Полный текст выступления Токаева на V заседании Национального совета общественного доверия

Дата:
Полный текст выступления Токаева на V заседании Национального совета общественного доверия

Я, как и все вы, тяжело воспринял печальную весть об уходе из жизни Михаила Дорофеева – нашего коллеги по Совету. Это была большая потеря для всех нас. Он внес значимую лепту в становление казахстанской журналистики и повышение конкурентоспособности информационного пространства страны. Еще раз выражаю соболезнования его родным и близким.

Уважаемые члены Совета!

В текущих непростых условиях мы последовательно реализуем Стратегию модернизации страны. Наши приоритеты неизменны. Это повышение качества жизни всех граждан и укрепление человеческого потенциала нации, построение справедливого общества и эффективного государства.

На предыдущем заседании Совета я объявил, что год 30-летия Независимости пройдет под знаком экономических и политических реформ, развития образования и здравоохранения, цифровизации, защиты прав людей, решения экологических проблем.

Национальным советом проработано несколько блоков конкретных мер и инициатив, по которым я хочу высказать свою позицию.

Одним из главных конкурентных преимуществ Казахстана на глобальном уровне всегда были богатые углеводородные ресурсы.

Между тем, мир вступил в фазу «большого энергетического перехода».

Парадигма экономического развития, основанная на традиционных источниках энергии, безвозвратно уходит в прошлое. Поэтому, наряду с мерами по диверсификации экономики и снижению ее энергоемкости, важно последовательно двигаться в сторону «зеленых» технологий.

Не создав благоприятные условия для развития альтернативной энергетики, мы рискуем безнадежно отстать от мирового прогресса. Медлить в данном вопросе нельзя. Сам я придаю особое значение развитию альтернативной энергетики. Это критически важная сфера, которая будет определять будущее Казахстана.

В нашей стране действует Закон «О поддержке использования возобновляемых источников энергии» (воды, ветра, солнца) , принятый в июле 2009 года. Однако он не регламентирует производство и использование всех альтернативных источников энергии. В том числе таких, как водород, промышленные газы, газ метан угольных пластов, биотопливо, твердые бытовые отходы.

В целом принципы и меры государственной политики в такой стратегически важной сфере остаются неопределенными. Об этом на прошлом заседании Национального совета говорил Арман Кашкинбеков.

Поэтому требуется разработать новый закон по вопросам развития альтернативной энергетики. В нем следует отразить подходы и нормы регулирования не только возобновляемых, но и всех альтернативных источников энергии.

Поручаю Правительству подготовить соответствующий законопроект и внести его на рассмотрение в Парламент.

ТРЕТИЙ БЛОК . Формирование инклюзивной общественной среды.

Системная поддержка лиц с инвалидностью характерна для прогрессивных и социально ответственных государств. Нам необходимо на постоянной основе улучшать работу в этом направлении.

В Казахстане растет количество детей с особыми образовательными потребностями. При этом действующие нормы по функционированию подобных специализированных организаций устарели.

Чтобы пройти обследование, дети вынуждены полгода ждать своей очереди. После чего им требуется всесторонняя комплексная реабилитация. Соответствующих учреждений для этого не хватает. Поэтому нужно обновить нормативы в данной сфере с учетом специфики регионов и современных стандартов.

Сегодня одна психолого-медицинско-педагогическая комиссия охватывает 60 тысяч детей. Для повышения эффективности их работы этот норматив необходимо снизить до 50 тысяч детей. Конечно, это потребует выделения дополнительных ресурсов, но важно, что нуждающиеся в профессиональной помощи дети смогут получать более качественные услуги.

Следует также ввести государственный образовательный заказ на специальную психолого-педагогическую поддержку ребят с особыми потребностями. Это позволит без больших бюджетных расходов значительно увеличить охват детей этими услугами.

В целом Правительству нужно взять на особый контроль межведомственное взаимодействие трех профильных министерств – образования и науки; здравоохранения; труда и социальной защиты населения .

Требуется обеспечить качественное исполнение специальной дорожной карты, рассчитанной на 2021-2023 годы.

Необходимо улучшить скрининг детей раннего возраста, усилить деятельность социальных служб при организациях первичной медико-санитарной помощи.

Уполномоченным органам предстоит составить понятный алгоритм действий в виде единого маршрута для ребенка с особыми потребностями и его семьи. С учетом имеющихся в регионах специальных учреждений в нем должны быть предусмотрены все оказываемые государством услуги, начиная с момента рождения ребенка.

Министерству образования и науки следует проводить более акцентированную работу в части реализации прав особых детей на образование.

Уверен, все эти меры будут способствовать полноценной реализации потенциала детей с особыми потребностями.

Актуален также вопрос обеспечения физического доступа для лиц с инвалидностью на объекты жилой, социальной и транспортной инфраструктуры.

Несмотря на определенный прогресс, у нас все еще имеются большие проблемы в данной сфере.

В частности, строительные нормы и правила были приведены к международным стандартам доступности в 2015 году.

Однако до сих пор отсутствуют критерии оценки доступности объектов, спроектированных и сданных в эксплуатацию до 2015 года.

Мы даже ввели административную ответственность за несоблюдение условий доступности, но действующие стандарты продолжают повсеместно нарушаться.

На практике маломобильные граждане не всегда имеют элементарную возможность самостоятельно покинуть свой дом и выйти на улицу. Не говоря уже о том, чтобы добраться до какого-либо объекта и передвигаться в нем. Эту тревожную и неприемлемую ситуацию необходимо кардинально менять.

Нужно срочно принять действенные нормативные правовые акты для обеспечения безбарьерного доступа лиц с ограниченными возможностями к востребованным объектам по принципу «от порога до порога».

В этой связи местным исполнительным органам следует разработать Список или Карту востребованных объектов.

Она должна включать все наиболее посещаемые организации – центры обслуживания населения, медицинские, образовательные и другие учреждения.

На её базе акимы приведут эти объекты в полное соответствие с требованиями. Конкретных и системных улучшений в данной сфере ждут тысячи наших соотечественников.

Передовые международные стандарты должны распространяться на всю сферу защиты прав человека в нашей стране.

Полноценным инструментом оценки качества реализации прав человека являются индикаторы их соблюдения.

В текущей мировой практике существуют 14 глобальных индикаторов, разработанных Управлением Верховного комиссара Организации Объединенных Наций по правам человека. Предлагаю на их основе начать поэтапное внедрение Национальных индикаторов оценки соблюдения прав человека.

Считаю, что такой шаг усилит проводимую государственную политику в этой сфере.

Острейшей социальной проблемой является бытовое насилие в отношении женщин.

Ежегодно в нашей стране регистрируется более 2,5 тысячи преступлений против женщин, в том числе с летальными исходами.

Насилие против женщин лишает их полноценного участия в жизни общества и оказывает негативное влияние на институт семьи. Решение этого наболевшего вопроса возможно только общими усилиями госорганов и неправительственных организаций.

При этом ключевая роль здесь отводится специальным подразделениям министерства внутренних дел по защите женщин и детей от насилия, созданным еще в 1999 году. Они должны быть эффективным звеном взаимодействия полиции с гражданским обществом.

Однако в свое время их штатная численность была сокращена почти наполовину, причем в тех регионах, где наиболее часто фиксируются факты бытового насилия. Эту проблему на площадке Совета поднимала социолог Гульмира Илеуова.

Поручаю министерству внутренних дел по возможности восстановить штат спецподразделений по защите женщин и детей от насилия.

В этой связи отмечу инициативу Айгуль Орынбек. Она предложила ввести специализацию женщин-следователей по насильственным преступлениям, совершенным против женщин и детей. Это позволит не допускать факты предвзятого и нетактичного отношения к потерпевшим.

Рахим Ошакбаев передал мне письмо-обращение видных юристов и общественных деятелей с просьбой законодательно ужесточить наказание за семейно-бытовое насилие. Эту интересную инициативу следует широко обсудить и возможно мы примем соответствующие меры в законодательном порядке.

Следующий важный вопрос – обеспечение прав человека в пенитенциарных учреждениях и служебных помещениях полиции.

Практика показывает, что действующая система видеонаблюдения не в полной мере обеспечивает мониторинг происходящего в стенах этих заведений.

Многие места в них все еще остаются вне поля зрения.

Нужно пересмотреть концепцию видеоконтроля деятельности правоохранительных органов, особенно в части устранения факторов, способствующих укрытию противоправных действий.

Именно поэтому в своем Послании я поручил внедрить систему видеонаблюдения, которая должна охватить все «невидимые» участки.

Теперь для достижения поставленной цели министерству внутренних дел совместно с заинтересованными госорганами и правозащитниками нужно разработать План конкретных действий. Причем речь идет не только о контроле действий сотрудников правоохранительных органов, но и заключенных. Поскольку мы знаем, что они используют практику провокационных действий в адрес сотрудников правоохранительных органов. То есть контроль будет обоюдный, и, самое главное, будет обеспечена прозрачность. В результате мы сможем принимать соответствующие решения. Будет ясна вся картина.

В рамках этого проекта активную работу проводит Жемис Турмагамбетова.

Мы должны получить четкую картину того, где и как содержатся задержанные, подозреваемые и осужденные, какие меры в отношении них принимают представители правопорядка.

* * *

Строительство правового государства невозможно без сильной и независимой адвокатуры.

Эффективность госаппарата в значительной степени связана с созданием возможностей для профессиональной защиты прав и интересов граждан и предприятий.

От этого также зависит уровень предпринимательской и инвестиционной активности в стране.

Поэтому роль адвоката здесь сложно переоценить.

В рамках Национального совета адвокатская проблематика неоднократно поднималась Айман Умаровой.

Многие инициативы членов Совета нашли отражение в законопроекте «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам адвокатской деятельности и юридической помощи».

В частности, можно отметить предложение по исключению нормы о пожизненном лишении адвокатов лицензии за проступки, связанные с несоблюдением профессиональной этики, принципов оказания юридической помощи.

Отдельного внимания заслуживают новеллы по повышению состязательности сторон, обеспечению равенства прокурора и адвоката в судебном процессе.

Прошу парламентариев при рассмотрении данного законопроекта принять во внимание предложения членов Национального совета.

Казахстан относится к многочисленной группе стран, где запрещено двойное гражданство.

Соответствующая норма есть в нашей Конституции.

Однако в последнее время мы все чаще фиксируем факты наличия двойного гражданства даже у государственных служащих. Это недопустимо по понятным причинам.

Данная проблема очень серьезная, поскольку касается национальной безопасности. Нужно пресекать подобные факты.

В прошлом году в своем Послании я дал поручение увольнять с занимаемых должностей государственных служащих, руководителей квазигосударственных организаций в случае выявления у них двойного гражданства.

Прошу Правительство и Агентство по делам государственной службы доложить о результатах проделанной работы.

По всей видимости, требуется еще более ужесточить ответственность за такие нарушения.

Формирование эффективных вертикальных связей между государством и обществом – одна из важнейших задач Национального совета.

Наряду с этим его миссией является и выстраивание конструктивного горизонтального диалога между различными общественными группами, лидерами мнений.

К сожалению, сегодня мы наблюдаем снижение качественного уровня общественной дискуссии.

Нередки ситуации, когда те или иные деятели в погоне за «хайпом» будоражат и вводят в заблуждение граждан ничем не подкрепленными и откровенно популистскими заявлениями.

Яркий пример – деструктивная позиция так называемых антиваксеров.

Настораживает непримиримость взглядов, однобокость подходов в обсуждении различных социально значимых вопросов.

Все это ведет к дезориентации общества, формирует атмосферу недоверия друг к другу и, в конечном счете, тормозит прогресс нации.

Недопустимо, чтобы такие негативные проявления стали доминирующей тенденцией.

Общественная деятельность – это высокая миссия, но в тоже время это и высокая ответственность, прежде всего, перед согражданами.

Очень важно понимать последствия своих слов и действий.

Задача Национального совета - способствовать формированию гармоничной общественной среды, укоренению норм цивилизованного диалога.

Вы должны задавать тон в этом вопросе.

Источник: Акорда

Поделиться:

Дата: