Процессы политизации ислама в Кыргызской Республике

Дата:
Процессы политизации ислама в Кыргызской Республике

ИАЦ МГУ публикует эссе участников международной медиашколы "МедИАЦия", которая прошла в г. Москва с 25 по 30 августа 2019г.

Кыргызстан советского и постсоветского периодов характеризуется традиционным обществом, в котором многовековые традиции и обычаи в общественной жизни играли доминирующую роль. И одним из важнейших национальным обычаем стал т.н. «народный ислам», сформированный за время существования СССР. Развал СССР способствовал оживлению религиозного сознания всех слоев кыргызского общества.На сегодняшний день, в Кыргызстане более 85% населения относят себя к мусульманам. После развала СССР, в республике началось массовое строительство мечетей, возникли новые религиозные течения. Сейчас в республике действует ДУМК (Духовное управление мусульман Кыргызстана), 9 казыятов (территориальные структуры ДУМК), 2239 мечетей, 74 других исламских объединений, 10 исламских высших учебных заведений, 89 медресе[1], большая часть которых была построена за счет зарубежных спонсоров. Также, в Кыргызстане в единственной из стран СНГ есть молельная комната в Жогорку Кенеш (Парламенте) Республики. После открытия молельной комнаты в стенах Парламента, во многих других государственных и муниципальных организациях открылись молельные комнаты[2]. Исламскую риторику используют в своих программах многие политические партии[3]на выборах различных уровней, вплоть до всеобщих республиканских в Парламент республики. С момента получения независимости в Кыргызстане активную миссионерскую деятельность ведут, в особенности среди молодежи, исламские организации из арабских государств, Турции и Пакистана[4]. Фактически, после развала СССР ислам в республике стал занимать освободившееся место после крушения коммунистической идеологии. Использование исламских атрибутов, канонов стало повсеместным в повседневной жизни страны.

В последнее время, власти страны стали понимать исходящее от излишней политизации ислама угрозы, на это в том числе указывал, и бывший президент республики, А. Атамбаев в 2014 г.: «Я хочу обратиться к отдельным молдо (имамы), политикам и сказать следующее: «Не принуждайте кыргызский народ к таким шагам. Не навязывайте кыргызскому народу чужую одежду, язык, традиции! Если вам не нравится кыргызский народ, его земля, никто не против, чтобы вы жили в той стране, среди того народа, который вам нравится»[5].Однако, как указывают многие эксперты, власти обратили на наличие острой проблемы религиозного экстремизма, только после того как политизированный ислам, радикальный ислам стал реально угрожать национальной безопасности Кыргызской Республики (участие и возвращение домой граждан Кыргызстана в войне на стороне ИГИЛ, соседство с нестабильным Афганистаном и т.п.). 

 



[1]Религиозный радикализм в Кыргызстане: причины, проявления и вероятные сценарии развития, по данным интервью директора Научно-исследовательского института исламоведения Маметбека Мырзабаева – Элек. ресурс http://namba.kg/news/read.php?id=3749152

[2]По данным сайта Центральноазиатского информационного портала «News-Asia». Элек. ресурс - http://www.news-asia.ru/view/t/1222?print

[3]Исламский фактор и выборы. Цыплят по осени считают. По данным Радио Азаттык. Электр. ресурс - https://rus.azattyk.org/a/26971434.html

[4]Князев А. Афганистан как источник религиозного экстремизма и терроризма: год 2000. // Центральная Азия и Кавказ. Стокгольм, 2000 г., Электр. ресурс - https://www.ca-c.org/journal/2000/journal_rus/cac11_2000/10.kniaz.shtml

[5]«Атамбаев: «Радикальная исламизация угрожает кыргызской самобытности», по данным ИА kloop.kg. Электр. ресурс - https://kloop.kg/blog/2014/11/03/atambaev-radikalnaya-islamizatsiya-ugrozhaet-kyrgyzskoj-samobytnost...



Автор: Павел Воробьев

Поделиться:

Дата: