Подиум великой степи: за что били джигитов — традиция кыз ?уу

Дата:
Подиум великой степи: за что били джигитов — традиция кыз ?уу

Количество казахских народных игр неизвестно, никто не считал. Но точно можно сказать, что казахские девушки были если не главными персонажами многих из них, то активными участниками. И даже тех, в которых требовались демонстрация силы, ловкости и воинского умения. Такой феномен объясняется тем, что в степи жизнь была далеко не мирной, приходилось защищаться с оружием в руках. И женщины не стояли в стороне. Греческий историк Геродот, прозванный «отцом истории», писал о далеких предках казахов, что сакские

девушки должны были убить хотя бы одного врага, иначе в жены их никто не возьмет

В казахских сказках и эпосах можно нередко встретить описание, как девушки соперничают с известными батырами. Например, об одном из традиционных состязаний Аударыспа? (повалить соперника с коня) в эпосе «Кобыланды батыр» есть такие сроки :

Жібектейін есіліп,

?арлы?амен екеуі

Аударыспа? ойнайды.

Как шелк, танцующий на ветру,

С девой Карлыгой вдвоем

В аударыспак играют, скача на лету.

(Смысловой перевод автора статьи)

Даже в таком, казалось бы, чисто мужском состязании, как ?аза?ша к?рес (казахская борьба), девушки выступали на равных с джигитами. Так, Алка, мать великого композитора Курмангазы, была очень сильна физически и часто побеждала в борцовских поединках мужчин.

Традиция ?ыз ?уу (догони девушку)

Вполне логично, что многие казахские игры были связаны с конными состязаниями. И одна из таких — ?ыз ?уу (догони девушку) — до сих пор является непременным атрибутом различных массовых празднеств. Правила ?ыз ?уу таковы: по сигналу девушка пускается вскачь, в погоню за ней на своем скакуне бросается джигит. Если догонит, получает приз – на скаку поцелует девушку. Частенько бывало и так, что если девушке джигит нравился, она незаметно для зрителей специально придерживала своего коня.

Но если парень не догонит девушку до установленного финиша, роли меняются. Теперь джигит должен отчаянно понукать коня, потому что если девушка его настигнет, она имеет полное право нещадно отхлестать камчой.

И подиум, и товар лицом

Тои и другие празднества, где проводились ?ыз ?уу, обычно собирали немало желающих. Потому скачки ?ыз ?уу несли в себе много функций. Девушки, например, использовали эту игру в качестве своеобразного подиума. К этому дню у мастеров заказывались новые наряды и украшения, чтобы предстать перед публикой во всей красе. Кстати, для для ювелиров и портных это было своего рода рекламой их мастерства. Ну и как правило, таким образом роды и кочевья представляли своих невест на выданье.

Молодые джигиты тоже старались показать себя с выгодной стороны. Они были потенциальными женихами и приезжали на игры не только чтобы показать себя, но и выбрать будущую жену.

Иногда случалось и так, что понравившаяся девушка была уже засватана и влюбленные не могли соединиться. Тогда они решались на отчаянный шаг, а такую возможность давало им участие в ?ыз ?уу. Заранее договорившись, они готовили самых быстроногих коней. В свой час, изображая, что участвуют в Кыз куу, отъехав подальше от зрителей, пара устремлялась в степь. Другими словами, это был один из способов кражи невесты по согласию.

Пока веселящиеся родственники девушки начинали понимать, что случилось, и пускались вдогонку, проходило немало времени. На это и был расчет влюбленных.

?ыз ?уу в поэзии

В 1955 году на студии «Казахфильм» был снят прекрасный фильм «Девушка-джигит». В нем традиция ?ыз ?уу показана во всей красе и со всех сторон.

Широко известны и стихи поэта Олжаса Сулейменова:

Догони меня, джигит,

Не жалей коня, джигит.

Если ты влюблен и ловок,

Конь догонит, добежит.

Я люблю тебя, джигит,

Догони же,

Поцелуй,

Голос от стыда дрожит.

Среди этих звонких струй

Меня ветер обгоняет.

На груди моей лежит,

Обнимает, обнимает,

Ой, опять отстал, джигит!

Издевается луна,

Я одна,

Опять одна,

Мои руки побелели,

Кровь по крупу скакуна.

Злые люди,

Злые люди,

Вы обидели меня.

Дали смелому джигиту,

И красивому джигиту

Ишака,

А не коня!


Автор: Бердалы Оспан

Источник: 365info.kz

Поделиться:

Дата: