Первая русско-туземная школа в Хороге

Дата:
Первая русско-туземная школа в Хороге
Эта школа просуществовала всего 9 лет, но за это время она воспитала легендарных личностей, которые внесли весомый вклад в развитие молодой таджикской республики.

Ровно 111 лет назад в осенние дни октября на Памире открылось первое учебное заведение – русско-туземная школа. Заложили основу для получения светского образования среди местного населения дореволюционные царские офицеры. О них еще в середине 70-х писали известные историки Баходур Искандаров и Шарки Юсупов.

Знатоки Памирского вопроса

В начале 1905 года в штабе туркестанского генерал-губернаторства в Ташкенте прошло совещание, на котором рассматривался вопрос принятия в русское подданство жителей Западного Памира. В его работе приняли участие все «знатоки Памирского вопроса». Учитывая особенности политического положения, было решено произвести переход от бухарского управления к русскому «негласно и без формальных передач».

Руководителем Памирского отряда в третий раз был назначен Эдуард Кивекэс, подполковник царской армии России. После своего назначения Кивекэс мог пользоваться правами уездного начальника и имел право давать указания бухарским чиновникам по вопросам административного управления.


Эдуард Кивекэс

Народные представители Памира Саид Юсуфалишо, Аманбек и Азизхан в ожидании окончательного решения всех вопросов провели в Ташкенте около пяти месяцев и домой вернулись с новым начальником отряда через Вахан в феврале 1905 г.

Осенью 1909 года в Хороге была открыта русско-туземная школа. Это важное историческое событие состоялось благодаря усилиям и ходатайствам начальников Памирского отряда Кивекэса и Александра Муханова.
Первоначально школа не являлась официальным учебным заведением и существовала лишь за счет пожертвований русских офицеров и местного населения. Первыми ее учениками были десять мальчиков подросткового возраста из ближайших кишлаков. Под школу было отведено специальное место на местном базаре.

Полковник А.В. Муханов с супругой

Школьная программа включала в себя изучение русского и персидского (таджикского) языков, географии и истории России, гигиены. Преподавание было возложено на фельдшера Хмелевского, в народе известного, как  Духтурбуц, который отлично владел таджикским языком и местным шугнанским наречием. Время от времени с детьми занимались и служащие отряда, также владеющие таджикским языком.

Известным учеником русско-туземной школы был Шириншо Шотемур, один из отцов-основателей Таджикской ССР. В 1906-07 году он потерял своих родителей и жил у своего брата, а в 1911 году в возрасте 12 лет поступил в эту школу. В летнее время он подрабатывал в отряде за небольшую оплату.

Результаты второго учебного года были настолько успешными, что начальник Памирского отряда ходатайствовал перед туркестанскими властями об учреждении официальной школы на средства Министерства просвещения.

Николай Остроумов, директор Ташкентской семинарии, осведомленный о нуждах школы в Хороге, также выступил с предложением о наборе учителей. Однако не все чиновники отнеслись к этому однозначно, отмечая, что прежде необходимо приложить все усилия для открытия школ в густонаселенных местностях Ферганы и русских посёлках.

Николай Остроумов в Туркестанской учительской семинарии

7 июля 1912 года на Памир прибыл заведующий школой восточных языков, полковник Иван Ягелло. Он устроил экзамен ученикам школы и был приятно удивлен результатами. Лучшими учениками по итогам экзамена стали Шириншо Шотемуров, Азизбек Наврузбеков,  Сайфулло Абдуллоев, Карамахудо Эльчибеков и Мародусейн Курбонусейнов.

Вскоре вопрос о содержании школы был решен. В Хорог были направлены квалифицированные учителя, а количество учеников с каждым годом увеличивалось. Преподавателем мусульманской грамоты был назначен местный житель Шофитур Мухабадшозода с окладом в 15 рублей в месяц.


Шофитур Мухабатшозода с учениками: справа глава адмиристрации г.Душанбе (1969-1976) Х.Мамадназаров

Школа была не только местом обучения грамотности детей. Она также способствовала ознакомлению населения с новейшими приемами земледелия, садоводства и пчеловодства, для развития которых Хорог имел весьма благоприятные условия.

По заметкам начальника памирского отряда известно, что воспитанники школы получали горячее питание: суп из баранины (шурпа), лепешка и чай с двумя кусочками сахара.

По мере возможности отряд выделял овощи и зелень из своих огородов. Также на каждого ученика отпускалось по пол куска мыла, эмалированная кружка для чая, деревянная ложка, одеяло и полотенце. А наиболее нуждающимся выдавались одежда и обувь.

Одежда на одного ученика в год стоила не менее 8 руб, а именно: халат – 5 р, пехен (сапоги) – 1 р, рубаха и штаны – 1 р, тюбетейка – 1р.

«Школа надежды» и ее легендарные ученики

В 1912 году начальника Памирского отряда Муханова заменил капитан Генерального Штаба Григорий Шпилько. Этот человек был из тех, кто воплощал мечты в реальность. Благодаря большим усилиям ему удалось построить в Хороге электростанцию. Заработала электрическая мельница. А в ближайшем будущем уже планировалось освещение школы. Такие нововедения считались в то время невероятными.

Пуск в Хороге высокогорной электростанции, одной из первых в мире. 1913г.

Поскольку школа находилась в центре базара рядом с караван сараем, учителя часто жаловались на неудобства и шум. В итоге было решено построить новое здание, строительство которой должно было обойтись в 10 тысяч рублей. Однако из выделенных средств для начала строительства не хватало четверти суммы.

Недостающую сумму предлагали запросить у Бухарского правительства. Но Григорий Шпилько предпочел собрать сумму с населения Памира в виде добровольных пожертвований «ввиду нежелательности усиления влияния бухарского эмира на местные дела».

Местное население предложение Шпилько поддержало, осознавая необходимость и пользу знаний, получаемых в школе. В итоге недостающую сумму собрали, распределив ее между населением Шугнана, Рушана, Ишкашима и Вахана.

В 1916 году школа перешла в новое здание с интернатом на 40 человек, которое был построено силами отрядных и местных мастеров по проекту военного инженера Козаль и под наблюдением капитана Юнг.

Шириншо Шотемур уже не обучался в новом здании школы, поскольку в 1914 году успешно закончил курс четырех классов. Ему удалось найти себе покровителя в лице русского офицера Дмитрия Топорнина, который забрал молодого парня с собой в Ташкент. В своей короткой и насыщенной жизни юный горец сталкивался со многими трудностями, однако никогда не переставал учиться. 

Ш.Шотемур со старшим сыном Шириншо

Для людей горного края, которые десятилетиями находились в угнетенном состоянии, школа в Хороге стала «школой надежды». Буквально за короткий срок, благодаря стараниями учителей и заботе русских офицеров, она воспитала ряд выдающихся личностей, многие из которых были сиротами.

Русско-туземную школу также закончили Иброхим Исмоилов, Абдулалишо Зиннатшоев, Хубоншо, Кирмоншоев, Азизбек Наврузбеков, Сайфулло Абдуллоев, Хуррам Бокиев, Карамхудо Ельчибеков, Мародусейн Курбонусейнов и другие, которые впоследствии заняли ответственные государственные посты и внесли значимый вклад в развитие молодой республики.

Печальный конец и добрая память

Школа функционировала до известных событий в 1918 году. Но на ее базе вскоре появились десятки школ в разных районах республики.

Успех русско-туземной школы и высокие показатели количества образованных людей в последующие годы привлекло внимание не только руководство Туркестанского края, но и современных исследователей.

Доцент исторического факультета Ташкентского университета О. Махмудов отмечал, что именно на Памире строительство школы встретило широкий отклик среди местного населения. Тяга к знаниям, возможно, была вызвана особенностями учения исмаилизма, в котором приобретение знаний считалось добродетелью и являлось обязанностью каждого верующего.


Ш.Шотемур и И.Исмоилов с коллегами. Москва, 1934г.

К сожалению, в конце 1930-х годов многие выпускники школы по сфабрикованным обвинениям попали под «нож» массовых репрессий. Был репрессирован и основатель школы, бывший начальник Памирского отряда Александр Владимирович Муханов. Он погиб осенью 1941 года. Нелегкую жизнь прожил и первый учитель школы, фельдшер Степан Хмелевский. Пережив своих учеников и своего начальника, он возвратился на Памир, где его жизнь завершилась в конце 40-х годов.

История оказалась памятливее людей. Добрые воспоминания об учениках русско-туземной школы навсегда остались жить в названиях улиц и школ по всей стране. 


Автор: Наим Амонбеков

Источник: Аsiaplustj.info

Поделиться:

Дата: