Подзабытый культ узбекского хан-атласа

Дата:
Автор: Гузель Куртвелиева
Подзабытый культ узбекского хан-атласа

«В незапамятные времена один из правителей Маргилана решил жениться в пятый раз. Его выбор пал на юную дочь одного бедного ткача. Расстроившись, отец девушки бросился в ноги старому хану, моля его отступиться от девушки. Хан ответил, что исполнит просьбу бедняка, если он к следующему утру создаст нечто такое необыкновенное, что заставит хана забыть о красоте девушки. Опечаленный ткач сидел на берегу арыка, не зная, что ему дальше делать. И вдруг — увидел в воде отражение облаков, окрашенных, после прошедшего дождя, во все цвета радуги. «О, небо, благодарю тебя за идею!», — воскликнул он и побежал домой, чтобы немедленно приняться за работу.

Наутро он соткал необычайную ткань по образу увиденного – легкую и воздушную словно облако, прохладную, как чистый горный воздух, и переливающуюся всеми цветами радуги. Когда мастер принес эту необыкновенную ткань хану, тот был потрясен ее волшебной красотой «Как ты это сделал?» – спросил он у ткача. На что ткач ответил: «Я взял зелень листвы, омытой дождем, добавил цвет лепестков тюльпанов, румянец зари, синь ночного неба, блики солнца на быстротекущей воде арыка, блеск глаз моей любимой дочки и все смешал». Необыкновенную ткань назвали «хан-атлас» («ханский шелк»), а дочку ткача хан отдал в жены своему любимому сыну.

Неотъемлемая часть узбекской традиции

Радужная шелковая ткань стала культурным достоянием и неотъемлемой частью узбекских традиций. Национальная узбекская одежда невозможна без хан-атласа.

Раньше одежду из такой ткани могли позволить только богачи, за что ее прозвали «царской тканью».

Есть семьи, в которых на протяжении веков передается мастерство ткачества и техника окрашивания тканей от старшего поколения к младшему. Так хранятся секреты изготовления традиционной национальной ткани.

Постепенно хан-атлас стал завоевывать сердца людей и в Европейских странах. В промышленную эпоху такую ткань стали производить фабричным способом, но основная работа на фабрике остается выполненной вручную.

Маргилан фабрика шелка

Самой известной фабрикой производства шелка и изготовления хан-атласа является «Ёдгорлик», а находится она в небольшом городе Маргилане в Ферганской области. Этот город стал настоящим центром шелковых тканей высочайшего качества. Здесь производство шелка поставлено на поток. Метр атласа создают 2,5 месяца, 22 технологическими операциями и 70% ручным трудом. Например, если один метр ткани имеет четыре вида краски, значит четыре раза эта работа идет в красильный цех и обратно вручную заматывается и разматывается.

Магию восточных тканей создает мастер-авербандщик. Он размельчает рисунок на шелковых нитях и чем мельче узор, тем сложнее и искуснее его работа. Когда набрасывается рисунок, определяется место красок: красный, желтый, розовый, зеленый. Атлас испокон веков старались выпускать, чтобы он был семицветным, то есть всех цветов радуги. Бывают и трех, и четырех, и пяти цветов. Сейчас это зависит от моды и спроса на определенный цвет. Как правило, в изготовлении хан-атласа используют натуральные красители: гранатовые корки, марена, вытяжки из корней плодов и листьев растений, луковая шелуха и др.

Так почему же роскошный культ атласа позабылся на своей Родине?

В последние годы в Узбекистане значительное внимание придаётся хиджабу или никабу.

Окунёмся немного в историю платка в целом…

Доисламская традиция ношения платков

Женщины разных евразийских культур носили платки на голове задолго до появления ислама. Самые ранние найденные статуэтки, изображающие жриц с покрытой головой, датируются 2500 г. до н. э. Знатные женщины в древней Месопотамии, а также в Византии, Греции и Персии носили вуаль как знак респектабельности и высокого статуса.

Смешение населения привело к сближению культурных традиций греческой, персидской и месопотамской империй и семитских народов Ближнего Востока. Возможно, что завуалирование и уединение женщин утвердились среди евреев и христиан, прежде чем распространиться на городских арабов высших классов и, в конечном счете, среди городских масс. В сельской местности было принято обычно покрывать волосы, но не лицо.

Да, ношение хиджаба есть покорность воле Аллаха, и поэтому может считаться актом поклонения. В основе всех актов поклонения Всевышнему должно лежать искреннее намерение. Единственная причина, по которой мусульманка носит хиджаб – это стремление к довольству Аллаха и покорность ему, а как быть с паранджой? Ношение паранджи распространено в Средней Азии и Афганистане. Ношение подобной одежды, скрывающей лицо, практикуется по разным причинам, среди которых местные, я подчёркиваю местные обычаи и традиции, защита от песка, пыли, яркого света.

Возвращаясь к Узбекистану, по многочисленным обращениям родителей, а также учащихся к Шерзоду Шерматову, было разрешено носить в порядке исключения белый платок. Принимая во внимание наши национальные ценности. Но в разрешении Шерзод Шерматов чётко подчеркнул:

«Не подумайте, что завтра все должны приходить в школу в таком виде. Если ученица ходит в свободной форме, не заставляйте ее носить платок», — добавил министр народного образования». 

Хан-атлас как элемент роскоши в Европейской моде

Хан-атлас стали использовать именитые дизайнеры и модельеры со всего мира. Так, Джорджо Армани, Гуччи, Оскар де ла Рента добавляли в свои коллекции мотивы хан-атласа, что придает каждому наряду элемент роскоши со Среднего Востока, так почему мы перестали носить своё национальное достояние?

Как автор данной статьи я не преследую цели пропаганды, или призыва ношения только атласа, принижая и ставя на заднюю планку культ хиджаба с никабом. Моя цель напомнить женскому полу Узбекистана о красоте, уникальности цвета, узоров, материала нашей национальной одежды, которая славится даже на подиумах ведущих брендов.   


Источник: Nuz.uz

Поделиться:

Автор: Гузель Куртвелиева
Дата: