Некоторые особенности формирования гражданского общества в Узбекистане

Дата:
Некоторые особенности формирования гражданского общества в Узбекистане
ИАЦ МГУ публикует эссе участников международной медиашколы "МедИАЦия", которая прошла в г. Москва с 25 по 30 августа 2019г.

Сегодня демократическую систему управления, свободную рыночную экономику и реализацию прав и свобод человека невозможно представить без полноценного гражданского общества. Гражданское общество характеризуется уровнем реальной социальной активности населения, направленными на самоорганизацию общества, который не ограничивается государственными органами.

Первоначально эта категория использовалась Дж.Локком и А.Смитомитермин «гражданское общество» представлял собой исторический процесс развития социума. В условиях рыночной экономики и демократического правового государства гражданское общество состоит из плюралистической сочетаний свободных людей, неправительственных организаций и ассоциаций, объединённых на основе равных прав и обязанностей[1].

Каждый человек принимает участие в правовом поле внутри гражданского общества как член семьи, участник общественного объединения или активист социального института. В то же время институты гражданского общества играют важную роль в решении общих проблем людей, защищая их интересы во всех сферах жизни общества, что является неотъемлемым и необходимым элементом гражданского общества.

Индикаторы развития гражданского общества в Узбекистане.

В мире существуют разные индексы гражданского общества, они измеряются по разным методологиям и конструкциям, в частности индекс гражданского общества представлен в базе следующих организаций: «CIVICUS Civil Society Index», «Varieties of Democracy», «BertelsmannTransformationIndex» (BTI), Freedom House «Legatum Institute», «World Values Survey», «Enquete-Kommission» и другие, все эти индексы отличаются, но ни один из них нельзя назвать наиболее точным методом оценки реальной картину развития узбекского общества, поскольку у всех обществ разные ценности и нормы.

В связи с этим мы попытались сформировать и проанализировать следующие индикаторы формирования гражданского общества в Узбекистане:

Во-первых,создание эффективных законодательных основ для неправительственных некоммерческих организаций и других институтов гражданского общества.На конституционным основе закреплено, что: государство обеспечивает соблюдение прав и законных интересов общественных объединений, создает им равные правовые возможности для участия в общественной жизни[2]. В стране было принято более 200 законодательных актов, направленных на повышение роли и участие институтов гражданского общества в решении насущных социально-экономических проблем граждан.Законы Республики Узбекистан «Об общественных объединениях», «О негосударственных некоммерческих организациях», «О социальном партнерстве», и принятый в мае 2018 года указ Президента Республики Узбекистан «О мерах по коренному повышению роли институтов гражданского общества в процессе демократического обновления страны»сформировали систему по поддержке ННО и развитии социального партнёрства в обществе.

В то же время особо надо подчеркнуть, что в Узбекистане негосударственные некоммерческие организации растут количественно и качественно. В настоящее время в стране насчитывается более 9 тысяч ННО, действуют филиалы и представительства 29 международных и иностранных неправительственных организаций. В следующих таблицах представлен статистический анализ тенденций развития ННО в Узбекистане, их классификации и роли в различных социальных сферах жизни.

Рис. 1. Динамика количественного роста негосударственных некоммерческих организаций в Узбекистане.[3]

Во-вторыхформирование экономических и организационных гарантий развития институтов гражданского общества в стране.В этом направлении важное значение имеет совместное постановлениеКенгаша Законодательной палаты Олий Мажлиса (Парламент Узбекистана - автор) Республики Узбекистан и Кенгаша Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан«О мерах по усилению поддержки негосударственных некоммерческих организаций, других институтов гражданского общества», принятое в 2008 году. В этом контексте создание Общественного фонда поддержки ННО и других институтов гражданского общества при Парламенте и создание парламентской комиссии по управлению средствами Фонда стали важным событием.

Рис. 2. Динамика государственного финансирования ННО в Узбекистане (в млрд.сумах).

В-третьих,многопартийная система, как неотъемлемая часть правового государства и гражданского общества.Создаются правовые основы деятельности политических партий, усиливается их место и роль в государственном и общественном строительстве. Важен также вопрос повышения эффективности политических партий в деятельности представительных органов государственной власти.Еще одним критерием многопартийности является деятельность партийных фракций в парламенте, их участие в разработки законопроектов и в контрольно-аналитической работе Олий Мажлиса. Как подчеркнул Президент Республики Узбекистан Ш.М.Мирзиеев: «Учитывая важность укрепления многопартийной системы, роста влияния политических партий в жизни государства и общества, формирования здоровой межпартийной конкуренции для дальнейшего повышения эффективности деятельности представительных органов власти».[4]

В январе 2019 года создана Экологическая партия Узбекистана на базе существующего Экологического движения.

В-четвертых,открытость и эффективность средств массовой информации. В процессе развития гражданского общества в Узбекистане средства массовой информации стали важным элементом для полного удовлетворения потребности общественности в информации и, в то же время, повышения их сознания, мировоззрения и политической культуры и укрепления их гражданской позиции.

Сегодня в этой области принято более десяти законов, и создается необходимые правовые и институциональные условия для профессиональной работы журналистов. В частности, Законы «Об информатизации», «О средствах массовой информации», «О телекоммуникациях», «О рекламе», «Об авторском праве и смежных правах», «О защите журналистской деятельности», «О принципах и гарантиях свободы информации» является мощным фундаментом в деятельности СМИ в Узбекистане. В целях поддержки негосударственных СМИ, укрепления их материально-технической базы и кадрового потенциала был создан ряд общественных организаций: Национальная ассоциация электронных СМИ (НАЭСМИ), в которую входят сегодня более 100 электронных СМИ, Общественный фонд поддержки и развития независимых печатных СМИ и информационных агентств Узбекистана.

Сегодня в республике действует более 1500 средств массовой информации. Они отличаются по форме собственности, направлению, способу передачи информации[5]. 

Несмотря на большое количество зарегистрированных печатных изданий, эта сфера в Узбекистане характеризуется дефицитом независимых и плюралистических СМИ.

В последнее время, правительство предпринимает шаги по налаживанию контактов с международными СМИ, организовав медиафорум ОБСЕ с участием ряда журналистов и приглашением других на предстоящие международные конференции. В июне 2017 г. правительство объявило о разрешении узбекской службе ВВС командировать в Ташкент корреспондента на постоянной основе.

Несмотря на это, в стране медийное пространство по-прежнему слабо развито, критические материалы допускается только в отношении тем, касающихся социально-экономического развития, но не вопросов политического характера либо кадровых вопросов. Стоит заметить, что Узбекистан по-прежнему находится «не в самом лучшем» месте в рейтинге World Press Freedom Index.

В-пятыходно из важнейших элементов гражданского общества - это дальнейшее совершенствование системы самоуправления граждан.За годы независимости была укреплена и развита правовая основа деятельности органов самоуправления граждан в лице института махалля[6]. Этот институт формирован как неотъемлемая часть политической, экономической и духовной жизни страны, а также были созданы необходимые условия для развития махалли. В настоящее время, по всей республике число сходов граждан и органов самоуправления – махаллинских комитетов превысило 10 тысяч.

Однако имеются некоторые проблемы, препятствующие махаллинским комитетам превратиться в истинную опору гражданского общества в Узбекистане. К примеру, существуют факты вмешательства исполнительной власти районных и городских уровней в процесс формирования руководства махаллинских комитетов, вопреки прямому законодательному запрету на подобные явления. На практике это приводит к тому, что махаллинские комитеты, вместо того, чтобы служить интересам жителей махалли и донести их голоса до вышестоящей власти, наоборот выполняют регулярные поручения исполнительной власти, иногда вступающие в прямое противоречие с интересами местных жителей.

В-шестых,гражданское общество измеряется не только на правовой, экономической, социальной или политической основе, но и важным и окончательным индикатором гражданского общества является развития социального капитала

По мере роста общественного мышления, правовой культуры, социальной активности и гражданской позиции людей, гражданское общество становится как национальная ценность в стране. Это, в свою очередь, приведет к развитию социального капитала путём расширения сети социальных институтов, формирования социальных норм и укреплению доверия.

ПРОБЛЕМЫ.

В то же время, в результате научных исследований и анализа, можно отметить, что сегодня есть некоторые недостатки и проблемы в процессе формирования сильного гражданского общества и в деятельности негосударственных некоммерческих организаций в Узбекистане.

Вопросы финансирования неправительственных некоммерческих организаций и других институтов гражданского общества до сих пор остаются актуальными. Средства, выделяемые Общественным фондом в парламенте, по-прежнему находятся в непропорциональном количественном и качественном росте ННО в стране. Наблюдаются тенденции чрезмерной централизации и монополизации поступлений всех форм финансовых средств и помощи для ННО в Узбекистане (ст.ст. 2 – часть 1, 3 – часть 1, 4 совместного Постановления), усиления контроля над работой ННО путем чрезмерного вмешательства в определение приоритетных направлений деятельности, программ и проектов для ННО – постановка вопроса финансирования ННО Общественным Фондом в зависимости от «выбора целесообразных и угодных проектов / программ».

Рассматривая вопрос финансирования институтов гражданского общества в стране, к сожалению, пока придется исключить членские взносы общественных объединений или благотворительные дотации граждан и организаций из списка материальной помощи, так как низкий уровень доходов населения, высокая безработица и отсутствие эффективной стратегии фандрейзингау отечественных ННО влияют негативно на данный вопрос. 

Следующая таблица показывает, что проблемой номер один ННО в Узбекистане является отсутствие финансирования. Следующие позиции занимают проблемы нехватки персонала и отсутствие межсекторальных социальных связей.

Рис. 4. Таблица основана на опросе общественного мнения, проведенном на официальном сайте Общественного Фонда при Парламенте.[7]

В течение последних двух лет по инициативе Президента Республики Узбекистан Ш.Мирзиёева были проведены практические реформы для дальнейшего совершенствования деятельности ННО. Например, в 2017 году были приняты отдельные указы и постановления о совершенствовании деятельности таких негосударственных некоммерческих организаций, как фонд “Нуроний”, Союз молодежи, Совет фермерских, дехканских хозяйств и владельцев приусадебных земель, Торгово-промышленная палата, Республиканский совет по координации деятельности органов самоуправления граждан, их поддержки. Однако, несмотря на такие меры, в должной степени не ощущается участие общественных организаций в системном изучении проблем населения, их решении, особенно в поддержке женщин, оказавшихся в сложном социальном положении, предупреждении правонарушений и преступности среди молодежи и женщин, их трудоустройстве. Эти организации занимаются в основном проведением формальных мероприятий.[8]

За весь период своего существования под прессингом и внутренней политики самоцензуры действующие институты гражданского общества Узбекистана (ННО, политические партии, СМИ и др.) не смогли превратиться в сильные аналитические, мозговые и идеологические центры гражданского общества, которые были бы способны предлагать альтернативны к официальным вариантам модели развития для страны. Вместо этого, они в основном были заняты организацией и проведением мероприятий среди населения с целю пропаганды и популяризации государственных программ, планов действий и нормативно-правовых актов. 

В дальнейшем одним из наиболее актуальных вопросов для различных ННО и других институтов гражданского общества является повышение их профессионализма и конкурентоспособности, укрепление организационной, материально-технической базы, одним словом, повышать легитимность ННО в обществе.

В заключение следует отметить, что гражданского общества, как равносильного, равноправного и свободного сектора общества в Узбекистане пока находится на этапе формирования. Она достойна более близкого изучения и поддержки со стороны так называемого «независимого крыла» общества. 


[1]Қирғизбоев М. Фуқаролик жамияти: генезиси, шаклланиши ва ривожланиши. Т., Ўзбекистон, 2010. Б.247.


[2]Конституция Республики Узбекистан. Глава XIII, ст.58. Т., 2017.


[3]Таблица основана на данных Национальной ассоциации негосударственных некоммерческих организаций Узбекистана и включает в себя региональные отделения ННО. См.: http://ngo.uz/


[4]Программа кандидата в Президенты Республики Узбекистан Шавката Миромоновича Мирзиёева:http://elections.uz/ru/events/candidates/6625/


[5]Послание Президента Республики Узбекистан Шавката Мирзиёева Олий Мажлису. 22.12.2017.www.Uza.uz


[6]Махалля(махаллинский комитет) - это институт осуществляющий местное самоуправление.


[7]Более подробно о целях и задачах Общественного Фонда при Парламенте Республики Узбекистан можно ознакомиться здесь: http://www.fundngo.uz


[8]Послание Президента Республики Узбекистан Шавката Мирзиёева Олий Мажлису. 22.12.2017.www.Uza.uz


Автор: Санжар Саидов



Поделиться:

Дата: