Мамин и его правительство: на трудном месте в трудное время

Дата:
Автор:
Мамин и его правительство: на трудном месте в трудное время

«С 2007 года ОФ »ЦСПИ «Стратегия» регулярно проводит экспертные опросы с целью оценки деятельности действующего на момент исследования казахстанского правительства. Так, в ноябре 2007 года состоялся первый экспертный опрос по оценке деятельности правительства К.Масимова. В сентябре 2014 года в центре внимания была работа правительства С.Ахметова. В марте 2016 года была проведена экспертная оценка деятельности второго кабинета министров Масимова. А в весеннем опросе 2018 года в поле зрения оказалась работа правительства под руководством Б.Сагинтаева. В 2020 году опрос был приурочен к году работы правительства А.Мамина.


Методика

 

Опрос экспертов проходит в анкетной форме. Анкета включает вопросы, касающиеся оценки правительства в целом и по отдельным критериям; оценки работы министерств; выявления сильных и слабых сторон работы правительства.
Большинство вопросов анкеты являются мониторинговыми и используются во всех ранее проведенных опросах, что позволяет проводить сравнительный анализ оценок работы правительств.
Опрос проводился в два этапа:


§На первом этапе (31 января-15 февраля 2020 г.) – по расширенной анкете.

§На втором этапе (20-25 февраля 2020 г.) предварительные данные по ключевым вопросам, полученные на первом этапе, вновь были разосланы экспертам с целью уточнения и корректировки первичных результатов.
Эксперты. В опросе 2020 года приняло участие 23 эксперта, которые представляют как частный, так и государственный сектора:


Сектор

Кол-во 

Доля, % 

Частный сектор

8

34,8

Государственный сектор

4

17,4

Неправительственный сектор

6

26,1

Квазигосударственная структура

1

4,3

Научно-исследовательская деятельность 

2

8,7

СМИ

2

8,7


Средний стаж работы в секторе у участников опроса 28,5 лет. Основные виды профессиональной деятельности – аналитическая и научно-исследовательская.
Основным источником информации о деятельности правительства РК для экспертов остаются вторичные материалы, публикуемые в интернет-изданиях. Почти каждый второй эксперт обращается за информацией непосредственно к первоисточникам в виде докладов и выступлений членов кабинета министров. Надо отметить, что по сравнению с 2018 годом, на текущий момент большее внимание со стороны экспертов уделяется таким материалам, как: выступления и интервью общественных деятелей, разговоры с коллегами и комментарии, и ссылки, публикуемые в социальных сетях. Пресс-релизы государственных ведомств, как и официальные сайты госорганов, в качестве источников информации о деятельности Правительства не пользуются популярностью среди экспертов.


*Можно было выбрать два варианта ответа

Оценка Правительства

 

В конце февраля (официальное назначение 25.02.2019г.) Аскар Мамин, занимавший должность первого заместителя премьер-министра, сменил на посту главы Правительства своего шефа Б.Сагинтаева. Надо отметить, что в рейтингах управленческой элиты Казахстана, регулярно проводимых ОФ «ЦСПИ «Стратегия» А.Мамин практически не уступал по оценкам своему тогдашнему шефу, а иногда и опережал его по критериям «эффективность» и «перспективность».
Назначение прошло в контексте смены первого руководителя страны, что, как отмечают эксперты, обозначило миссию правительства на политический сезон 2019-20, и наложило отпечаток на восприятие А.Мамина лично и возглавляемого им кабинета министров.
Работа Правительства А.Мамина за истекший год была оценена экспертами на «удовлетворительно» – 2,88 балла по 5-и балльной шкале, (где 1 – очень низкая оценка, 5 – высокая). Чаще всего эксперты выбирали оценку в 3 балла, аргументируя это тем, что «Правительство Мамина смогло не допустить крупных просчетов, но и больших достижений у него нет». Максимальная оценка работы этого Правительства составила 4 балла («нужно отдать должное, Правительство справляется, создавая иллюзию единственного органа, который на каждодневной основе выполняет те технические задачи, которые перед ним ставят»), минимальная – 1 балл («монополизация экономики продолжается, резкий рост цен на продукты, уровень жизни понижается»).


По результатам предыдущих опросов, самую высокую оценку получила работа первого Правительства К.Масимова (2007г.) – «хорошо».
Правительство С.Ахметова (2014г.) получило от экспертов «удовлетворительно»
Работа второго Правительства К.Масимова (2016г.), как и работа Правительства Б.Сагинтаева (2018г.) получили оценку, близкую к «плохо»



Как и в случае с правительством Б.Сагинтаева, большая часть экспертов считает, что страна получила очередное «компромиссное» правительство («ограниченные ресурсы и желание угодить всем и везде»). Второй по популярности образ – «техническое» правительство. В пользу этого образа, по мнению экспертов, говорит то, что «на него возложена задача исправления ошибок предшественников и выполнение сиюминутных задач. Никаких долгосрочных программ и перспектив не просматривается… Кроме того, следует учесть, что на многих должностях в министерствах сейчас проходят обкатку выпускники программы «Болашак», которых, видимо, и будут дальше выдвигать на руководящие посты».
Надо отметить, что эксперты полностью проигнорировали при выборе образа правительства такие варианты, как «кризисное», «новационное», «политическое», «реформаторское». Напомним, что первое правительство К.Масимова (2007г.) эксперты определили в большей степени как «реформаторское», а правительство С.Ахметова (2014г.) как «техническое».
Самым неблагоприятным и при этом оказывающим наибольшее влияние на работу Правительства А.Мамина фактором эксперты считают начало транзита власти, что в значительной степени ограничивает возможности для маневра, заставляя Премьера балансировать между двумя центрами власти: «Премьер сам по себе достаточно сильный, неплохой состав министров. Другое дело, что стратегию выработать не могут, потому что оба президента завалили Правительство своими ценными указаниями. В социальной сфере это особо видно», «он работает в соответствии с данными ему установками, а они в Акорде и Библиотеке отличаются».
В контексте транзита власти, ожидаемо наиболее высоко эксперты оценивают такую характеристику Правительства А.Мамина, как гибкость (3 балла). Более высоко, чем у предыдущего правительства, оценены профессионализм и межведомственное взаимодействие, «честно и достаточно эффективно выполняют поставленные задачи и программы. Не их вина, что сами программы не могли привести к позитиву в экономике»
В целом, если сравнивать с правительствами Б.Сагинтаева (2018 г.) и К.Масимова (2016 г.), Правительство А.Мамина, по оценкам экспертов, более гибкое и профессиональное, но еще менее инициативное и ответственное. Таким образом, «работа действующего правительства, как, впрочем, и предыдущего, можно назвать инерционной. Собственной программы реформ оно не имеет, что вполне объяснимо, поскольку глубокие реформы требуют политической воли. Следовательно, Правительство действует в том пространстве маневров, которое ему отведено, по сути являясь техническим оператором по исполнению поручений Президента, но не самостоятельным политическим актором».


ОЦЕНИТЕ РАБОТУ ПРАВИТЕЛЬСТВА С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ПРОЦЕССА ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ НА ОСНОВЕ ПРЕДЛОЖЕННЫХ ХАРАКТЕРИСТИК:

Правительство Б.Сагинтаева

Правительство А.Мамина

1

Гибкость

2,50 (3)

3,00

2

Оперативность

2,55 (1)

2,94

3

Профессионализм

2,25 (5)

2,65

4

Прагматизм

2,53 (2)

2,59

5

Межведомственное взаимодействие

2,32 (4)

2,59

6

Ответственность

1,90 (7)

1,88

7

Инициативность

1,95 (6)

1,76



При оценке работы организации любой формы собственности крайне важными представляются показатели, которые бы отражали успешность/эффективность ее работы. (Мы регулярно оцениваем текущий состав правительств на основе стандартизированного списка показателей).
В рамках текущего опроса в качестве базовых (основных) показателей (индикаторов) для оценки качества работы правительства из стандартизированного списка показателей эксперты выделили следующие (в таблице ниже отмечены жирным шрифтом):
-динамика тарифов на коммунальные услуги и цен на товары первой необходимости;
-повышение уровня жизни населения;
-выполнение государственных программ;
-уровень безработицы;
-уровень средней реальной заработной платы;
-исполнение бюджета и его дефицит.
Если оценивать работу Правительства А.Мамина по базовым показателям, то из 6 показателей только два оказались в верхней части рейтинга, а именно: исполнение бюджета и его дефицит (3,25 балла) и динамика тарифов на коммунальные услуги и цен на товары первой необходимости (2,65 балла). Многие эксперты отметили, что «Мамин удержался от грандиозных проектов и эффективно работает с бюджетом».
По таким базовым параметрам, как «выполнение госпрограмм» и «повышение уровня жизни населения» оценки очень низкие – 2,00 и 1,81 балла соответственно. «Нет позитивных сдвигов в экономике, рост цен сохраняется. Соответственно, уровень реальных доходов населения не растет и даже снижается».
В целом, заметно, что оценка экспертов работы Правительства А.Мамина по параметрам не высокая: максимальная оценка – 3,25 балла, минимальная – 1,60 балла, по 5-ти балльной шкале. Выше оценивается работа Правительства по макроэкономическим и социально чувствительным показателям. Ниже – по показателям, отражающим социальный эффект от проводимой в стране экономической политики. Так, бюджетная политика, ВВП на душу населения, уровень инфляции и среднегодовой прирост ВВП, оцениваются выше, чем миграционные показатели, уровень жизни населения и исполнение госпрограмм.


КАК БЫ ВЫ ОЦЕНИЛИ РАБОТУ ПРАВИТЕЛЬСТВА А.МАМИНА ПО ПРЕДЛОЖЕННЫМ КРИТЕРИЯМ ОЦЕНКИ

средний балл

1.

Исполнение бюджета и его дефицит

3,25

2.

Динамика тарифов на коммунальные услуги и цен на товары первой необходимости

2,65

3.

Количество и частота акций социального протеста

2,63

4.

Объем привлеченных инвестиций

2,56

5.

Размер государственного долга

2,50

6.

ВВП на душу населения

2,38

7.

Среднегодовой реальный прирост ВВП

2,33

8.

Уровень средней реальной заработной платы

2,25

9.

Уровень инфляции

2,24

10.

Уровень безработицы

2,19

11.

Сальдо естественного прироста населения

2,13

12.

Выполнение государственных программ

2,00

13.

Повышение уровня жизни населения

1,81

14.

Сальдо миграции

1,60



В ходе анкетирования экспертам предлагалось ответить на вопрос о том, что они считают достижениями в работе Правительства А.Мамина. Этот вопрос анкеты был открытым. На первом этапе на основе ответов экспертов был составлен список достижений, а на втором этапе эксперты должны были высказать свое мнение относительно коллективно предложенных вариантов.
Итак, по мнению экспертов, в свой актив Правительство А.Мамина может записать следующие достижения: 1) передачу КПН от МСБ в местные бюджеты, 2) исполнение бюджета и 3) восстановление г.Арысь. Как спорные достижения рассматриваются разработка и принятие ДКБ 2020-2025 и переговоры по ЕАЭС.


Основным достижением первого правительства К.Масимова большинство экспертов посчитало принятие Трудового кодекса РК; правительства С.Ахметова – сдерживание инфляции.
Основным недостатком, слабой стороной первого Правительства К.Масимова была названа борьба с коррупцией; Правительства С.Ахметова – принятие непопулярных мер в социальной сфере



При этом большинство экспертов отказывается рассматривать в качестве достижений данного Правительства следующие действия: решение вопросов социальной поддержки многодетных семей, рост ВВП, меры по стабилизации цен, реализацию предвыборных обещаний К.Токаева, отсутствие внутренних и внешних конфликтов. Данная позиция объясняется «рутинным исполнением давно придуманного и запланированного, либо скомандованного и определенного сверху».


ПО ВАШИМ ОЦЕНКАМ, ЧТО ЯВЛЯЕТСЯ ДОСТИЖЕНИЯМИ В РАБОТЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА А.МАМИНА?

Согласен

Не согласен

Затрудняюсь ответить

1.

Передача КПН от МСБ в местные бюджеты

65%

24%

12%

2.

Исполнение бюджета

59%

29%

12%

3.

Восстановление г.Арысь

59%

29%

12%

4.

Разработка и принятие ДКБ 2020-2025

47%

47%

6%

5.

Переговоры по ЕАЭС

47%

47%

6%

6.

Работа по исполнению стратегических задач, поставленных на съезде партии «Нур Отан»

35%

59%

6%

7.

Завершение строительства и ввод в эксплуатацию газопровода «Сарыарка»

24%

59%

18%

8.

Решение вопросов социальной поддержки многодетных семей

24%

71%

6%

9.

Рост ВВП

24%

71%

6%

10.

Меры по стабилизации цен

24%

71%

6%

11.

Реализация предвыборных обещаний К.-Ж.Токаева

18%

76%

6%

12.

Отсутствие внутренних и внешних конфликтов

6%

88%

6%



По аналогичной схеме были изучены ответы респондентов по поводу недостатков работы Правительства А.Мамина. В отношении этого вопроса мнения экспертов были более определенными: 10 из 12 названных на первом этапе недостатков работы Правительства были поддержаны большинства экспертов и на втором этапе.
Таким образом, по итогам опроса, основными недостатками были признаны: 1) безынициативность, 2) слабая работа с естественными монополистами, 3) несамостоятельность, 4) несбалансированность политик в отношении МСБ и в социальной сфере, 5) отсутствие внятной экономической политики, 6) отсутствие анализа, мониторинга и отчетности по госпрограммам.
Также большинство экспертов согласились с мнением, что Правительство А.Мамина дезориентировано в текущей системе политических координат с двумя центрами принятия решений, и при этом занимается лоббированием корпоративных интересов в ущерб интересам населения.
Как спорный недостаток рассматриваются новые инициативы в сфере образования. И чаще не рассматривается в качестве недостатка работы Правительства проведенная в МВД реформа.


ПО ВАШИМ ОЦЕНКАМ, ЧТО ЯВЛЯЕТСЯ НЕДОСТАТКАМИ В РАБОТЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА А.МАМИНА?

Согласен

Не согласен

Затрудняюсь ответить

1.

Отсутствие инициативности

88%

6%

6%

2.

Слабая работа с естественными монополистами

88%

6%

6%

3.

Несамостоятельность

88%

6%

6%

4.

Несбалансированность политик в отношении МСБ и в социальной сфере

82%

12%

6%

5.

Отсутствие внятной экономической политики

82%

6%

12%

6.

Отсутствие анализа, мониторинга и отчетности по госпрограммам

76%

18%

6%

7.

Низкий уровень межведомственного взаимодействия

76%

18%

6%

8.

Спонтанность при принятии решений

71%

24%

6%

9.

Дезориентация в текущей системе политических координат с двумя центрами принятия решений

65%

29%

6%

10.

Лоббирование корпоративных интересов в ущерб интересов населения

65%

29%

6%

11.

Новые инициативы в сфере образования

47%

47%

6%

12.

Реформа МВД

41%

53%

6%



В целом, надо отметить, что многие эксперты сходятся во мнении, что «для видимых улучшений социально-экономической ситуации нужна команда несколько другого уровня и несколько иных амбиций». Правительство А.Мамина «максимум, на который способно в предложенных обстоятельствах, оно выдает. Нельзя сказать, что они - плохие исполнители. Однако, как говорила Белая Королева в «Алисе в Зазеркалье»: «Нужно бежать со всех ног, чтобы только оставаться на месте, а чтобы куда-то попасть, надо бежать как минимум вдвое быстрее!».


ТОП-5 МИНИСТЕРСТВ 2018 года:
1. Министерство национальной экономики
2. Министерство труда и социальной защиты населения
3. Министерство по инвестициям и развитию
4. Министерство образования и науки
5. Министерство финансов



По итогам ответов на вопрос о том, деятельность каких из перечисленных министерств, по оценкам экспертов, наиболее важна на данном этапе развития страны было выявлено, что, по сравнению с 2018 годом, перечень министерств, вошедших в ТОП-5, практически не изменился, но поменялась их приоритетность. Первое место сохраняется за министерством национальной экономики. На вторую позицию вышло министерство внутренних дел, значимость которого вновь актуализировалась. Министерство труда и социальной защиты, занимавшее ранее 2 позицию, спустилось на 5 позицию, тем самым позволив подняться в рейтинге министерству образования и науки и министерству финансов.


ТОП-5 МИНИСТЕРСТВ 2020 года:
1. Министерство национальной экономики
2. Министерство внутренних дел
3. Министерство образования и науки
4. Министерство финансов
5. Министерство труда и социальной защиты населения 



Эксперты обращают внимание на новичков в Правительстве А.Мамина, которые возглавили два из ключевых министерства. Это: министр образования и науки А.Аймагамбетов и министр труда и социальной защиты Б. Нурымбетов. По прогнозам экспертов, от них стоит ожидать «зримых» успехов, поскольку они, во-первых, получили от Президента шанс перейти из второго эшелона (вечных замов) в первый, во-вторых, пришли на волне противоречий с предшественниками.
В целом же, средние оценки работы всех министерств, как и Правительства в целом, пока варьируют на уровне 2-3 баллов. По итогам опроса, только три министерства получили среднюю оценку выше 3-х баллов: это министерство индустрии и инфраструктурного развития, министерство иностранных дел и министерство энергетики.


В ТАБЛИЦЕ НИЖЕ ПОСТАВЬТЕ, ПОЖАЛУЙСТА, СВОЮ ОЦЕНКУ РАБОТЕ ЗА ПОСЛЕДНИЙ ГОД КАЖДОГО ИЗ ПЕРЕЧИСЛЕННЫХ МИНИСТЕРСТВ

Средний балл

1.

Министерство индустрии и инфраструктурного развития

3,12

2.

Министерство иностранных дел

3,06

3.

Министерство энергетики

3,06

4.

Министерство финансов

2,88

5.

Министерство цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности

2,69

6.

Министерство торговли и интеграции

2,63

7.

Министерство сельского хозяйства

2,59

8.

Министерство здравоохранения

2,53

9.

Министерство труда и социальной защиты населения

2,41

10.

Министерство экологии, геологии и природных ресурсов

2,41

11.

Министерство информации и общественного развития

2,35

12.

Министерство образования и науки

2,24

13.

Министерство национальной экономики

2,18

14.

Министерство культуры и спорта

2,12

15.

Министерство обороны

2,12

16.

Министерство юстиции

2,00

17.

Министерство внутренних дел

2,00



Обращает внимание, что работа министерств внутренних дел и обороны, которые занимали первые места в прошлых исследованиях, по результатам текущего опроса, оцениваются ниже остальных министерств. МВД, занявшее вторую позицию как ведомство, работа которого наиболее важна на данном этапе, по результатам оценки этой самой работы, заняло последнее, 17, место среди министерств, а министерство обороны – 15 место. Эксперты отмечают, что «силовой», правоохранительный блок стал трудноуправляемым и неэффективным, тем самым потеряв доверие. «В целом деятельность самого Премьер- Министра можно оценить положительно чего нельзя сказать о команде Правительства в целом. Мамин проявляет себя как лояльный человек как новой, так и старой элите. При этом отдельные члены его кабинета в лице … представителей ряда силовых министерств, все-таки, не скрывают свою абсолютную лояльность по отношению к Первому Президенту и зачастую саботируют начинания действующего Президента».
Министерство образования и науки и министерство национальной экономики заняли 12 и 13 место по эффективности работы, набрав 2,24 и 2,18 балла соответственно. Как «незачет» министерству образования и науки ставится неудача в согласовании с заинтересованными ведомствами соцпакета и льгот для педагогов, что делает Закон «О статусе педагога» рамочным и декларативным, а также продолжающееся неоднозначное реформирование сферы. А министерство национальной экономики до сих пор не предложило новой экономической стратегии; при этом попытки министерства дискутировать на эту тему вызывают у экспертов скепсис.
Министерство финансов оказалось на 4 позиции и в рейтинге эффективности работы (2,88 балла), и в рейтинге ведомств, работа которых наиболее важна на данном этапе.
Работа министерства труда и социальной защиты населения была оценена на 2,41 балла (9 место). Экспертами это объясняется тем, что «социальный блок после проведения последних реформ потерял свою популярность. Фактическое сокращение расходов и забюрократизированность принятия решений по социальной адресной помощи пошатнули положение Правительства, что способствовало снижению кредита доверия». Не добавил привлекательности министерству и скандал главы Центра развития трудовых ресурсов Т. Дуйсеновой с внештатным советником Президента О. Худайбергеновым.

Оценка Премьер-министра

 

При оценке работы премьер-министра эксперты проявили лояльность: 55% участников опроса считают, что А Мамин справляется с возложенными на него обязанностями. Существенной оговоркой при этом служит выражение «справляется, но в жанре технического исполнителя». В представлениях экспертов, при наличии потенциала («если реализация программы реформ будет возложена на правительство в нынешнем его составе во главе с нынешнем премьером, и им будет выдан карт-бланш, то в принципе, они могут добиться определенного успеха»), фигура премьер-министра в текущей системе политических координат – это зависимая переменная, и ее функция строго соответствует тем задачам, которые ставятся перед ней, «будут требовать правильные вещи – будет делать правильные», «если бы ему дали внятную установку с четкими критериями эффективности работы – премьер работал бы лучше. В принципе он работать умеет».
Неоспоримыми качествами А.Мамина в качестве главы правительства выступают его исполнительность и умение балансировать в условиях двоевластия. «А. Мамин всех устраивает – и большую часть элитных групп, и президента, который входил в курс дел и «осматривался». Надо признать, что А.Мамин не вызывает раздражение, умеет держаться в тени, не «бликует» информационно, отвлекая внимание от президента».
Также в экспертной среде преобладает мнение, что «при тех кадрах, которые имеются на всех уровнях, могло быть и хуже при другом, не столь опытном управленце», каким является премьер-министр А.Мамин. 53% считают его опытным руководителем, не лишенным политического чутья, который «умудряется» держать в тонусе кабинет министров, а «в условиях все большей разделенности элиты все-таки сохранять баланс интересов, где-то симулируя, где-то находя способ для отсрочки тех или иных решений».

С КАКИМИ ИЗ ПРИВЕДЕННЫХ ХАРАКТЕРИСТИК А.МАМИНА В КАЧЕСТВЕ ГЛАВЫ ПРАВИТЕЛЬСТВА ВЫ СОГЛАСНЫ?

Согласен

Не согласен 

Затрудняюсь ответить 

Исполнительный

88%

6%

6%

Умеет балансировать в условиях двоевластия 

76%

18%

6%

Имеет политическое чутье

53%

35%

12%

Опытный руководитель

53%

41%

6%

Профессионал

29%

59%

12%

Перспективный управленец

18%

71%

12%

Талантливый организатор

6%

82%

12%



Но несмотря на вышесказанное, эксперты в своем большинстве скептически настроены относительно его профессионализма, управленческого таланта и перспективности. 45% экспертов считают, что А.Мамин не в полной мере справляется с возложенной на него работой главы Правительства. Основные претензии сводятся к низкой эффективности принимаемых решений, приверженности старым методам и подходам для решения социально-экономических проблем и безынициативности.

С КАКИМИ ИЗ ПРИВЕДЕННЫХ КРИТИЧЕСКИХ АРГУМЕНТОВ В АДРЕС А.МАМИНА В КАЧЕСТВЕ ГЛАВЫ ПРАВИТЕЛЬСТВА ВЫ СОГЛАСНЫ?

Согласен

Не согласен

Затрудняюсь ответить

Низкая эффективность принимаемых правительством решений

88%

6%

6%

Приверженность старым методам и подходам в решении экономических и социальных вопросов

88%

6%

6%

Безынициативный

76%

18%

6%

Отсутствие оперативности в работе правительства

59%

35%

6%

Не отстаивает позиции правительства

47%

47%

6%

Ориентация на «Библиотеку»

41%

41%

18%

Не поддерживает высокий уровень исполнительской дисциплины правительства

35%

59%

6%



Примечательно, что назначение А.Мамина премьер-министром изначально не вызывало оптимизма в экспертном сообществе: 52% опрошенных не возлагали особых надежд на назначение А.Мамина на должность премьера, 35% – не ждали ничего хорошего, и только 13% испытывали позитивные ожидания, которые частично оправдались. Поэтому, в целом, существенных разочарований от возлагаемых (и не возлагаемых) на премьер-министра надежд выявлено не было.


Оправдались ли ваши ожидания в связи с назначением А.Мамина на пост премьер-министра?

Полностью оправдались

Частично оправдались

Итого

Каковы были ваши ожидания в связи с назначением А.Мамина на пост премьер-министра?

Возлагал большие надежды

4%

4%

Испытывал некоторую надежду

9%

9%

Не возлагал особых надежд 

22%

30%

52%

Не ждал ничего хорошего

26%

9%

35%

Итого

48%

52%

100%



Обращает внимание, что требования, которые предъявляются к А.Мамину как к главе Правительства со стороны экспертного сообщества и на основании которых оценивается его работа, все-таки, в большей степени опираются на оценки эффективности принятых им решений, по тем изменениям социально-экономических условий в развитии и жизни общества, которые они повлекли, а не его умение лавировать между центрами принятия решений. Очевидно, что общественный дискурс меняется, растет давление общественности с требованием принятия новой экономической стратегии, проведения политических реформ, в целом улучшения условий жизни и ведения бизнеса в стране. Поэтому использование старых политических лекал при принятии решений, отсутствие видения, планов на перспективу развития общества, экономики, неумение оценить всех последствий принимаемых решений, безынициативность исполнительной власти под руководством любого премьера будут оцениваться как слабость и вызывать недовольство и критику в обществе.


С назначением премьер-министром К.Масимова (2007 г.) и С.Ахметова (2014 г.) эксперты испытывали определенную надежду. Ожидания от второго назначения К.Масимова (2016 г.) на пост главы правительства были менее позитивными: 44% ответили, что не возлагали особых надежд. Еще менее позитивными были ожидания от назначения Б.Сагинтаева: 55% ответили, что не возлагали особых надежд.



Экономическая стратегия. Возвращаясь к оценке непосредственно деятельности правительства, имеет смысл напомнить, что, в целом, экономическая стратегия государства, которую осуществляет исполнительная власть, должна определять трансформацию приоритетов и инструментов государственного вмешательства в экономику для реализации его политической стратегии. Таким образом, экономстратегия характеризует направленность действий государства и принципы их реализации в самом общем виде для долгосрочного периода. Принципы же государственного вмешательства в экономику для реализации его стратегических задач в текущем периоде конкретизирует его экономическая политика.
Какой же экономической стратегии придерживается действующее Правительство? По результатам экспертного опроса, 74% опрошенных экспертов полагают, что Правительство Казахстана, как и при Б.Сагинтаеве (60%), является проводником корпоративной экономической стратегии, полагающей целью реализацию эгоистических интересов властвующего социального слоя (корпорации) за счет снижения уровня жизни граждан. «В нынешней олигархической экономике, при доминировании в экономике также квазигоссектора, у правительства весьма маленький набор инструментов, чтобы развивать страну».



О том, что в настоящее время в РК осуществляется мобилизационная стратегия, при которой государство усиливает прямое регулирование производства и внешнеэкономических связей, сказали только 9% экспертов. Такое же количество экспертов считает, что государство уже установило контроль над движением товаров и капиталов и пытается сохранить свое влияние и присутствие на рынке. Только 4% участников опроса видят изменение в сторону либерализации рынка и отмечают, что отечественная экономика становится все более открытой для свободного движения товаров и капиталов.
По итогам опроса, на текущий момент на экономическое положение страны в большей степени влияют экономические субъекты нового формата, а не традиционные институты государственного аппарата. По мнению экспертов, ответственность за экономическое положение в стране, в первую очередь, лежит на таких субъектах экономики как: представители крупного бизнеса (3,95 балла) предприятия квазигосударственного сектора (3,43 балла) и банки второго уровня (3,27 балла). Также к субъектам, оказывающим влияние на экономику страны (оценка выше 3-х баллов), можно отнести Национальный банк (3,00 балла) и Администрацию Президента (3,13 балла).
Правительство по уровню влияния на состояние экономики страны занимает лишь 6 строчку (2,95 балла). «Оздоровление казахстанской экономики лежит в плоскости политических решений, которые находятся вне компетенции Правительства», «удалось конвертировать растущие расходы бюджета в рост экономики и реальных доходов населения, но Правительство так и не смогло выйти на новую модель экономического роста, не преодолело старых проблем, а лишь воспроизводит кабинеты-предшественники».
Самым низким уровнем влияния на экономику страны из перечисленных субъектов, по оценкам экспертов, обладает Парламент (1,81 балла).


КАКИЕ СТРУКТУРЫ (ИНСТИТУТЫ), НА ВАШ ВЗГЛЯД, В БОЛЬШЕЙ СТЕПЕНИ ВЛИЯЮТ НА ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ СТРАНЫ НА ТЕКУЩИЙ МОМЕНТ?

Средний балл

1.

Крупный бизнес

3,95

2.

Национальные холдинги («Самрук Казына», «КазАгро» и др.)

3,43

3.

Банки второго уровня

3,27

4.

Администрация Президента

3,13

5.

Национальный банк

3,00

6.

Правительство

2,95

7.

Международные экономические организации

2,42

8.

Малый и средний бизнес

2,38

9.

Местные органы власти

2,31

10.

Парламент

1,81





Источник: Nomad.su

Теги: Казахстан

Поделиться: