Принцип аборигенов Евразии: все свое ношу с собой! Часть 1

Дата:
Принцип аборигенов Евразии: все свое ношу с собой! Часть 1

Когда мы говорим о национальных брендах нашей страны, то лично мне на ум сразу приходит облик исконного жилища номадов – древней по происхождению, но очень практичной и в современной жизни юрты. Ведь если где-то сборно-мобильные шатры покорителей диких просторов Евразии уже экзотика либо замануха для туристов или даже музейный экспонат, то в Кыргызстане тысячи людей и ныне активно используют эти переносные дома, доставшиеся в наследство от предков.

50 оттенков серого

На предстоящих в сентябре сего года III Всемирных играх кочевников, которые традиционно пройдут в Иссык-Кульской области, гости фестиваля вновь увидят конструкторское чудо коренных жителей степей и гор Ала-Тоо. Даже штабы экстренных и чрезвычайных служб, специальных и правоохранительных органов, медпункты, точки щедрого общепита, радушный пресс-центр для СМИ и другие локации - все будут располагаться в отдельных юртах.

Кстати, у кыргызов общеупотребительный термин «юрта» не прижился. Мобильные жилища испокон веков именовались просто – боз уй, то есть буквально «серый дом», ибо оперативно собираемые и перевозимые куда надо дома покрывались простыми кусками некрашеного войлока естественного, эдакого мышиного цвета. Это только бай-манапы разные, дикокаменные нувориши могли себе позволить украсить жилища в своих стоянках узорчато-цветастыми вариантами, диковинными орнаментами. Остальные, а их подавляющее большинство, довольствовались многочисленными оттенками серого. А то и закопчено-черного, это уже у совсем обездоленных… 


На фото: В прежние времена только богачи могли себе позволить такие высокие и нарядные юрты. 

Ну, а само слово «юрта», как считают исследователи, происходит от тюркского понятия jurt, в широком смысле означающего народ, близких, родовую землю, Отечество. Вспомните хотя бы известную в Кыргызстане партию «Ата-Журт».

Исконное жилище животноводов Тянь-Шаня имело такое большое значение в кочевой культуре пращуров, что, даже возводя надмогильные сооружения – гумбезы, - кыргызы нередко придавали им форму юрты, чтобы душа и тело покойного чувствовали себя комфортно и в «загробном мире». 

А центральная, связующая часть любой юрты, крестообразное отверстие в куполе, именуемое тюндюк, лишь для несведущих просто дымоход или импровизированное «окно» для света и проветривания помещения. Для кыргызов же это чуть ли не символ Вселенной, сакральное средоточие жизни кочевого народа, олицетворение духовных скреп и прочности дома, элемент единства Земли и Неба. Поэтому вполне закономерно, что золотой тюндюк в центре вечного Солнца стал украшением государственного флага Кыргызстана.


Фото Вячеслава Оселедко

Дом, которому не нужны ни кирпич, ни бетон 

В условиях неугомонного житья-бытья кыргызских племен внешне примитивная по сути юрта целые столетия была господствующим, буквально - незаменимым типом жилья. 

Согласитесь, устройство компактное (чтобы перевезти сборный дом достаточно навьючить пару-тройку лошадок или яков); юрта легко сгружается и собирается в любом удобном месте (общипали овечки травку на одном пастбище - тут же собрал скарб и через пару дней уже в другом благодатном краю пасешь отару); боз уй благодаря сферической форме не боится летних ураганов и зимних буранов (из-за своеобразной «аэродинамики» буйные ветры попросту огибают по окружности выпуклые стены); юрта по сравнению со стационарными зданиями, конечно же, гораздо легче, состоит почти целиком из деревянных деталей и весит примерно 400 кг. 

Важно и то, что решетчатые стены крепко держат весь каркас, при этом при сейсмовстряске способны за счет подвижности сцеплений и завязок гасить опасные колебания. Потому и землетрясения обитателям юрты не страшны, к тому же, там и падать сверху на головы особо нечему!

Чтобы изготовить войлок для покрытия юрты, требуется состричь шерсть примерно с 25 овец, что вполне осуществимо собрать даже за один летний сезон кочевки. А срок службы юрты – не менее четверти века, достаточно, дабы вырастить в ее стенах зрелое поколение наследников, будущих хранителей и защитников коллективного хозяйства от набегов лиходеев.

Дом номада вообще был универсальной моделью: в зависимости от обстоятельств из одних и тех же деталей можно было компоновать юрты обычные, парадные или походные.

Ну, и конечно, немаловажно то, что юрта дешева по себестоимости за счет доступности «строительного» материала. В окружающей природе компоненты были везде: в лес зашел, жердей настругал, войлок навалял, домик собрал – и готово! Не нужна тяжелая арматура, ни цемент с хрупким стеклом, ни керамическая плитка с металлопластиком, ни черепица с гипсокартоном. Все необходимое – в шаговой близости. Ясен перец, что при таком раскладе проблемы передачи наследства в виде недвижимости даже не было и пресловутого квартирного вопроса со спорами не возникало. Захотел собственную жилплощадь – пожалуйста, собирай юрту любого размера и кочуй с ней, где хочешь, без всякой прописки и оплаты услуг ЖКХ!


Фото Вячеслава Оселедко

Собрал пожитки, свернул юрту - и ищи ветра в поле! 

Кстати, возможность оперативно сворачиваться, буквально за пару часов разбирать юрту подчистую, вьючить ее и мобильно уходить со стоянки в безопасное место сыграла ключевую роль в самом сохранении нации как таковой! 

Различные древние источники указывают, что при любой внешней угрозе со стороны потенциальных оккупантов, если силы были неравны, а поражение осаждаемых неминуемо, жители кыргызских стойбищ предпочитали даже не ввязываться в бой и, избегая риска кровопролития, тут же дружно снимались с насиженного места и просто уходили единым караваном повыше в горы. Там, в труднодоступных для врага ущельях, они без проблем пережидали смутное время, благо, основа благополучия – скот - был всегда под рукой, а это и молоко, и мясо. И возвращались они в родные угодья лишь тогда, когда супостаты, увидев, что завоевывать здесь, в принципе, некого и брать в качестве трофеев тоже нечего (ведь у скотоводов даже земель освоенных не было, не то что злата-серебра), уходили в итоге несолоно хлебавши…

Если бы не такие маневры, позволявшие спастись от агрессоров, то кто знает, возможно, народ поработили бы могущественные соседи, ассимилировали, и растворились бы тогда кыргызы, исчезли, как сотни других древних этносов, чему история знает массу примеров. Поэтому юрту, служившую кочевникам надежным кровом, походным убежищем, можно считать одним из главных факторов того, что целый народ сумел уцелеть под натиском завоеваний.

Учитывайте также, что юрта – всесезонный вариант. Вот что писал в XIX веке знаменитый российский натуралист и географ Николай Пржевальский (1839-1888 гг.), сумевший исследовать самые потаенные уголки Азии: «Юрту можно быстро разбирать и переносить в другое место, в то же время она служит достаточной защитой от холода, зноя и непогоды. Действительно, в юрте, в то время, когда горит огонь, довольно тепло, даже в самый сильный мороз... летом войлочная оболочка такого жилища отлично защищает от жары и дождей, хотя бы самых проливных».


На фото: Изображения складных жилищ кочевников украсили несколько выпусков почтовых марок Кыргызстана.

В общем, говоря современным языком, юрта – это низкобюджетный, но весьма энергоэффективный, ресурсо-экономный, многофункциональный, легкотранспортируемый и экологичный дом-трансформер, легко адаптируемый к различным условиям.

«Это очень искусный образец!» - говорил венецианский купец 

Но является ли юрта чистым эксклюзивом наших пращуров? Ведь люди давным-давно пользовались всякими разборно-переносными кибитками. Среди них, например, чумы и яранги оленеводов и рыбаков Заполярья, крытые шкурами диких животных шалаши лесных племен Сибири или вигвамы североамериканских индейцев. 

Большинство экспертов относит время появления юрты к середине I тысячелетию н. э. С той поры юрта прошла длинный эволюционный путь, активно распространившись среди кочевников от окраин Азии до Восточной Европы. Постепенно она с успехом вытеснила другие виды мобильного жилища, став одним из важнейших достижений материальной культуры различных сообществ вечно колобродящих охотников, воинов и скотоводов. 

Ключевым моментом в эпопее юрты было изобретение в III - VII веках н.э. складывающегося и разборного на звенья остова стен. Это новаторское решение ученые считают основным в процессе создания классического типа юрты, благодаря чему у юрты увеличилась полезная площадь, а вес конструкции уменьшился, так как стены шли уже не массивным сплошняком, а ажурной сеткой.

Различные изображения компонентов юрты сохранились, к примеру, на погребальных статуэтках из Северного Китая, датируемых началом VI века. Эти статуэтки изображают навьюченных верблюдов, где ясно различимы сложенные жерди купола и верхний обод юрты.

Богатый иконографический материал, характеризующий развитие юрты с XIII в., содержится в среднеазиатских, иранских, турецких миниатюрах и произведениях изобразительного искусства из Поднебесной. 

«Их шатры состоят из жердей, покрытых войлоком, они совсем круглые и сделаны так искусно, что их складывают в связку и легко могут перевозить с собой», – такие наблюдения оставил в конце XIII века прославленный итальянский вояжер и венецианский купец Марко Поло (1254-1324 гг.)


На фото: В таких вот циклопического размера походных шатрах (они были реконструированы современными учеными благодаря археологическим находкам близ Каракорума) передвигались по необъятным просторам дикой Евразии орды монголов, став в итоге одной из важных составных частей кыргызского этноса… 

Под вуалью великих грез и скрип исполинских колес… 

Но здесь надо отметить, что помимо всем известных юрт, напоминающих чем-то моделируемые наборы Lego, в средневековье по необъятным просторам центральноазиатских степей передвигались также другие жилые объекты, чем-то схожие с нынешними автокэмперами и travel trailers. Это были гигантские, мощные, надежно защищенные от нападения домины, установленные на колесные платформы и предназначенные для длительных перекочевок без разбора юрты. Такие мега-телеги, которые тянули десятки волов, поражали воображение и западных, и восточных современников. 

Известный фламандский монах-францисканец и дипломат Гильом де Рубрук, который по поручению короля Людовика IX совершил в XIII веке путешествие в ставку хана Бату (Батый - внук Чингисхана и правитель Золотой Орды), сообщает, что «у полководца Бату 26 жен, у каждой из которых имеется по большому дому на колесах, не считая других маленьких повозок, которые они ставят сзади большого, они служат как бы комнатами, в которых живут девушки, и к каждому из этих домов примыкает по 200 повозок».

Обнаруженные при раскопках монгольского города Каракорум огромные железные втулки к осям описываемых повозок-фургонов позволили ученым выяснить, что расстояние между их массивными колесами составляло более 6 метров, и тянуть каждый «трейлер» должны были не менее 22 быков!

Кстати, разведчик короля Гильом де Рубрук, пробираясь сквозь дебри к границам монгольской империи, по ходу описал и местности нашего региона. В частности, бассейн Сырдарьи, образуемый рекой Нарын, а в ноябре 1253 года он достиг и долины реки Талас.

А вот что отмечал по данному поводу в начале XVI века в своих «Записках бухарского гостя» Абу-аль-Фазлаллах ибн Рузбихан (персидский богослов и историограф): «... я много удивлялся необычайному строению домов, которые будто воздвигли в воздушном пространстве. Какие преогромные шатры я увидел, поставленные на колеса! Узрел я обширные дома с окошками, прикрытыми войлочными занавесками, очень красивыми и искусными. Около жилищ всех султанов и эмиров я также видел подобные большие шатры и подвижные дома... что вся ставка наполнена этими превосходными... домами, так что разум поражается и кружится голова от красоты, мастерства и изящества».


На фото: Памятник на площади Победы в Бишкеке неслучайно сделан в виде эскиза юрты. Вверху – тюндюк в обрамлении венка победы, внизу – Вечный огонь, олицетворяющий собой домашний очаг, а в центре – фигура матери, ожидающей под пологом юрты мужчину с фронта, держа в руке чашку с водой, которой, по обычаю, встречали родных после долгой разлуки…   

P.S. Понятно, что в одной этой статье невозможно описать все аспекты такого удивительного явления, как юрта. Поэтому окончание нашего своеобразного этнографического исследования читайте во второй части. До встречи!

Азиз Карашев

Источник

Фото автора и WWW

Поделиться:

Дата: