Милые казашки и полицейские-вымогатели: путевые заметки с Шелкового пути

Дата:
Милые казашки и полицейские-вымогатели: путевые заметки с Шелкового пути

Екатеринбургский бизнесмен Василий Созин с товарищем решили проехать маршрутом Великого шелкового пути, только в обратную сторону: с Урала через Казахстан, Киргизию и Узбекистан. Всё, что видит и слышит в пути, он старательно фиксирует и телеграфирует нам.

День 1. Екатеринбург — Кокшетау


Поехали на вполне обычной машине — трехдверной, ничем не примечательной BMW 2000 г. выпуска. Взяли с собой пару канистр под бензин, лопату, набор инструментов, пару литров масла и антифриз, палатку и спальные мешки, котелки, плитку и, конечно же, немного еды для перекуса в дороге. Упаковать все это в нашу малявку было непросто, но Костя справился, и даже место осталось. На всякий случай заранее прилепили на машину наклейку Rus (говорят, на границе без нее не пускают), хотя, кажется, на нее ни разу никто не обратил внимания — гаишники в странах СНГ находят куда более интересные способы докопаться до водителей. Но об этом позже…

Выезжали через Тюменский тракт, далее на Курган и погранпереход Петухово. Надо сказать, дорога по России, до самого Петухово (за редкими исключениями) пока остается одной из самых поганых, встреченных нами в пути. Очень загруженная, вся в ямах и дырах. Даром что федеральная трасса. Пробег от Екатеринбурга до границы — около 600 км.

Про границу

В общем-то, nothing special. Прошли ее быстро и без напрягов, минут за сорок. Машин было немного — штук 10–12 легковых, да пара фур. И на русской, и на казахской стороне досмотрели машину, но в вещах не копались. Заехать в Казахстан можно как по гражданскому, так и по загранпаспорту. Погранцы спросили про цель выезда и въезда, но без особого интереса — ну туризм и туризм. Хотя в обратную сторону, в Россию, стояло много автобусов и фур, штук 15–20. Так что, видимо, там можно и застрять.

Сразу при въезде в Казахстан — круглосуточная тусовка автостраховщиков, обменщиков, продавцов сувениров, кафешки и подобная инфраструктура. По чьему-то совету купили казахскую аптечку (500 руб.), хотя ее пока ни разу не спрашивали. А вот страховку приобрести надо обязательно — ее спрашивают всегда. На двоих водителей с большим стажем она обошлась в пересчете на наши деньги примерно в 1500 руб. Срок действия — две недели.

Да, и не забудьте про российский техосмотр — он должен быть, быть действующим, каждый гаишник его спросит. Находиться в Казахстане без регистрации можно то ли две недели, то ли месяц — мы не уточняли за ненадобностью. Там же, на границе, купили симку за 100 руб. — очень удобно — интернет в Казахстане работает хорошо, «Гугл.Карты» рулят. В пакет за эту сумму входит несколько гигабайт интернета — нам хватило.

От границы до Петропавловска (около 70 км) и чуть дальше дорога как в России. Ехать стремно — ямы, ухабы, узкие дороги и прочая ерунда как на родине. Дальше — через Кокшетау и до Астаны — отличная скоростная трасса, тапку в пол — и вперед!

Около 4 утра добрались до Кокшетау, заночевали в какой-то случайной гостинице. Общий душ и туалет, стоны за стеной, но комната бюджетненько стоит — меньше 600 руб. (3000 тенге).

На постах ночью останавливают и регистрируют всех, кто едет. Видимо, в целях безопасности. В общем-то, ничего страшного, деньги на этом этапе никто не вымогал, эти «прихваты» начались позже.

silk way ekb 1















День 2. Кокшетау — Боровое — Астана. Пробег 390 км


Позавтракали в Кокшетау. Город как город, если б не вывески на казахском — типичная Ревда. Видимо, промышленный центр. Около полудня выехали на трассу. К тому времени уже удалось оценить языковые способности местных: и здесь, и далее везде в Казахстане все говорят по-русски, что не может не радовать. Про еду: еда в кафе дешевая — как в городских заведениях, так и в придорожных ашханах-столовых легко можно уложиться в 100–200 руб. на наши деньги. Говорю именно про перекусы — дорогие рестораны в расчет не берем.

Из полезных лайфхаков: в Казахстане есть Сбербанк, с карты деньги снимаются без комиссии. Карты к оплате в Казахстане принимают, но не везде. Встречались и заправки, и магазины, не говоря уж о придорожных кафе, где карты либо не берут, либо делают вид, что у них что-то не работает и карта не проходит.

Бензин в Казахстане дешевый — около 26 руб. за литр 92-го. Из заправок нам советовали «Казмунайгаз», Helios и родную «Газпромнефть». Другими, в общем-то, и не пользовались, машинка на казахском бензине вела себя хорошо.

И про деньги: за один рубль дают примерно 5,5 тенге, везде куча обменников без комиссии, в магазине могут принять и рубли. Цены особо не сверяли, но, по ощущениям, процентов на 20–30 меньше, чем у нас.

От Кокшетау в сторону Астаны идет отличная 2–3-полосная трасса. В России я таких не встречал. Если есть радар-детектор — спокойно можно идти 150–170. Все так и делают, потому что камер на ней почти нет. Один перегон, от Щукинска до Астаны, платный, но недорогой, что-то около 250–350 тенге (50–70 руб.).

Местность ровная, болотистая степь и небольшие горки по обе стороны дороги. Кое-где еще лежит снег, серый и неинтересный пейзаж. Погода примерно как у нас, пригревает солнышко, но еще прохладно и ветрено. Весна где-то в пути.

Сделали небольшой крюк, через Щукинск и до озера Борового. Очень крутое место! Красивейшее озеро, вокруг горы, скалы, лес — romantique! Возникла даже мысль приехать туда на недельку с девушкой. Можно с палаткой, а можно в какой-нибудь дом отдыха — ими заставлен весь берег. Правда, говорят, что летом тут куча народу, а вот в мае — самое то. Очень чистая и еще холодная вода. Крюк небольшой, километров 40–50, поэтому заезжайте туда обязательно, если будете двигаться по этой дороге. Природа прямо очень повышает настроение и мотивирует на дальнейшие путешествия!

Про гостиницы: почти все ночевки, кроме стихийных и придорожных, прямо с трассы бронировали через «Букинг» — там есть почти все.

И вот перед нами Астана — странный город. При Советском Союзе он назывался Акмола и Целиноград, затем при президенте Назарбаеве туда была перенесена столица республики, и город отстроили почти с нуля. Собственно, и название переводится просто «столица». Город запомнился сочетанием стеклянных высоток и какого-то типично азиатского кипиша и местами c*ача. Широкие улицы и пронизывающий ветер (город в степи). Астана похожа на китайские мегаполисы: много людей, машин, небоскребы, но общее впечатление некоей пустоты. Того, что называется «старый город», там нет вообще — всё новодел. При этом вполне дружелюбные люди, много иностранцев, ощущается дух космополитизма в сочетании с какой-то простотой, что ли, провинциальностью.

И да, казашки — красивые.

silk way ekb




















В Астане есть район Левый берег, где, собственно, и сосредоточены правительственные здания и высотные бизнес-центры, спроектированные не кем-то там, а известным британским архитектором Норманом Фостером. Ну ничего такие, часа на их осмотр вполне хватит. Не мой стиль, мне больше по душе старые дома и улицы, каких много в Европе. Хотя центральная площадь с монументом «Байтерек» впечатляет. Это такой высокий столб с огромным шаром на верхушке, олицетворяющий древо жизни. Казахи поэтичны, ага.

Набрели на бизнес-центр «Москва», на 25-м этаже которого находится панорамный ресторан «Вечное небо». Там можно недорого отхватить видов Астаны и блюд тюркских народностей. Здесь же выяснилось, что именно казахских блюд в природе не существует, за исключением бешбармака (не понравился — очень много мяса с пресным вкусом), они собрали у себя микс узбекских, афганских и западнокитайских яств. Вообще все блюда в этой части Азии однотипны: манты, шурпа, лагман, жареное и тушеное мясо, огуречно-помидорный салат — вот в основном и весь набор. Для такого места действительно недорого — напились и наелись за 1000 руб. с человека. По сравнению с нашей «Панорамой» — сказка.

Ночная жизнь

Дальше мы двинулись по ночным заведениям Астаны. Побывали в клубах Rock’s и Zaza. Опять же — скорее не мои заведения, но вполне прилично: мирно, весело, позитивно. Молодежь такая же, как в любой стране мира. Вообще чем больше двигаюсь по миру, тем больше убеждаюсь, что люди, в общем-то, везде одинаковы. Всё — наносное, а базовые паттерны поведения, мотивации, мысли не особо различаются в разных культурах. Если по-простому, то нарядно одетые парни, как и везде, клеят девчонок, а красавицы-казашки, в мини-юбках и с нарощенными ресницами, призывно танцуют и соглашаются не сразу.

Так вот, про клубы. Zaza считается элитным клубом, там платный вход (2500 тенге), дорогие коктейли, модная молодежь и face control. Правда, при этом нас пустили в походной одежде: грязных джинсах, кроссовках и непонятных кофтах. Ну и правильно, никогда не понимал этот пафос в наших и московских клубах; главное ведь, чтобы лицо вызывало уважение и было респектабельным. По мне, так заведение похоже на наше «Эльдорадо», но с более спокойной и приличной публикой. Там в основном казахи почему-то — веселые и позитивные ребята — это к тому, что в Астане много русских, но именно в этом клубе 90% — казахи. Музыка — европоп.

День третий. Астана — Караганда — Балхаш. Пробег 600 км

У меня, как и у многих, бзик: в каждом городе, где я бываю, надо купить магнитик. Скоро придется покупать второй холодильник. С удивлением обнаружил, что в Казахстане почему-то плохо с сувениркой — даже в Екб ее больше. Уж не знаю почему — то ли не покупают, то ли не догадываются, что на ней можно делать неплохие деньги. Магнитик с трудом нашелся в каком-то торговом центре.

От Астаны до Караганды — 200 с небольшим километров и отличная двухполосная дорога, так что долетели за два часа, спасибо радар-детектору и отсутствию камер. Обогнули город по объездной — она вдрызг разбита, яма на яме — возможно, лучше было ехать через центр, мы не проверяли.

Караганда показалась серым, унылым индустриальным городом. Мне она напомнила депрессивный Первоуральск. Все-таки металлургия не украшает человеческую жизнь.

silk way ekb 2

















После Караганды дорога портится, на ней появляются ямки, и она уменьшается до одной полосы в каждую сторону. Но 90–120 км/ч идется легко, машин немного, населенных пунктов тоже. Поэтому уже к полуночи мы были около городка Балхаш, где и заночевали в придорожном мотеле за все те же 3000 тенге (600 руб.) на двоих. Там было спокойно, никаких стонов.

Из интересного: в этой местности реально почти никто не живет. Едешь 100 километров — и ни одного поворота с дороги в сторону, ни одного аула. На трассе встретилась легковушка с пробитым колесом. У нас было только одно свободное место, посадили к себе древнего деда, с трудом говорящего по-русски. Провезли его 150 километров до родного аула, а еще два пассажира (пара лет 45–50) остались в ночи ждать помощи.

Что поразило — вскоре нас остановила патрульная машина, гаишник проверил документы, рассказал, что у них есть служба помощи 112, на которую дозвонились те бедолаги, похвалил нас за помощь и укатил дальше в степь — помогать им. Уже потом нам рассказали, что местные полицейские хоть и любят разводить на деньги, но все же очень полезны: они помогают на трассе, из-за них почти не осталось бандитов и т.д. Хотя первая встреча с ними выглядела жутковато: едешь, никого не трогаешь — вдруг проезжающий навстречу автомобиль резко, как в американских фильмах, разворачивается, включает сирену и мигалку, догоняет тебя и командует остановиться.

Еще на юге-востоке Казахстана живет много дунган и уйгуров — это китайские народности, ближайшие соседи. У них свои общины, кухня, бизнес и проч. При этом они правоверные мусульмане — в мотеле, где мы остановились, не продавалось пиво, на стене висел Коран и мусульманские плакаты. Бедно, но очень чисто, вкусная еда.

Впереди — долгая дорога до Астаны: «увлекательные» степные пейзажи, красивейший Балхаш, более плотное знакомство с гаишниками, мертвый городок Мирный и много других мелких интересностей.

silk way ekb 4

Василий Созин

Источник

Поделиться:

Дата: