Почему исчезают роскошные узбекские свадьбы на юге Кыргызстана?
Знаменитые и по-восточному роскошные свадебные традиции узбекского народа всегда были его визитной карточкой. Они привлекают своей яркостью и музыкальностью.Но на юге страны все реже слышишь звуки карная и свадебные обрядовые песни.Сегодня в моде две крайности – свадебный аскетизм и обильные застолья в ресторанах. И в первом, и во втором случае постепенно теряется прежний колорит узбекских свадеб.
По словам одного из представителей городского отделения Узбекского национального культурного центра имени Алишера Навои Дилмурада Ишанова, время вносит свои коррективы в эти традиции, начиная от выбора спутника до непосредственно самой свадьбы. “Сегодня узбекская молодежь предпочитает искать свою вторую половинку в Одноклассниках, FaceBook и WhatsApp. Таких примеров немало, когда браки заключаются благодаря знакомству в социальных сетях. Раньше все делалось с помощью родственников. Но жизнь показывает, что такие браки недолговечны. Так как молодые едва знакомы друг с другом”, - рассказывает Дилмурад Ишанов.
Традиции живы
В узбекских свадебных традициях при выборе невесты и жениха важную роль играет одобрение родственников. Именно молодые снохи и многочисленные тетушки ищут потенциальных невесту и жениха. Поиск может быть ограничен одним кишлаком или определенной местностью, а в некоторых случаях они специально выезжают в соседние города и села.
О будущей невестке и женихе собирается любая информация. Даже нелицеприятная, чтобы потом ее опровергнуть или же обосновать свой отказ. Но из-за конкуренции (такое тоже бывает в этом непростом деле!) могут намеренно злословить, чтобы оговорить парня или девушку. Затем на семейном совете делается окончательный выбор и ставят в известность ближайших родственников.
В большинстве случаев молодожены шапочно знакомы друг с другом, а бывает, что вообще никогда не слышали о друг друге.
“На первый взгляд кажется странным, что молодые не знакомы между собой, а их собираются поженить. В узбекских традициях свадьба – ли шь начало будущей семьи, поэтому в приоритете другие вопросы, связанные с будщим молодых. Например, выясняется состояние здоровья будущего жениха и невесты на предмет продолжения рода,экономическое благосостояние семьи, чтобы упредить какие-то риски в будущем и многое другое”, - рассказывает жительница Оша Дильдора-опа.
По словам Дильдор-опы, в последнее время свахи стали интересоваться, пользуется ли девушка социальными сетями и сколько времени она проводит в интернете. Активность в социальных сетях и онлайн сервисах типа WhatsApp и IMO сказывается на семейной жизни, становясь предметом раздора среди многочисленной родни.
После того, как сделан окончательный выбор, родители будущего жениха отправляют сватов к родителям невесты. По традиции родители невесты не сразу дают свой ответ. В особенности, если ответ положительный. В этом случае сторона жениха приезжает к невестке два-три раза. По неписанным законам согласие будущих родственников определяется по таким приметам, какой дасторкон накрыли хозяева, какие угощения на нем, как наливают чай и будут ли угощать пловом.
Если родители невесты дали свое согласие, назначается день помолвки, который называется “фатиха той”. Родители жениха заранее отправляют к новым родственникам определенное количество продуктов питания, начиная от муки и заканчивая мясом. На юге страны эта традиция называется “пата-той”. В этот день в гости приглашаются ближайшие родственники и близкие. Можно сказать, что это своего рода репетиция перед свадьбой. Будущей невестке дарят золотые сережки и проводят обряд “нан синдир”, что означает согласие родителей девушки на свадьбу.
Сейчас чтобы сэкономить и побыстрей сыграть свадьбу, сразу же в этот день назначают главную дату.
Теперь когда определена главная дата. Родители жениха освобождают две или одну комнату в доме для молодоженов. Родственники невесты должны до свадьбы полностью украсить и обставить эти комнаты. Для этого они заранее приезжают и все замеряют, чтобы заказать занавески, ковры, мебель, также закупают посуду и постельные принадлежности. Спальный гарнитур и мягкая мебель входит в обязательный свадебный набор, который они должы подарить молодоженам.
“Сегодня некоторые семьи отказываются от подарка в виде спального гарнитура, потому что считается неприличным, что семейное ложе полностью покупаются невестиной стороной”, - говорит Дилмурад Ишанов.
По узбекским традициям самые большие расходы несет сторона невесты, поэтому семьям, где есть более двух-трех девочек, очень накладно выдавать своих дочек замуж.
С утра плов!
Традиционная узбекская свадьба начинается очень рано. В этот важный день в доме у будущей невестки гостей угощают утренней шурпой и пловом. Чаще ограничиваются пловом. Этот обычай на юге страны называется “ноништа”. Гостей встречают с семи утра.
Для тех, кто помешан на разного рода диетах и раздельном питании, наверное, немного странно слышать, что некоторые товарищи едят плов с раннего утра!
Поверьте, нет ничего вкуснее шурпы и плова, которые подают с раннего утра в день свадьбы. На “ноништа” могут пригласить даже незнакомого человека, если он проходил рядом.Ворота в этот день открыты настежь и не закрываются до вечера.
Кстати, утреннее время отведено исключительно мужчинам. Затем где-то с одиннадцати утра в гости начинают приходить женщины. Это правило четко соблюдается всеми и никто его не нарушают.
Ближе к обеду к невестке приезжает жених со своими друзьями и родственниками. Здесь они вновь получают благословление родителей невесты и начинаются проводы девушки в сопровождении обрядовых песен и танцев.
На этом заканчивается часть традиций в доме у невесты. Молодые едут к родителям жениха или в специальные залы для торжеств. До этого они устраивают прогулку в свадебном кортеже по городу. Самые популярные места у молодоженов в Оше это смотровая площадка в микрорайоне “Амир-Темур”, где город виден как на ладони; памятник “вечный огонь” у Русского православного храма; смотровая площадка у музейного пещерного комплекса на Сулейман-горе; новый мост по улице Абдыкадырова (почти все свадебные ролики снимаются там) и фонтанная площадь в центре города у подножия горы. Здесь с наступлением весны настоящее столпотворение из свадебных машин и людей. Только во время Рамазана там необычно тихо и спокойно.
Иногда на свадьбы приглашаются музыканты с национальными инструментами. Обычно аренда небольшего такого оркестра стоит от 15 000 до 23 000 сомов. Сейчас двух-трех музыкантов предпочитают звать только на “ноништа”.
На второй день невесту официально знакомят с многочисленными родственниками и соседями, где живут родители жениха. Этот обычай называется “келин салам”, потому что невестка кланяется всем гостям и приветствует их. Они в свою очередь дают свое благословление.
С этого же дня родственники невесты обязаны с утречка доставлять жениху различные угощения, начиная от плова до сладостей. Это традиция называется “мазар”. Меню не должно повторяться. Весь смак в том,что доставка осуществляется в горячем виде и обязательно к завтраку.
По традиции сторона невесты обязана 40 дней носить еду, сейчас ограничиваются тремя днями или до недели. Некоторые соблюдают эту традицию до двадцати дней. В зависимости от изменчивости свадебной моды и кулинарных трендов меню блюд может меняться.
Правда бывает, что иногда эта традиция в тягость, когда невеста живет в Оше, а жених в соседнем Кара-Суу. Тогда родственникам невесты приходится вставать спозаранку, чтобы успеть все приготовить и отвезти к жениху за 70-100 км. Угощение по традиции носят почти все ближайшие родственники невесты.
В некоторых районах Ошской области местные власти создают специальные комиссии из числа представителей аксакалов и имамов, чтобы бороться со свадебными излишествами. Традиция “мазар” больше всего критикуется членами комиссии. В случае нарушения общественная комиссия налагает штраф в размере 15 тысяч сомов.
От бедности к свадебному аскетизму
“Я знаю многих парней и девушек из бедных семей, которые не могут жениться из-за больших затрат. К сожалению, некоторые семьи влезают в долги, чтобы сыграть свадьбы как у соседей. На прошлой неделе мне рассказали такую историю. Местный имам был на одной из свадеб, хозяева накрыли хороший стол. Но потом он случайно узнал, что все угощение было куплено в долг в соседнем магазине и часть продуктов до которых гости не дотронулись хозяин вернул обратно в магазин”, - говорит Дилмурад Ишанов.
По его словам, до 80% сегодняшних свадеб устраиваются в долг. В местных магазинах есть специальные тетради, где записано, кто и когда взял в долг продукты на свадьбу.
В среднем узбекская свадьба обходится в Оше в 100 тысяч сомов, если хозяева хотят шикарную свадьбу, тогда придется раскошелиться на 700-800 тысяч сомов. Поэтому на юге страны все больше в моду входят, так называемые “мусульманские” свадьбы, где почти нет угощения и музыки.
Алмаз Исманов Фото Вячеслава Оселедко
Поделиться: