Почему в концепциях развития России, Казахстана и Узбекистана так много общего?

Дата:
В концепциях развития внешней и внутренней политики трех стран прослеживается схожая оценка происходящих мировых процессов и понимания будущего
Почему в концепциях развития России, Казахстана и Узбекистана так много общего?

В концепциях развития внешней и внутренней политики трех стран прослеживается схожая оценка происходящих мировых процессов и понимания будущего. Помогут ли общие цели России, Казахстана и Узбекистана выстроить новые правила взаимодействия, рассказал старший научный сотрудник Центра постсоветских исследований ИМЭМО РАН Станислав Притчин.    

По словам эксперта, Россия и Казахстан — ключевые акторы системы безопасности в регионе. Их общая стратегическая цель — безопасность на границе — самой протяжённой для обеих стран, но при этом открытой, поскольку на ней отсутствуют природные преграды. Это само по себе создаёт для двух стран общее пространство безопасности. 

Из этого вытекают остальные вопросы: потребность в прозрачном и эффективном сотрудничестве вооружённых сил, предотвращение трансграничной преступности, формирование общих норм. 

Узбекистан, исторически тесно взаимодействуя с участниками региональной системы безопасности в советское время, стал её частью. Даже не будучи полноценным членом ОДКБ, он оперативно реагирует на кризисные ситуации вместе со своими партнёрами. 

— Доктринально Узбекистан сохраняет нейтралитет и не входит в военные блоки, но официальный Ташкент говорит о приостановке членства в ОДКБ, а не о выходе из организации. Это позволяет стране не отделяться от Центральной Азии в сфере безопасности. 

— Другое доказательство этой связи — совместные учения с  Таджикистаном, Киргизией и Россией в августе 2021 г., в условиях нестабильности в Афганистане.

Во внешнеполитических доктринах Узбекистана и Казахстана Вашингтон дипломатично называется важным партнёром и значимым направлением курса на многовекторность. Тем не менее история показывает, что действия США напрямую угрожали безопасности и государственности стран Центральной Азии. Речь идёт и о подготовке «цветной революции» в Казахстане в начале 2000-х, и об Андижанских событиях 2005 г. в Узбекистане, и о выходе американских и союзных войск из Афганистана, с проблемами которого страны Центральной Азии остались один на один.  

Это принимается в расчёт: так, Астана ограничила влияние западных НПО для недопущения «цветных революций».

Поделиться:

Дата: