Насколько мигранты из Центральной Азии знакомы с российской культурой?

В 2020–2021 годах было проведено социологическое исследование того, насколько трудовые и образовательные мигранты из стран Центральной Азии знакомы с культурой России. Ученые опросили 280 трудоустроенных работников из 20 российских городов (возрастом от 18 до 55 лет) и 300 студентов из 14 городов (от 18 до 30 лет). Результаты исследования:
-
Из трудовых мигрантов только 52 % изучали в школе русский язык. Среди студентов этот показатель выше - 89 %, так как они изначально нацеливались поступать в российские вузы.
-
Еще до приезда в Россию 88 % студентов и 76 % трудовых мигрантов уже имели представление о российской культуре. При этом большинство знакомилось с реалиями страны не на личном опыте (разовые поездки), а по рассказам близких либо из фильмов и СМИ. 58 и 50 % соответственно читают русскоязычные СМИ в интернете (РИА Новости, ТАСС, «Лента.ру» и другие).
-
Знакомство мигрантов с российским культурным наследием остается фрагментарным. Большинство смотрит современное российское кино (не знакомы с ним 21 % работников и 9 % учащихся) и хорошо знакомо с русской классической литературой. Хуже мигрантам известны музыкальные исполнители, а 80 % работников и 69 % студентов не смогли вспомнить известных российских художников.
-
Лишь 24 % трудовых мигрантов и 40 % студентов смотрят российское телевидение, при этом им интересно в основном развлекательное ТВ. Такой же запрос сохраняется для культурных мероприятий: на праздники и концерты мигранты в среднем ходят чаще, чем на лекции или выставки. В целом российская музыка, спорт, туризм и кино оказались для респондентов привлекательнее, чем наука или искусство. При этом студенты в среднем больше открыты к изучению культуры России, чем трудовые мигранты.
Результаты опросов показали противоречивую картину культурной интеграции. Многие мигранты имеют определенный набор знаний о российской культуре, однако присутствуют значительные «белые пятна». Мигранты активно знакомятся с современной культурой России - через кино, СМИ и т. д. Чаще всего они предпочитают развлекательный контент.
Авторы исследования предлагают расширить культурно-образовательный обмен с центральноазиатскими странами. По их мнению, информацию о культурных проектах стоит активно продвигать через СМИ, создавать образовательные и научно-популярные проекты в интернете и на ТВ, делая эти проекты максимально доступными широкой аудитории. Кроме того, они предлагают усилить образовательный ценз для приема в российские вузы и на рабочие места, ориентируясь на наиболее способных студентов и высококвалифицированных работников.
Полную версию аналитической статьи «Миграция из Центральной Азии в Россию: культурный аспект» читайте на сайте ИМЭМО РАН.
Поделиться: