования «Интердом» имени Е. Д. Стасовой» за этот своевременный гуманитарный проект.
Поделиться: