Музыкальные вершины Ахмета Жубанова
Автор: Инна Лебедева
29 апреля 115 лет со дня рождения ученого-музыковеда, композитора, дирижера, народного артиста Казахстана, доктора искусствоведения, профессора, академика АН Казахстана Ахмета Жубанова. Рождение современной казахстанской композиторской школы, становление национального оркестрового, оперного и камерного жанров неразрывно связаны с именем первого и до сих пор единственного казахского академика в области музыковедения композитора Ахмета Жубанова.
Самобытный и ярко национальный композитор открыл миру красоту и великую духовную силу казахских народных песен и кюев. Он увлеченно их собирал и рассказывал о народных музыкантах в своих книгах «Струны столетий» и «Соловьи столетий». Именно он открыл широчайшему кругу слушателей гений Курмангазы и назвал гордым именем кюйши-батыра два своих любимых детища: оркестр казахских народных инструментов и Алматинскую государственную консерваторию.
В 1932 году Ахмета Жубанова, тогда выпускника историко-теоретического факультета Ленинградской консерватории, аспиранта Академии искусствознания отозвали в Алматы для подъема национального музыкального образования и искусства. И назначили завучем Алматинского музыкально-драматического техникума (ныне Алматинский музыкальный колледж им. П. Чайковского). Именно здесь он начал воплощать главную мечту своей жизни – знакомить мир с прекрасными музыкальными произведениями – песнями, кюями и инструментами казахских степей – и на их основе создать оркестр казахских народных инструментов.
Струны столетий
Для этого молодой музыкант организовал в техникуме экспериментальную мастерскую по усовершенствованию и унификации казахских народных инструментов в соответствии с требованиями оркестрового диапазона, строя и звучания. Приглашенные Жубановым музыкальные мастера Махамбет Букейханов и братья Романенко работали над усовершенствованием домбры, кобыза, сыбызгы и барабана-дауылпаза. О результатах их работы Ахмет Жубанов писал в своей книге «Струны столетий»: «Демонстрация домбры на коллегии Наркомпроса республики ошеломила всех присутствующих. Особенно бурно аплодировали те работники Наркомпроса, которые незадолго перед этим смеялись над нашей затеей, считая домбру инструментом, не поддающимся усовершенствованию, обреченным на отмирание вместе с отмиранием феодализма, поскольку-де она, домбра, была «идейным оружием феодального уклада жизни».
Проблемой было и отсутствие репертуара для будущего оркестра. Жубанов много времени посвящал экспедициям, поскольку и солистам, и оркестру не хватало национального репертуара, в котором Ахмет Куанович желал представить лучшие образцы народных песен и кюев. В связи с этим в техникуме он организовал фольклорный кабинет, где записывал на нотный стан песни и кюи Курмангазы, Даулеткерея, Абула, Таттимбета, Казангапа, Ихласа, Сармалая, Сейтека, до этого существовавшие только в устной памяти кюйши и певцов. По призыву Ахмета Жубанова к этой работе подключились талантливые музыковеды: приглашенный им из Ленинграда композитор Евгений Брусиловский, а также Латиф Хамиди и Борис Ерзакович.
Для создания казахского народного оркестра нужны были грамотные музыканты. Именно из числа первых студентов Алматинского техникума по классу домбры (среди них был будущий замечательный домбрист, композитор и дирижер Нургиса Тлендиев) Ахмет Жубанов создал первый в Казахстане ансамбль домбристов. В нем играли также сотрудники фольклорного кабинета и музыкальной мастерской – народные домбристы-виртуозы Махамбет Букейханов, Лукпан Мухитов, Ганбар Медетов. Ансамбль быстро сыгрался, но широкое общественное признание получил после выступления на Всеказахстанском слете деятелей народного искусства в июне 1934 года. Тогда они исполнили народные кюи «Кенес», «Би-кюй», «Карабас», «Айжан-кыз» и казахские песни «Балкурай» и «Каргаш». Выступление ансамбля наглядно убедило слушателей в том, что оркестровое звучание народной музыки усиливает ее художественную выразительность. На волне успеха Нарком просвещения Казахской АССР издал приказ: «Считать с 25 июня 1934 года организованным при музыкально-драматическом техникуме 1-й казахский национальный оркестр имени КазЦИКа на базе существующего домбрового оркестра техникума и прикомандированных из числа участников слета деятелей народного искусства, лучших домбристов, кобызистов и сыбызгыши». Президиум КазЦИКа в свою очередь постановил: «Содержание оркестра включить в республиканский бюджет». Дирижером и художественным руководителем оркестра назначили Ахмета Жубанова.
Творческое восхождение
В августе 1934 года комплектация оркестра была завершена, и Жубанов приступил к созданию полноценной концертной программы. Играть в коллективе музыкантам, привыкшим к многовековой сольной исполнительской традиции, было нелегко, но восхищенные сочностью и мощью оркестровых красок, они под руководством Ахмета Жубанова достигли ансамблевого единства. И в 1935 году Ахмет Куанович оставил пост директора музыкального техникума, где он трудился с 1934 года, чтобы возглавить первую концертную организацию Казахстана – филармонию, организованную при его активном участии. Оркестр казахских народных инструментов стал первым коллективом филармонии. Летом 1935 года коллектив впервые выехал на гастроли по областям Казахстана, побывав на свинцовом заводе Чимкента, у шахтеров Ачисая, нефтяников Гурьева, рыбаков Каспия, и везде имел огромный успех. Кроме того, оркестр аккомпанировал хору, танцевальному ансамблю и солистам филармонии.
В мае 1936 года 200 мастеров казахского искусства – актеры, певцы, танцоры, музыканты, писатели, поэты – представили казахское искусство на декаде в Москве. С успехом прошли оперы Евгения Брусиловского «Кыз-Жибек» и «Жалбыр». А на заключительном концерте в Большом театре оркестр казахских народных инструментов им. КазЦИКа, состоявший тогда из 40 музыкантов под руководством Ахмета Жубанова, произвел фурор. В статье «Казахский концерт в Большом театре» газета «Правда» от 25 мая 1936 года так описала триумфальное выступление оркестра: «Позавчера вечером мы были в Степи. Вдали синели снежные горы. Спокойная, как песня, струилась река. Был праздник. «Сары Арка» – так называлась песня, которую затянули смычки. Музыканты играли без нот, но как слитно, выразительно и свободно звучал оркестр, исполнявший песни талантливого Курмангазы. Был здесь напоенный запахом ветер, шорох высокой травы, песни всадника, затерявшегося в просторах, голос ручья и клекот орла в вышине».
3 ноября 1936 года Постановлением ЦИК Казахской АССР руководителю оркестра казахских народных инструментов Ахмету Жубанову и солистам оркестра Уахапу Кабигожину и Лукпану Мухитову присвоили почетные звания «Заслуженный артист республики». В это же время вышла в свет на казахском языке брошюра А. Жубанова «Казахский народный композитор Курмангазы».
«В этом – его вечность…»
Всю жизнь Ахмет Куанович изучал казахский фольклор и его создателей. Результатом трудов стала большая монография «Жизнь и творчество казахских народных композиторов», изданная в 1942-м. Она получила большой резонанс в обществе, и ее русский перевод (Абылгазин, Брусиловский) 15 июня 1943 года представили на рассмотрение выездной сессии Ученого совета Президиума АН СССР на предмет присуждения А. Жубанову ученой степени доктора искусствоведческих наук без защиты диссертации. И такое решение приняли единогласно!
1944 год стал продуктивным для композитора – он создал первый национальный фортепианный цикл «Таджикские танцы». В том же году свершилось еще одно крупное музыкальное событие: в декабре состоялась премьера оперы «Абай» Ахмета Жубанова и Латифа Хамиди. Опера, соответствующая всем канонам музыкально-сценического жанра, с прекрасной казахской музыкой, положила начало высоким достижениям в области казахского оперного искусства. В 1947 году в ГАТОБ им. Абая состоялась премьера второй оперы Ахмета Жубанова и Латифа Хамиди – «Тулеген Тохтаров», посвященной Герою Советского Союза автоматчику 23-го гвардейского стрелкового полка. Опера стала одним из первых произведений в Казахстане в честь подвигов народа в годы Великой Отечественной войны. В марте 1963-го в ГАТОБе прошла премьера 2-й редакции этой оперы, поставленной режиссером Азербайжаном Мамбетовым.
Но мечта всей жизни Ахмета Куановича – это, конечно, создание оперы «Курмангазы» в честь его любимого композитора, творчество которого стало широко известно именно благодаря исследованиям самого казахского музыковеда. Он успел воплотить свои мечты, лишь сделав наброски либретто, описав характерные черты будущих героев и создав почти все отдельные номера. Ахмет Жубанов, зная, что не успевает закончить оперу, сделал вариант радиооперы. Как вспоминала его дочь – известная композитор Газиза Жубанова, отец практически завещал ей закончить оперу и тем самым воплотить его мечту. Газиза Ахметовна это сделала – 24 января 1987 года в Казахском академическом театре оперы и балета им. Абая состоялась премьера оперы Ахмета и Газизы Жубановых «Курмангазы». Успех был огромный. Как писала Газиза Ахметовна: «Мечта человека должна исполняться. Даже после смерти. В этом – его вечность…»
Поделиться: