Почему в Казахстане онлайн-учебу провалили и дети, и школы, и родители?
Школьное образование в Казахстане: проблем хватает, с чего начать?
Об этом говорится в работе «Оценка вовлеченности родителей в учебный процесс в период COVID-19: анализ социологического опроса (кейс Казахстана).
Авторы публикации — Бауржан Бокаев и Зулфия Торебекова.
Полный вариант работы опубликован на сайте КИСИ.
Надежды не оправдались
В Казахстане 6 млн участников образовательного процесса:
учителя, родители, ученики, работники органов образования. Социологи подчеркнули, что особая роль в учебном процессе во время пандемии отводится родителям. Поэтому они и стали участниками опросов.
В исследовании были задействованы более 30 тыс. респондентов, еще с 65 провели глубинное интервью. Подавляющее большинство (95%) — женщины.
Основная возрастная группа — от 26 до 45 лет (80,12%). Большая часть опрошенных имеет высшее (43,2%) и профессионально-техническое образование (34,3%).
Среди семей, участвовавших в опросе, 20% воспитывают двоих детей, 27,1% — троих детей, 25,6% — четверых детей. Около 10% респондентов представляют неполные семьи (нет супруга/супруги).
Первым делом авторы отметили, что работа по цифровизации в стране идет.
— Так, 99%, или 7 332 школ (всего в РК 7 393 школ) имеют доступ к интернет сети. С 2017 года все казахстанские школы подключены к цифровым образовательным ресурсам и платформам, — перечислили они.
Можно было надеяться, что эта работа облегчит переход на дистанционное обучение. Однако результаты опроса показали иную картину.
Не хватает компьютеров и качественного интернета
В большинство казахстанских школ (около 97% в разрезе участников исследования) используют дистанционное и/или онлайн обучение. Но чаще всего с помощью не компьютеров, а телефонов:
- сотовый телефон — 45,91%,
- телевизор и сотовый телефон – 31,99%.
— Лишь 21% респондентов в учебном процессе используют ноутбук/компьютер как основное техническое оборудование. Большинство казахстанских семей не имеют технических средств, необходимых для проведения дистанционного/онлайн обучения в домашних условиях, — подчеркнули авторы.
При этом в семьях
в среднем по два ребенка школьного возраста, а значит, нужно минимум два компьютера
Также родители жаловались на нехватку техники:
«Один смартфон на всех членов семьи. Так невозможно заниматься. Даже не знаем, что делать» (женщина, 45 лет, Карагандинская область);
«У старшего, 8 класс НИШ, только ноутбук, занимается онлайн; второй ребенок, 4 класс, использует сотовый телефон и телевизор» (женщина, 40 лет, г. Нур-Султан);
Более половины опрошенных негативно оценили готовность правительства и местной исполнительной власти к переходу на новую форму обучения.
Респонденты вспомнили и старую проблему — профессиональный уровень преподавателей. Хотя в этом вопросе почти три четверти опрошенных все-таки удовлетворены.
Еще 30% негативно высказались о качестве учебного контента в целом
Большинство участников исследования оказались недовольны качеством интернета (34,4%).
- 13,9 — жаловались на нехватку времени для занятий с детьми,
- 9,9% — на отсутствие собственных достаточных знаний,
- 8,2% — на отсутствие компьютера/ноутбука.
Почему не спрашивали родителей?
В итоге более половины респондентов остались недовольны, как прошел переход на новую форму обучения. Особенно готовностью властей — как центральных, так и местных.
— Здесь подразумевается способность властей оказывать помощь семьям с наибольшей численностью детей, где требуется соответствующий интернет и ноутбуки для участия в дистанционном обучении, — уточнили социологи.
Авторы считают, что следовало учесть мнение родителей. В идеале — провести «целенаправленные социологические исследования для диагностики текущей ситуации и способности целевой аудитории принять и следовать тем инициативам».
— Только родители могут реально оценить свою готовность к обеспечению обучения детей в домашних условиях, — резюмировали авторы.
Однако вопросом, было ли в данном случае время на проведение каких-либо крупномасштабных исследований, социологи не задавались.
Автор: Роман Иванов
Поделиться: