Мусульман Средней Азии учат «правильному» исламу
Дата:
Официальные исламские структуры Средней Азии решили объединить усилия в борьбе с распространением радикальных течений. Впервые соглашение о взаимодействии подписали духовные управления Казахстана, Киргизии, Узбекистана и Таджикистана, однако официально декларируются совсем иные задачи.
Стороны договорились о сотрудничестве в развитии религиозного образования, распространении мусульманских духовных ценностей и развитии исламского туризма, сообщает сайт муфтията Киргизии. Однако за этими обтекаемыми формулировками эксперты усматривают в первую очередь задачу противодействия экстремизму.
До недавнего времени власти среднеазиатских республик предпочитали бороться с религиозным радикализмом почти исключительно силовыми методами. Многие организации, проповедующие ислам, отличный от государственного, находятся под запретом, а их члены подвергаются репрессиям. News.ru в начале сентября сообщал, что в Узбекистане арестам стали подвергать блогеров, пишущих на религиозные темы. В 2015 году в этой стране сотрудникам правоохранительных органов дали указание высматривать на улицах женщин в хиджабах и мужчин с длинными бородами, чтобы проводить с ними профилактические беседы. Также у властей есть специальные чёрные списки мусульман, которые находятся под подозрением. Накануне праздника Курбан-байрам мечети Узбекистана получили заранее одобренный Духовным управлением мусульман текст проповеди, причём имамам рекомендовалось зачитать готовый текст, а не говорить от себя.
Похожей тактики придерживаются и власти Таджикистана. Действующая власть во главе с Эмомали Рахмоном считает главной оппозиционной силой Партию исламского возрождения Таджикистана (организация включена в перечень террористических, экстремистских и сепаратистских организаций Региональной антитеррористической структуры ШОС). За связь с партией в стране сразу сажают в тюрьму, а активистов разыскивают по всему миру. Немногим лучше ситуация в Киргизии, хотя и там власти сталкиваются с множеством проблем. В стране, по данным специалистов, существуют в подполье организации «Салафия», «Ахмадия», «Хизб ут-Тахрир», «Таухид валь-Джихад», «Аль-Каида», «Исламское движение Узбекистана», «Исламское государство» (перечисленные организации запрещены в России). Более того, Киргизия сегодня — единственная страна постсоветского пространства, где легальный статус имеет «Таблиги Джамаат» (организация запрещена в России), которая, по мнению правоохранительных органов, активно вербует сторонников через благотворительные акции. По данным властей государства, более тысячи граждан Киргизии воевали в Сирии на стороне ИГ.
С проблемой радикализма сталкивается и светский по духу Казахстан. В 2016 году 27 вооружённых радикалов даже предприняли попытку захвата воинской части в Актобе. По оценкам экспертов, до 70% молодёжи в возрасте 14−30 лет в Западном Казахстане сегодня находятся под влиянием радикальных исламских проповедников. С салафитами госструктуры Казахстана, как и власти соседних республик, пытаются бороться жёсткими методами. Например, у мечетей установлены видеокамеры для фиксации верующих; сторонников ваххабизма и последователей различных течений политического ислама не берут на работу, а все мужчины с длинными бородами попадают под пристальное внимание спецслужб.
Однако, как можно предположить, власти среднеазиатских республик сейчас решили действовать при помощи просвещения. Взаимодействие духовных управлений мусульман должно помочь обмену опытом в борьбе с радикализмом.
Александр Караваев, научный сотрудник Института экономики РАН: «До сих пор не было известно о масштабном сотрудничестве духовных управлений мусульман среднеазиатских республик. Нынешнее соглашение, конечно, никому не повредит. Другое дело, что рост исламского экстремизма зависит не столько от официальных религиозных структур, сколько от социально-экономических условий в той или иной стране. Также радикализм зависит от уровня образования. Рост радикальных настроений обычно идёт параллельно с деградацией системы образования. Другой важный фактор — авторитет муфтиев. Если авторитет поколеблен несоответствием их образа жизни с проповедуемыми ценностями, то взаимодействие духовных управлений мало поможет. Ещё важно, чтобы с радикализмом государство боролось грамотно, власти должны уметь общаться с неформальными структурами, взаимодействовать с ними.»
Источник
Стороны договорились о сотрудничестве в развитии религиозного образования, распространении мусульманских духовных ценностей и развитии исламского туризма, сообщает сайт муфтията Киргизии. Однако за этими обтекаемыми формулировками эксперты усматривают в первую очередь задачу противодействия экстремизму.
До недавнего времени власти среднеазиатских республик предпочитали бороться с религиозным радикализмом почти исключительно силовыми методами. Многие организации, проповедующие ислам, отличный от государственного, находятся под запретом, а их члены подвергаются репрессиям. News.ru в начале сентября сообщал, что в Узбекистане арестам стали подвергать блогеров, пишущих на религиозные темы. В 2015 году в этой стране сотрудникам правоохранительных органов дали указание высматривать на улицах женщин в хиджабах и мужчин с длинными бородами, чтобы проводить с ними профилактические беседы. Также у властей есть специальные чёрные списки мусульман, которые находятся под подозрением. Накануне праздника Курбан-байрам мечети Узбекистана получили заранее одобренный Духовным управлением мусульман текст проповеди, причём имамам рекомендовалось зачитать готовый текст, а не говорить от себя.
Похожей тактики придерживаются и власти Таджикистана. Действующая власть во главе с Эмомали Рахмоном считает главной оппозиционной силой Партию исламского возрождения Таджикистана (организация включена в перечень террористических, экстремистских и сепаратистских организаций Региональной антитеррористической структуры ШОС). За связь с партией в стране сразу сажают в тюрьму, а активистов разыскивают по всему миру. Немногим лучше ситуация в Киргизии, хотя и там власти сталкиваются с множеством проблем. В стране, по данным специалистов, существуют в подполье организации «Салафия», «Ахмадия», «Хизб ут-Тахрир», «Таухид валь-Джихад», «Аль-Каида», «Исламское движение Узбекистана», «Исламское государство» (перечисленные организации запрещены в России). Более того, Киргизия сегодня — единственная страна постсоветского пространства, где легальный статус имеет «Таблиги Джамаат» (организация запрещена в России), которая, по мнению правоохранительных органов, активно вербует сторонников через благотворительные акции. По данным властей государства, более тысячи граждан Киргизии воевали в Сирии на стороне ИГ.
С проблемой радикализма сталкивается и светский по духу Казахстан. В 2016 году 27 вооружённых радикалов даже предприняли попытку захвата воинской части в Актобе. По оценкам экспертов, до 70% молодёжи в возрасте 14−30 лет в Западном Казахстане сегодня находятся под влиянием радикальных исламских проповедников. С салафитами госструктуры Казахстана, как и власти соседних республик, пытаются бороться жёсткими методами. Например, у мечетей установлены видеокамеры для фиксации верующих; сторонников ваххабизма и последователей различных течений политического ислама не берут на работу, а все мужчины с длинными бородами попадают под пристальное внимание спецслужб.
Однако, как можно предположить, власти среднеазиатских республик сейчас решили действовать при помощи просвещения. Взаимодействие духовных управлений мусульман должно помочь обмену опытом в борьбе с радикализмом.
Александр Караваев, научный сотрудник Института экономики РАН: «До сих пор не было известно о масштабном сотрудничестве духовных управлений мусульман среднеазиатских республик. Нынешнее соглашение, конечно, никому не повредит. Другое дело, что рост исламского экстремизма зависит не столько от официальных религиозных структур, сколько от социально-экономических условий в той или иной стране. Также радикализм зависит от уровня образования. Рост радикальных настроений обычно идёт параллельно с деградацией системы образования. Другой важный фактор — авторитет муфтиев. Если авторитет поколеблен несоответствием их образа жизни с проповедуемыми ценностями, то взаимодействие духовных управлений мало поможет. Ещё важно, чтобы с радикализмом государство боролось грамотно, власти должны уметь общаться с неформальными структурами, взаимодействовать с ними.»
Источник
Поделиться:
Дата: