Легендарные школы Алматы

Дата:
Легендарные школы Алматы

Репортаж о четырех легендарных школах Алматы. Они были основаны еще в 20-30-е годы, их учителя и учащиеся сражались на фронтах великой отечественной, среди их выпускников представители политической, научной и культурной элиты Казахстана. 

Школа-гимназия № 56 имени К. Сатпаева

В нашей школе, как сейчас говорят, учились дети элиты нашей страны. Несмотря на это, ученики и их родители проявляли скромность и уважали преподавателей. Никто не старался выделиться за счет громкой фамилии. Иногда о том, что учила сына или дочку министра или руководителя обкома, я узнавала лишь на выпускном, когда встречалась с родителями.

Школа № 56 является одной из старейших в городе. Первое двухэтажное здание, своим фасадом выходящее на улицу Фурманова, было построено еще в 1926 году. В 1928-м школе было присвоено имя А. С. Пушкина. 

В 1930-м была сооружена трехэтажная пристройка, а в 67-м построено новое здание. Главный вход в школу, обрамленный колоннами и выполненный в характерном для сталинской архитектуры тех лет стиле,  является частью первоначальной постройки.

Благодаря расположению в «золотом квадрате», в школу поступали дети известных культурных деятелей, политиков и ученых. Здесь обучались дети и внуки Каныша Сатпаева, Муканова, Ауэзова, сын Жамал Омаровой, дочь Бибигуль Тулегеновой. Среди известных выпускников значится и Дарига Назарбаева. В 1964 году школа была переименована в честь Сатпаева, а шефство над ней взяла Академия наук, оказывавшая учебному учреждению посильную помощь.

Об атмосфере, которая царила среди учителей и учеников одной из самых элитных алматинских школ советского времени рассказывает учитель французского языка Неля Александровна Герина, проработавшая здесь не одно десятилетие.

— Здесь были очень сильные учителя. Устроиться работать в эту школу было не так просто. Директора проводили настоящий отбор, выбирая только лучших, словно тренеры, создающие спортивную команду. Начиная с начальной школы здесь не было проходных преподавателей. Каждый горел своим делом. У многих были звания «отличник просвещения КазССР» или «народный учитель». Математики имели докторские степени, а литераторы были настоящими артистами. Когда я только пришла сюда, то ходила на их уроки и открывала рот от удивления.

Школа имела физико-математический уклон, и это отражалось на процессе обучения. В старших классах число уроков математики вместе с факультативами доходило до семи-девяти в неделю. Выпускники до сих пор вспоминают таких преподавателей, как Людмила Степановна Шестакова и Дмитрий Евгеньевич Мысягин. В 56-й школе преподавателем математики долгое время работал и Архимед Искаков, позже основавший легендарную Архимедку. Выпускники школы поступали на технические спецальности в МГУ, МГИМО, Бауманское училище. Когда на экзаменах в эти вузы университетские преподаватели узнавали, где учился абитуриент, все вопросы отпадали. Таков был авторитет 56-й школы.

В кабинете французского языка

В кабинете французского языка

Несмотря на уклон в сторону технических специальностей, в 56-й не забывали и о гуманитарных предметах. Так, на высоком уровне преподавались английский и французский языки. По французскому школа конкурировала даже с 25-й, где этот предмет считался одним из профильных.

Кипела и школьная жизнь вне занятий. Ученики посещали различные кружки, ставили полноценные спектакли и организовывали концерты. Спортивные команды по волейболу и баскетболу регулярно выигрывали кубки городских соревнований. 

— У нас происходило много интересного. Регулярно устраивали праздник песни и строя. Однажды в юбилей освобождения блокадного Ленинграда провели тематический вечер, посвященный этому событию. Школьники подготовили яркие театрализованные номера, всем зрителям раздали по 125 граммов хлеба, собственноручно испеченного учениками — норму выдачи по карточкам в самые тяжелые годы блокады. У преподавателей и родителей были слезы на глазах. Прошло уже много лет, но мы до сих пор вспоминаем это мероприятие,  — рассказывает Неля Александровна.

В 56-й школе впервые был проведен эксперимент, когда одаренных детей переводили из третьего сразу в пятый класс. В составе некоторых классов было до 25 золотых медалистов.

Виктор Цой и Рашид Нугманов на съемках фильма «Игла» в Алма-Ате

Виктор Цой и Рашид Нугманов на съемках фильма «Игла» в Алма-Ате

В 1987 году в 56-й школе произошло событие, ставшее городской легендой. Одним из выпускников был автор культовой «Иглы» Рашид Нугманов. В съемках принимал участие учитель математики Архимед Искаков. Однажды ученики, прознав, что их преподаватель работает на одной площадке с Виктором Цоем, попросили его устроить встречу со звездой советского рока. Цой легко согласился на предложение и после съемок заскочил в школу. На встрече присутствовал только класс Архимеда. Цой в течение трех часов пытался общаться с ребятами и пел для них, но те, шокированные столь неожиданным визитом легенды, не смогли выдавить ни слова. На следующий день, извинившись перед преподавателем, они попросили повторить встречу. Цой снова согласился выступить перед школьниками.

— Это было удивительное событие в истории нашей школы. О приходе Цоя было объявлено заранее, и собралось около 150 человек — учителя, ученики и их родители. В течение часа музыкант играл свои песни и общался со зрителями. После этого в том кабинете мы повесили вырезки из газет и фотографии с того выступления. В 2009-м установили памятную табличку, — вспоминает Неля Александровна.

Для 56-й школы характерна преемственность поколений. Многие ее ученики отдавали туда своих детей, а затем и внуков. Одним из директоров школы была ее бывшая ученица.

— Так как нас курировала Академия наук, мы с учениками часто ездили в походы и экспедиции. Один из преподавателей возил свой класс на раскопки города Отрар. Учителя регулярно организовывали турпоездки. Одно время у школы даже был свой летний лагерь на берегу Иссык-Куля.

Другой преподаватель 56-й школы, Наталья Александровна Попова, проработавшая в ней с 1981 года, вспоминает, какие необычные отношения складывались между учителем и его подопечными.

— Я пришла сюда из 33-й школы. Несмотря на то, что до этого уже семь лет проработала в Медеуском районе, администрация еще присматривалась ко мне, прежде чем окончательно принять меня на работу. Однако самый большой экзамен мне устроили ученики. Однажды захожу в класс, а один из учеников, Бопеш Жандаев, позже ставший известным казахстанским актером, с ходу спрашивает: «Расскажите, как образовалась земля?» Пришлось выкручиваться, импровизировать и отвечать. Уровень знаний у учеников был очень высок. Не только они обучались у меня, но я и сама чему-то училась у них.

В нашей школе, как сейчас говорят, учились дети элиты нашей страны. Несмотря на это, ученики и их родители проявляли скромность и уважали преподавателей. Никто не старался выделиться за счет громкой фамилии. Иногда о том, что учила сына или дочку министра или руководителя обкома, я узнавала лишь на выпускном, когда встречалась с родителями. У меня учился внук Колбина. Водитель специально оставлял его подальше от школы, чтобы не смущать одноклассников. Мальчик ничем не выделялся среди других, а его дед в то время был ни много ни мало руководителем республики. Заходила ко мне и супруга Назарбаева. Сара Алпысовна сдавала партийные взносы, а я как раз была руководителем парткома школы. Она забегала ко мне, здоровалась, спрашивала о дочери, иногда коротко беседовала о бытовых вещах. Никакого высокомерия не было.


Автор фото Андрей Переверзев

Автор фото Андрей Переверзев

Гимназия № 25 им. И. Есенберлина

Когда открыли 12-ю школу, у нас забрали многих учителей английского. Тогда мы были вынуждены ввести китайский, как второй иностранный. Наверное, мы были единственной школой в городе, где учили этот язык.

Школа № 25 была построена в 1937-м. Она располагалась на улице Дзержинского, ныне Наурызбай батыра. Напротив находилось здание КГБ и милицейский стадион «Динамо». Неудивительно, что в таком окружении школа первоначально была названа именем Ежова, однако после ареста опального руководителя НКВД она получила имя Феликса Эдмундовича Дзержинского и носила его вплоть до 90-х годов.

Об интересной истории 25-й школы и ее знаменитых выпускниках рассказывает 90-летняя Серафима Филатовна Никонова, работавшая в ней учителем истории с 1950 года.

— Я с отличием окончила историко-филологический факультет и могла пойти в аспирантуру или работать в  партшколе. Однако в биографии у меня был один пункт — дочь раскулаченного — и поэтому путь туда был закрыт. Мне предложили работать в одной из городских школ, и выбор пал на 25-ю. Тогда это была одна из элитарных школ с очень высоким уровнем обучения.

Школа № 25, 50-е годы

Школа № 25, 50-е годы

— Когда я пришла сюда, школа была мужской. Нравы здесь царили достаточно суровые. На первом же уроке ученики подбросили мне в стол дохлую мышь. Позже мы с ними подружились. 

Почти с самого основания школа приобрела языковой уклон. С 1964 года началось углубленное изучение французского языка. При 25-й школе появилась целая французская кафедра. В результате ее ученики регулярно побеждали на городских и республиканских олимпиадах по этому предмету.

Преподавался здесь и такой экзотический предмет, как китайский язык.

— Когда открыли 12-ю школу, у нас забрали многих учителей английского. Тогда мы были вынуждены ввести китайский, как второй иностранный. Наверное, мы были единственной школой в городе, где учили этот язык. Преподавала его Сусана Исифовна, много лет прожившая в Китае. Помню, ей приходилось очень тяжело, потому что никто не хотел учить китайский. В итоге, когда этот выпуск поступал в университет, им записали, что иностранный язык абитуриенты не изучали, так как там не было таких преподавателей. Мы добились, чтобы им все таки отметили изучение иностранного языка, ведь они же были не виноваты, что попали в «китайскую» группу. 

Ученики и учителя долгое время ощущали влияние органов внутренних дел. МВД взяло шефство над этим учебным заведением, оказывая ему различную помощь, сотрудники органов приходили сюда проводить беседы и разъяснительную работу, а среди учащихся было немало детей сотрудников и даже руководителей милиции и КГБ.

Школа считалась спортивной. Здесь действовали сильные секции легкой атлетики и гимнастики. Многие выпускники добились больших успехов в этих видах спорта. Ученики часто занимались на расположенном неподалеку стадионе «Динамо». В школе существовали классы, где создавались все условия для занятий различными спортивными дисциплинами. 

В актовом зале школы, рассчитанном на 100 человек, и во внутреннем дворе периодически проводились довольно масштабные мероприятия и открытые уроки. На них собиралось до нескольких сотен человек.

Преподаватели школы № 25

Преподаватели школы № 25

— Среди нашего коллектива было много представителей еврейской диаспоры. Это были замечательные, очень образованные учителя и настоящие профессионалы, например, Елена Михайловна Блиндер, Анна Борисовна Игдал и бывший директор Адольф Евсеевич Селицкий. Они полностью подтверждали мнение о представителях этой нации, как об очень умных людях. Естественно, и среди учащихся также было много евреев. Нашу школу в шутку называли еврейской.

Среди выпускников школы было немало знаменитых политиков, бизнесменов, врачей, деятелей науки и искусства. Это такие личности, как известный банкир Даулет Сембаев, один из ведущих пульмонологов страны Абай Байгенжин, музыковед Анатолий Кельберг, лидер партии ЛДПР Владимир Жириновский и Президент РК Касым-Жомарт Токаев. Серафима Филатовна обучала многих из них. Она помнит почти каждого своего выпускника.

Встреча выпускников школы № 25 1964 года. На фото сверху в центре Владимир Жириновский.

Встреча выпускников школы № 25 1964 года. На фото сверху в центре Владимир Жириновский.

— Я хорошо запомнила выпуск 64 года. Между собой преподаватели называли их «жириновцами», ведь именно в том году Владимир Вольфович закончил школу. Среди его одноклассников было и много других выдающихся людей. Он никогда не считался лидером в классе, но был очень говорливым. Являлся активным участником клуба политических дискуссий, был очень убедительным и всегда умел доказать свою точку зрения. При этом никогда не хамил и не оскорблял своих учителей или опонентов. Я называла его борцом за справедливость. Отличником он не был, но учился неплохо. Это был активный подросток с густой рыжей шевелюрой. Одноклассники и учителя называли его Вовчиком. Позже, уже после поступления в вуз, он написал мне в письме, что лучше других предметов сдал на экзаменах историю. Во время каждого своего приезда в Алматы приглашал на встречи, говоря, что я была его любимой учительницей.

В одном классе с Жириновским учился известный хирург, доктор медицинских наук Юрий Аношин. Он с детства был очень умным и харизматичным человеком.

— Еще у меня учился Президент РК Касым-Жомарт Токаев. Он запомнился очень красивым юношей, пользовался успехом у девушек. Это был интеллигентный молодой человек. Учился хорошо, был активистом, и я еще в то время знала, что он станет выдающейся личностью. В школе сохранилось письмо комсомольцев в будущее, в 2017 год. Там стоит и его подпись, — вспоминает Серафима Никонова.

Встреча одноклассников Владимира Жириновского

Встреча одноклассников Владимира Жириновского

— Наши выпускники, даже самые известные из них, часто приезжают в родную школу. У нас регулярно проходят встречи бывших одноклассников, на которые также приглашают и преподавателей. Наши ученики с гордостью говорят: «Мы — выпускники 25-й».


Лицей № 28 им. М. Маметовой

Вскоре после основания музея преподаватель истории Евгений Динерштейн выдвинул инициативу установить памятник в честь учеников и учителей школы, погибших на фронте. Мы подержали эту идею. Чтобы собрать деньги на бронзовый монумент, были брошены все силы. После уроков учителя и старшеклассники ездили на Плодоконсервный комбинат. Там мы часами чистили лук, плакали, но терпели. Все заработанные таким образом деньги ушли на строительство памятника и развитие музея.

История лицея № 28 тесно связана с Великой Отечественной войной. Он был образован еще в 1932 году. Первое одноэтажное здание располагалось на пересечении Карасай батыра (бывш. Виноградова) и Тулебаева.

В 1934-м появилось новое здание на Фурманова – Казыбек би (бывш. Советская). Это стало знаменательным событием, так как в городе было мало школ, и на открытии присутствовал первый секретарь РКП(б) Казахстана Левон Мирзоян.

Ученики школы достигли успехов в обучении, и в 1938-м ей было присвоено звание образцовой и имя И. В. Сталина.

В школе работали одни из лучших учителей республики — С. Байгулова и С. Савина.

Когда началась война, большинство учеников и учителей школы отправились на фронт. Одним из первых ряды Красной армии пополнил директор школы  Геннадий Фадеевич Званцев. Всего в боевых действиях участвовало 120 преподавателей и учащихся лицея. В их числе три Героя Советского Союза: Владимир Засядко, Владимир Бреусов и Маншук Маметова. Несмотря на войну, школа продолжала работу, и в 1943-м она была переименована в мужскую гимназию № 28 им. И. Сталина.

В 1931-м в школе начала обучение будущая героиня страны Маншук Маметова. Она училась здесь до 1937 года, затем поступив в медицинский институт, откуда и ушла на фронт. Новость о подвиге и героической гибели Маншук была принята коллективом школы с печалью и гордостью.

Юная Маншук Маметова

Юная Маншук Маметова

Преподаватели приняли решение сохранить парту, за которой сидела их выпускница. С 1960 года школе было присвоено имя Маншук Маметовой.

Изучением прошлого школы и славного боевого пути ее выпускников занимался преподаватель истории Евгений Иосифович Динерштейн. Вместе со своими учениками он собирал ценные материалы, такие как фотографии и письма фронтовиков, личные вещи героев-выпускников. Эти экспонаты стали основой школьного Музея боевой славы, основанного 6 мая 1978 года. Уже в марте 1980-го ему было присвоено звание «Отличный школьный музей». 

Евгений Иосифович по собственной инициативе проводил научную и поисковую работу, подключая к ней школьников и преподавателей. Он организовал экспедицию «Поиск», отправившись вместе  с учениками  по местам боевой славы Маншук Маметовой и Владимира Засядко. Оттуда были привезены гильзы от боевых снарядов и земля с полей сражений. Найденные в ходе поисковой работы экспонаты пополнили школьный музей.

Учитель начальных классов Салиха Садыковна проработала в 28-м лицее много лет. Она вспоминает атмосферу, царившую в этом учебном заведении в годы, когда появился школьный музей.

— Когда я пришла в эту школу, она была общеобразовательной, однако уже тогда считалось, что здесь высокий уровень преподавания. Особое внимание уделялось техническим наукам. Родители, живущие даже в другой части города, с удовольствием приводили сюда своих детей. Взаимоотношения в коллективе учителей складывались прекрасные. Мы вместе с гордостью несли имя этой школы. Помимо уроков, было много творческих факультативов и кружков. Школьники занимались танцами, пели в хоре. 

— Учитывая глубокую связь школы с подвигами героев Великой Отечественной, особое внимание здесь всегда уделялось патриотическому воспитанию. Вскоре после основания музея преподаватель истории Евгений Динерштейн выдвинул инициативу установить памятник в честь учеников и учителей школы, погибших на фронте. Мы подержали эту идею. Чтобы собрать деньги на бронзовый монумент, были брошены все силы. После уроков учителя и старшеклассники ездили на Плодоконсервный комбинат. Там мы часами чистили лук, плакали, но терпели. Все заработанные таким образом деньги ушли на строительство памятника и развитие музея.

В стенах 28-й школы училось немало знаменитых деятелей Казахстана. Среди ее выпускников знаменитый поэт и писатель Олжас Сулейменов, бывший министр юстиции и министр внутренних дел РК Бауыржан Мухамеджанов, балетмейстер Болат Аюханов, дирижер Фуат Мансуров, политолог Досым Сатпаев, Алик Шпекбаев, Мазан Сергазин, Альджан Бралиев, Ерлан Акчалов, Виктор Бурдин, Галина Рутковская, Анатолий Носков, братья Букейхановы. Многие из них навещают родную школу.

Учитель казахского языка Айман Сулейменовна  — один из старейших преподавателей лицея. Она работает здесь с 1975 года.

— Уровень учеников в этой школе, когда я пришла сюда, был очень высоким. Это были будущие министры, крупные бизнесмены, юристы и врачи. Каждый урок для меня был, как экзамен. Чтобы держать внимание класса и не терять авторитет в глазах учеников, приходилось тщательно готовиться к каждому занятию. Думаю, это часть нашей профессии. Нужно быть образованным, воспитанным и интеллигентным. Важно обладать умением подбирать ключи к сердцу каждого ученика. Это настоящий дар, и не каждому он дается.

— В 28-й школе работало много учителей высшей категории, кандидатов наук. Особенно сильными у нас были физики и математики. Некоторые из преподавателей писали методические пособия, по которым мы занимаемся до сих пор. Я никогда не думала менять эту школу и всю жизнь проработала здесь. Многие мои воспитанники впоследствии получали высшее образование и работали во всех уголках мира.

В 1991 году школа стала экспериментальной. Началось углубленное изучение точных наук. В школе в числе первых образовательных учреждений появились компьютерные классы.

В 1993-м она была аттестована Государственной комиссией, и одной из первых в городе получила сертификат, подтверждающий заявленный статус технического лицея. В лицее давалась профессиональная подготовка на уровне колледжа по таким специальностям, как «программист», «пользователь ПК», «бухгалтер-экономист», «офис-менеджер», «лаборант-химик-эколог».

В настоящее время школа имеет статус лицея. Ее выпускники после прохождения профильного обучения получают свидетельства о присвоении квалификации «техник-программист», «пользователь ПК», «бухгалтер-экономист с навыками работы на ПК».

Главной достопримечательностью школы продолжает оставаться Музей боевой славы. Здесь собрано более 1000 экспонатов. В центре разместилась экспозиция, изображающая последний бой Маншук Маметовой, которую специально для музея создал заслуженный художник РК Владимир Пожарский.


Гимназия  № 15

У нас в школе была очень богатая библиотека книг на английском. Представьте, там была вся серия Библиотеки всемирной литературы на английском. Эти книги в то время и на русском было тяжело найти в магазинах. Наличие такой богатой коллекции книг было хорошей мотивацией для изучения иностранных языков.

Школа была основана в 1937 году, вначале как специализированная школа для девочек. В 1939-м она стала первой в республике школой с углубленным изучением английского языка и получила имя В. И. Ленина благодаря своему расположению в Ленинском районе города. 

Долгое время начальное, среднее и старшее звено школы размещались в старом корпусе, построенном еще в 30-е годы. Деревянные полы, фанерные потолки и обветшавшие стены не способствовали сохранению престижа учебного заведения, и в 1986 году был построен просторный новый корпус. В старом, где был проведен капитальный ремонт, осталась только начальная школа.

Какое-то время здесь работала вечерняя школа трудовой молодежи. Позже в старом корпусе впервые в Алматы появилась шестилетка. Ученики младших классов находились в школе до вечера, отправляясь в обед на тихий час и делая уроки прямо в школе под наблюдением учителя.

Главным профильным предметом гимназии на протяжении всей ее истории оставался английский язык. Обучение ему начиналось с первого класса и продолжалось до одиннадцатого. Общий штат учителей английского в одно время доходил до 27 человек.

О том, чем отличалась 15-я гимназия с английским уклоном от других школ, рассказала преподаватель иностранного языка с сорокалетним стажем Валерия Исидоровна Смирнова.

— В 63 году началась реализация государственной программы, согласно которой в столицах союзных республик в каждом районе должно было быть по школе с углубленным изучением английского, немецкого и французского языков. 15-я школа также попала в эту программу. Тогда пытались ввести преподавание большинства предметов, таких как математика и физика, на иностранном языке. То, что делается сейчас в самых престижных вузах страны, придумали еще сорок лет назад. Однако тогда эта программа не получила развития из-за того, что преподаватель должен был сам изначально изучать предмет на языке обучения. Если, допустим, это был учитель химии, пусть даже и владевший английским, не факт, что он мог преподавать свой предмет на этом языке.

Ведущий математик школы в 70-80-е годы, Анна Яковлевна Эсперсон

Ведущий математик школы в 70-80-е годы, Анна Яковлевна Эсперсон

— В итоге пришли к некоему компромиссу. Общеобразовательные предметы учили на русском, но было несколько специальных предметов на английском. Кроме самого языка, мы преподавали страноведение, технический перевод, литературу, стилистику языка и историю Великобритании. В 10-11-м классе число уроков на английском языке могло доходить до десяти в неделю.

В младших классах учителя школы практиковали новые для того времени игровые методы обучения. Они использовали известные советские песни, переведенные на английский язык.

В старшей школе часть уроков проходила по газете The Moscow News, издаваемой в СССР для зарубежных специалистов. В этом издании присутствовали вкладыши из Financial Times и The Economist. Именно эти сложные тексты учились переводить старшеклассники 15-й школы. По окончанию школы большинство из них могло свободно читать и слушать новости на иностранных языках.

После окончания школы выпускники получали свидетельство, согласно которому они могли работать переводчиками художественной и технической литературы. Многие из них поступали на факультеты международных отношений в лучшие вузы страны, без труда сдавая вступительные экзамены.

— У меня был класс, где из 20 человек 6 поступили в вузы Москвы и Ленинграда, а остальные — в КазГУ. В целом, благодаря высокому уровню преподавания, «поступаемость» была почти стопроцентной.

Учитель георгафии Елена Ивановна Скуратович

Учитель георгафии Елена Ивановна Скуратович

Выпускники и работники школы до сих пор вспоминают имена преподавателей, оставшиеся в анналах школьной истории: учителей английского языка — Пилипенко Т.Б., Перекольскую Т.И., Барзали Ф.И., Парасюту Е.И., Григориади М.Н., Матюнину Е.Н., Вельдяеву И.В., Питерцеву А.С., Сорокину Т.В., Кукатову Е.В., Смирнову В.И.; учителей математики — Лозоватского М.И., Блех Р.Р., Эсперсон А.Я., Люфт Ф.Э.; учителей физики — Подлеснову Н.П., Бровкину Н.И.; учителей истории — Бегельман Р.Д., Орлову Т.А.; учителей русского языка и литературы — Сашину Н.И., Дешко Т.В.; учителей начальных классов — Тычинину А.С., Степанову С.А. и многих других учителей гимназии.

— Чтобы вовлечь учеников в учебный процесс, мы организовывали концерты и ставили спектакли. Мои ученики показывали на сцене отрывки из пьес Бернарда Шоу и Шекспира. У нас в школе была очень богатая библиотека книг на английском. Представьте, там была вся серия Библиотеки всемирной литературы на английском. Эти книги в то время и на русском было тяжело найти в магазинах. Наличие такой богатой коллекции книг было хорошей мотивацией для изучения иностранных языков.

Помимо основных предметов, в школе активно развивался литературный и театральный кружки, а также спортивные секции.

Был в школе и свой Музей боевой славы, которым заведовал бывший директор, Федор Иванович Барзали. Учащиеся общались с ветеранами и участвовали в поисковой работе.

В 1993 году в гимназии открылись классы с преподаванием на казахском языке. С 1996 года введено изучение второго иностранного языка — французского. В 1999 году специализированная школа № 15 стала призером конкурса акима г. Алматы на звание «Лучший педагогический коллектив системы образования». В 2001 году результаты работы преподавателей были достойно представлены на конкурсе проектов «Лучший творческий педагогический коллектив».

В настоящее время выпускники школы живут, работают и учатся в Казахстане, России, Америке, Китае, Англии, Новой Зеландии, Голландии, Норвегии, Малайзии, Индонезии, Таиланде. Однако все они с теплотой вспоминают родную школу. 

Автор: Святослав Антонов (2015 г.)

Источник: voxpopuli.kz

Поделиться:

Дата: