Нурмагамбетов: мы заинтересованы в сближении образовательных систем стран ЦА

Дата:
Нурмагамбетов: мы заинтересованы в сближении образовательных систем стран ЦА
Как Казахстан сотрудничает в сфере образования с соседними странами, а также что такое болонская система, читайте в материале Sputnik Узбекистан

В Узбекистане продолжаются дискуссии о дальнейшем развитии системы высшего образования.

Об опыте Казахстана в переходе на болонскую систему и о сотрудничестве с соседними странами Sputnik Узбекистан рассказал директор Центра Болонского процесса и академической мобильности Министерства образования и науки Республики Казахстан, доктор политических наук Амантай Нурмагамбетов.

— Как сегодня развивается система высшего образования в Казахстане, какие у нее особенности?

— Реформы в Казахстане протекают достаточно бурно. С 2010 года мы присоединились к Болонскому процессу полноценно, и к сегодняшнему дню система полностью перестроена – мы перешли на трехуровневое высшее образование – бакалавриат, магистратура и докторантура PhD.

Процесс перехода начался в 2003 году – тогда Казахский национальный университет имени аль-Фараби подписал "Великую хартию университетов", а в 2004 году были введены госстандарты подготовки бакалавров и магистров.

У нас развита система обеспечения качества, созданы аккредитационные агентства (и сейчас они уже присоединились к международным ассоциациям), которые осуществляют аккредитацию как учебных заведений, так и образовательных программ. Сейчас мы работаем, в общем-то, по европейским стандартам. Всего в Казахстане работает четыре национальных агентства и шесть иностранных из Европы и Соединённых Штатов.

Мы пытаемся развивать и неформальное обучение, интегрировать онлайн-образование в учебный процесс. Например, прослушал студент курс Массачусетского университета онлайн – и мы, пересчитав все в кредитах (система учета изученных предметов), можем ему его зачесть.

Система кредитов в образовании – это эталон, как метр, например, и поэтому учитывать все подобные курсы проще. Сейчас разрабатываются соответствующие документы для юридического оформления этого процесса.

Смотрите, студент для получения диплома должен получить 240 кредитов. Мы сейчас переходим на индивидуальный путь обучения, студенты могут сами решать, как и сколько им учиться. Государство тоже будет финансировать обучение на основе выбранных курсов и количества кредитов в них, а не сразу выделять средства на четыре года учебы.
Формируется и институт тьюторов, чтобы помогать студентам в выборе и комплектации программ.

— Переход прошел гладко или были какие-либо сложности?

— В целом, гладко. Мы недавно проводили исследование – как воспринимается переход на Болонскую систему. Три четверти полностью поддерживают такое решение. К плюсам опрошенные относят возможность совершенствовать  учебный процесс, менять набор курсов и создавать программы двухдипломного образования, сотрудничать с зарубежными вузами, развивать академическую мобильность.

В этом году в закон об образовании были включены революционные изменения – университеты стали более независимыми, они смогут сами формировать учебные программы. Министерство образования теперь определяет только стандарт для блока общеобразовательных дисциплин.

В этот общеобразовательный стандарт включен и большой блок социально-гуманитарных наук: философии, политологии, история Казахстана, социология и другие. Этот блок для всех является обязательным.

Президент наш выступил со статьей "Модернизация общественного сознания"  и поставил задачу, готовить духовно развитых выпускников –  поэтому мы сейчас ввели эти предметы как обязательные. Они и раньше были, просто в один момент для многих естественнонаучных и технических специальностей эти предметы стали курсами по выбору. Президент же четко сказал – так нельзя и люди должны понимать политическую систему, как функционирует власть, то есть они не должны быть узкопрофилированы.

— А есть ли программы зарубежных стажировок, удалось ли за счет присоединения к Болонскому процессу присоединиться к европейским программам обмена студентов?

— С 2011 года в Казахстане реализуется государственная программа для студентов, то есть государство дает деньги на то, чтобы студенты могли выехать в зарубежный университет на один семестр. Соответственно, те кредиты, которые они там получили, засчитываются им в основном учебном заведении.

К студентам есть определенные требования – успеваемость, знание языка, активность. Каждый семестр выезжает около тысячи студентов за счет государственных средств и около тысячи – за счет средств самих вузов. Участвовать в этой программе студент может один раз за период обучения.

— Несколько постсоветских государств также присоединились к Болонскому процессу. Стало ли проще работать с коллегами из соседних стран за счет этого?

— Конечно! Приблизились стандарты, проще гораздо стало пересчитывать учебу студентов в заграничных университетов.

Региональное сотрудничество мы также пытаемся развивать. Мы в рамках проекта "Центральноазиатская платформа образования" работаем.
Мы заинтересованы в унификации учебных процессов – в регионе идут большие миграционные потоки, много специалистов из соседних стран к нам переезжают, стоит вопрос о признании дипломов, определении уровня квалификации и продолжении образования уже в нашей образовательной системе.

В настоящее время более 20 научно-образовательных учреждений Узбекистана и Казахстана тесно сотрудничают друг с другом, а Ташкент продолжает работу по максимальному упрощению процедуры стратификации дипломов выпускников казахстанских вузов.

Страны намерены развивать совместные образовательные проекты, особенно в нефтехимической и аграрной отраслях. Ведется работа по созданию информационного центра по узбекским и казахстанским вузам.

В последние годы в Узбекистане начался процесс реформирования системы образования: было возвращено 11-летнее школьное образование, радикально сокращено количество лицеев при вузах, а ряд институтов и университетов был реорганизован. Кроме того, в республике создано несколько новых высших учебных заведений, а также была запущена разработка программы дистанционного обучениях в институтах и университетах.

При этом в Узбекистане происходит постепенный переход на трехлетний курс бакалавриата, подобная практика уже внедрена в Университете мировой экономики и дипломатии. Главным критерием при подготовке молодых специалистов станут запросы потенциальных работодателей. Для оптимизации учебного процесса некоторые схожие курсы объединяются в один предмет, а невостребованные в той или иной профессии дисциплины исключаются.

Источник

Поделиться:

Дата: